В судебной системе кадровый голод

12:37, 28 февраля 2011
Газета: 75
Отбирать новые кадры в судейский корпус ВККС начнет не
В судебной системе кадровый голод

Отбирать новые кадры в судейский корпус ВККС начнет не раньше мая 2011 года

С начала внедрения судебной реформы в судах, особенно так называемых общих, образовалась масса требующих немедленного заполнения вакансий, поскольку, как известно, 2010 г. ставил рекорды по количеству судей, ушедших в отставку. Небольшим судам, где из 5–6 судей осталась от силы половина, работать стало совсем непросто. Поток же новых кадров постепенно иссякает. Эту тенденцию подтверждают результаты заседаний Высшего совета юстиции. В частности, 15 февраля были рекомендованы к назначению на должность судьи впервые лишь 3 кандидата.

Причина вовсе не в отсутствии желающих войти в состав судейского корпуса. Дело в том, что с принятием ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» был создан временный правовой вакуум, при котором к назначению впервые могли рассматриваться лишь те кандидатуры, материалы относительно которых были переданы местными квалифкомиссиями во ВСЮ до вступления в силу указанного закона. Новые кадры должны были поступать с началом работы Школы судей, которая пока создана лишь на бумаге.

Что касается существующего кадрового резерва, т. е. списка лиц, которые сдали экзамен местным квалифкомиссиям, но ввиду отсутствия вакансий были зачислены в резерв, то его фактически «обнулили», поскольку, как оказалось, квалифэкзамен, который сдавали лица, зачисленные в резерв по старому Закону, не имеет ничего общего с квалификационным экзаменом, предусмотренным новым Законом, ни по форме, ни по процедуре – лишь по названию.

 

Не повлиял на ситуацию и недавно вступивший в силу Закон ?2982-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 3 февраля: «резервистам» необходимо пройти процедуру зачисления в резерв заново, в частности, сдать экзамен в соответствии с требованиями нового Закона. Непонятно только, насколько справедливо такое положение вещей по отношению к лицам, сдавшим квалифэкзамен, допустим, в начале 2010 г., ввиду того, что старыми законами о судоустройстве была гарантирована действительность его результатов на протяжении трех лет, если за это время кандидат не отзовет свое заявление.

 

Учиться, но не всем

 

Законодатели решили ускорить процесс притока кадров в судебную систему. Так, согласно изменениям к ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» от 3 февраля, не все кандидаты обязаны проходить спецобучение.

Для «освобождения» от этого этапа нужна совокупность следующих условий: 1) заявление об участии в отборе на должность судьи подано после вступления в силу ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»; 2) заявление подано до дня принятия ВККС решения о первом отборе кандидатов для прохождения спецподготовки (а такое решение, очевидно, может быть принято после «материализации» Национальной школы судей); 3) заявитель прошел стадию определения ВККС рейтинга кандидатов на должность судьи по результатам сдачи квалификационного экзамена и зачислен в резерв на замещение вакантных должностей.

Выходит, спецподготовка не грозит кандидату, подавшему заявление после 30 июля 2010 г., который до завершения процесса создания Нацшколы судей успел проявить себя при сдаче квалифэкзамена перед ВККС и был зачислен в резерв по новой процедуре.

 

К чему стоит готовиться?

 

Первые назначения по нормам без прохождения этапа спецподготовки, скорее всего, произойдут не раньше мая. Обусловлено это, в первую очередь, организационными причинами. Основные вопросы возникают вокруг обеспечения условий проведения ВККС квалификационного экзамена, в частности, установленных ст. 70 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» относительно анонимного тестирования: каким образом разбить достаточно большое количество кандидатов на группы для сдачи экзамена (ведь тестирование должно состояться в один день), как обеспечить присутствие в помещении, где он проходит, членов Комиссии. Ввиду того, что варианты заданий для тестирования распределяются по случайному принципу, неоднозначным является и вопрос о специализированности тестов в зависимости от юрисдикции суда, на работу в котором претендует кандидат.

Кандидатов, для которых спецподготовка не является обязательной, ожидают следующие стадии на пути к заветной профессии: 1) предоставление заявления и документов в ВККС, их проверка Комиссией; 2) допуск к анонимному тестированию с целью определения уровня общих теоретических знаний в области права; 3) допуск к квалифэкзамену. По результатам экзамена Комиссия определяет рейтинг кандидатов на должность судьи и зачисляет их в резерв на замещение вакантных должностей.

Далее проходит конкурс, в ходе которого ВККС с учетом результатов квалификационного экзамена отбирает кандидатов в соответствии с количеством имеющихся вакантных должностей судей. По итогам отбора ВККС вносит рекомендации Высшему совету юстиции о назначении кандидатов на должности судей, а те, кто не получил рекомендаций по результатам конкурса, зачисляются в резерв. Дальше дело за ВСЮ, который рассматривает вопрос о назначении рекомендованного кандидата и вносит представление Президенту.

Что касается Национальной школы судей Украины, ожидается, что она начнет работать с сентября текущего года. При этом зачисление в Школу будет осуществляться после накопления определенного количества кандидатов в «группу на поступление», а не в одиночном порядке. Так что говорить о быстром наполнении вакансий в судах (а их уже более 1000 по всей Украине) пока не приходится.

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

  Комментарии 

 

Председатель Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко:

 

– Многие вопросы, касающиеся процедуры отбора кандидатов, будут отрегулированы с помощью регламентов ВСЮ и ВККС. Если оценивать предварительно, думаю, через два с половиной месяца состоится первый набор. Была вероятность, что из-за большого количества вакансий и, соответственно, кандидатов возникнут проблемы с тестированием, поскольку оно должно проводиться в один день в присутствии членов Комиссии и с ведением аудио- и видеозаписи. Скорее всего, конкурс на все вакантные места, которые есть, сейчас объявляться не будет – сначала оценят кандидатов, допустим, на 30–50 вакансий. Тестирование же при участии представителей ВККС можно провести по регионам, например, одновременно в Киеве, Одессе и Харькове, а также в Донецке и Львове. В законе же не сказано, что они должны быть в полном составе на экзамене – там сказано: «в присутствии членов Комиссии». Таким образом, если разбить по регионам одновременное прохождение тестирования, проблема будет снята. Что касается тестов, к ним я отношусь критически, потому что это, прежде всего, проверка на общетеоретические знания. Причем в разном возрасте тестирование воспринимается по-разному: одно дело, когда юрист три года назад закончил вуз, и в его памяти свежа вся палитра отраслей права, другое – когда, например, помощник судьи долгое время занимается определенной категорией дел, он профессионал высокого уровня именно по рассмотрению этих дел. На мой взгляд, при тестировании следовало бы исходить из того, что судья будет работать по соответствующей специализации.

Еще один вопрос касается того, что кандидат на стадии квалификационного экзамена, тестирования фактически не знает, на вакансию в суд какой специализации он его сдает. В то же время, исходя из норм трудового права, когда человека берут на работу, его должны ознакомить с условиями: место работы, специализация. Сейчас же кандидат в судьи должен проходить анонимное тестирование, фактически, не зная, на что претендует. Но, думаю, со временем будет найден механизм, как решить эту проблему.

Национальная школа судей заработает, скорее всего, в начале сентября. Но тут также есть вопросы. Вакансии будут появляться и в сентябре, и в октябре, и в ноябре. Как быть с обучением: каждый раз, как только появляются вакансии, проводить новый набор? На мой взгляд, целесообразно проводить его циклично, например, каждые 6 месяцев, чтобы «наработать» соответствующий запас кандидатов.

 

Председатель Комитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов:

 

– Национальная школа судей пока не сформирована. Поэтому некоторые положения Закона «О судоустройстве и статусе судей», в части, где говорится о необходимости прохождения спецподготовки, временно действовать не будут. Но остальные стадии прохождения процедуры обязательны для всех, и они четко прописаны в Законе: размещение объявления об отборе кандидатов; подача заявления и необходимых документов; спецпроверка кандидатов; анонимное тестирование кандидатов на определение уровня общих теоретических знаний в области права; допуск кандидата к квалификационному экзамену; определение рейтинга кандидатов и зачисление их в резерв и т. д.

Думаю, летом можно ожидать решения о первом наборе для спецподготовки. А у того, кто успеет пройти до этого времени все стадии, в отношении кого по результатам сдачи квалификационного экзамена ВККС определит рейтинг и примет решение о зачислении в резерв, необходимости в спецподготовке не будет.

Что касается кадрового резерва, не существует законной возможности приравнять «старых» резервистов к лицам, которые пройдут новую процедуру и сдадут квалификационный экзамен в соответствии с требованиями нового Закона.

 

Председатель ВККС Украины Игорь Самсин:

 

– Согласно ст. 66 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», назначение на должность судьи впервые осуществляется в порядке, определенном этим Законом, и включает, в частности, такие стадии, как прохождение кандидатами анонимного письменного тестирования (экзамена) и сдача перед ВККС квалификационного экзамена. Законодатель не установил никаких исключений или особенностей в порядке назначения на должность судьи впервые для тех лиц, которые сдали квалификационный экзамен и были зачислены в кадровый резерв соответствующими квалификационными комиссиями до вступления в силу этого Закона. Такие кандидаты могут быть назначены на должность судьи с соблюдением общего порядка – как и те лица, которые впервые будут обращаться в ВККС с заявлениями об участии в отборе кандидатов на должности судей. А потому все лица, которые изъявят желание стать судьями, будут сдавать экзамены перед ВККС. И это правильно с точки зрения обеспечения равенства прав всех лиц в доступе к прохождению процедуры назначения на должность судьи.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новый Верховный Суд: что о нем известно украинцам
Новости онлайн