Юридические аспекты школьного образования

13:59, 9 марта 2011
Газета: 76
Пожалуй, о
Юридические аспекты школьного образования

Пожалуй, о школьных проблемах детей и их родителей можно говорить до бесконечности, а поток жалоб на качество, уровень образования, воспитательный процесс и вовсе неиссякаем. Одно дело, когда ребенок учится в частной школе или гимназии, где мнение родителей не остается незамеченным, и совсем иное – когда чадо ходит в обычную общеобразовательную школу по месту жительства. Ведь именно в государственных школах зачастую можно столкнуться с нарушением прав ребенка, иногда сопряженным с невнимательным отношением учителя к состоянию здоровья ученика, учебными перегрузками, дополнительными требованиями и установлением «повинных работ». Скорее всего, проблема даже не в черствости учителей, уставших от ежедневного и низкооплачиваемого педагогического процесса, а в неинформированности родителей о том, что можно и что нельзя в среднем общеобразовательном учебном заведении.

 

 

Когда идти в первый класс?

 

Так вот, уважаемые родители, как только ваш малыш отгуляет свой выпускной в садике, осенью его ожидает первый школьный звонок, и очень многое в жизни новоиспеченного школьника (и в первую очередь – его здоровье) будет зависеть от вас. Поэтому нелишним будет ознакомиться с некоторыми нормативными правовыми актами, посвященными жизни школы. Во-первых, это, конечно, Закон об образовании и Закон об общем среднем образовании. Кроме того, с лета прошлого года действует Постановление об утверждении Положения об общеобразовательном учебном заведении (Постановление КМУ от 27.08.2010 ?778) (далее – Положение), которым предусматриваются основные, скажем так, школьные правила.

Отвечая на вопрос, волнующий многих родителей: «Отдавать ли 6-летку в школу, или дать «отсрочку» на годик?», следует руководствоваться нормами соответствующего законодательства. Согласно Положению, в первый класс зачисляются, как правило, дети с шести лет. Т.е. 6-летний возраст школьника – это больше правило, чем требование закона. Так что, при нежелании родителя отправлять за знаниями свое детище с шести лет, можно дать возможность ребенку погулять еще годик-другой. Но в то же время ст. 6 Закона об общем среднем образовании предусматривает ответственность родителей за получение детьми полного общего образования. Кроме того, ст. 47 этого же Закона определяет, что злостное уклонение родителей от исполнения обязанностей о получения их несовершеннолетними детьми полного общего среднего образования может быть основанием для лишения их родительских прав. Из чего следует, что злоупотреблять своим правом на «отсрочку» нельзя.

 

Никаких конкурсов при зачислении в школу!

 

Многие родители при зачислении ребенка в первый класс сталкиваются с бюрократическими трудностями, например, с заявлениями администрации школы о некоем конкурсном отборе, который должен пройти каждый «школьный абитуриент». Однако, в соответствии с п. 18 Положения, зачисление учеников (воспитанников) во все классы коммунальных школ I-III уровня осуществляется без проведения конкурса и, как правило, согласно территории обслуживания. А вот зачисление в специализированные школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий (гимназий-интернатов), лицеев (лицеев-интернатов) государственной и коммунальной формы собственности действительно осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном МОН Украины (п. 19 Положения). В свою очередь, порядок приема учеников в частное учебное заведение определяется его руководителем и утверждается учредителем.

Вне зависимости от того, в какую школу определен ребенок, «учебный год начинается 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июня следующего года» – это правило установлено ЗУ об общем среднем образовании и Положением.

 

Доживем до понедельника

 

В соответствии с п. 43 Положения, продолжительность уроков в школе составляет: в 1-х классах – 35 минут, во 2–4-х – 40 минут, а в 5–11-х (12-х) классах – 45 минут. При этом изменение времени уроков может иметь место лишь по согласованию с соответствующими органами управления образования и государственной санитарно-эпидемиологической службой. Кстати, в гимназиях и лицеях, в 5–11-х классах специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов и курсов допускается проведение подряд двух уроков по одному предмету. А для учеников 5–9-х классов обычных школ проведение «двойного» урока разрешается во время лабораторных и контрольных работ, написания сочинений, уроков трудового обучения. В 10–11-х классах такие уроки допускаются при изучении профильных дисциплин.

Продолжительность перерывов между уроками устанавливается с учетом потребности в организации активного отдыха и питания учеников, но обычная «переменка» должна быть не менее 10 минут, а большая (после второго или третьего урока) – не менее 20 минут (п. 46 Положения).

Если учителя решили «нагрузить» вашего ребенка общественными поручениями как во время занятий, так и между ними, вы должны знать, что, согласно п. 48 Положения, отвлечение учеников от учебных занятий для проведения иных видов деятельности запрещается (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). Более того, привлекать школьника к иным видам деятельности, не предусмотренным программой и рабочим учебным планом учреждения, допускается только с согласия самих учеников по разрешению их родителей! Это означает, что «предложить» помыть (заклеить, утеплить на зиму) окна в классе или разгрузить мебель школа может лишь при получении на то родительского разрешения и согласия самого школьника.

 

Физкультура — залог здоровья?

 

Безусловно, уроки физкультуры важны для здорового развития ребенка. Но, как говорится, все хорошо в меру, ведь те физические нагрузки, которые может выдержать абсолютно здоровый ребенок, не под силу тому, кто послабее. Думается, родителям следует знать, что законодательством предусмотрен медико-педагогический контроль над физическим воспитанием как необходимым компонентом педагогического процесса, обеспечивающий своевременное определение уровня функциональных возможностей организма учеников, адекватность физических нагрузок и ранее выявление признаков заболеваний и повреждений. Во всяком случае, именно такая формулировка содержится в Положении о медико-педагогическом контроле над физическим воспитанием учеников в общеобразовательных учебных заведениях (Приказ МОЗ, МОН Украины от 20.07.2009 г. ?518/674). Во время проведения такого мероприятия, в первую очередь, осуществляется контроль нагрузки на учеников, отнесенных по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной группам во время проведения уроков по физкультуре. Разумеется, оцениваются и методика проведения самого урока, материально-техническое обеспечение, соответствие нормативам обеспечения оборудованием и инвентарем, их исправность, а также гигиенические условия мест проведения уроков физкультуры. Кроме того, проверяется соответствие физической нагрузки полу учеников, изучается реакция организма детей на физические нагрузки, ведется хронометраж урока. Так, к примеру, директор школы посещает уроки физкультуры 2–3 раза в течение учебного года с административным инспектированием, а, скажем, классный руководитель – раз в месяц для проверки дисциплинированности и успеваемости «своих» детей. Медперсонал для оценки соответствия физической нагрузки функциональным возможностям учеников посещает занятия раз в месяц, но не менее 6 раз в течение года.

Очевидно, что беспокоиться о здоровье собственного ребенка, учитывая частоту посещений школы медицинским составом, приходится родителям. Для этого родители должны руководствоваться Инструкцией о распределении учеников на группы для занятий на уроках физической культуры, утвержденной уже упомянутым Приказом МОЗ и МОН. Если у вас возникли подозрения о физических отклонениях у ребенка, не стоит дожидаться прохождения обязательного ежегодного медосмотра – не откладывая в долгий ящик, обратитесь к специалистам незамедлительно. Получив результаты медосмотра, предоставьте справку в школу ребенка. В свою очередь, школьный медработник на основании этого документа должен определить, в какую группу для занятий физкультурой должен входить ученик.

Например, в подготовительную группу зачисляются дети, находящиеся на реабилитационном периоде после острых заболеваний, которые не требуют курса лечебной физкультуры, со средним уровнем функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Для этой группы характерно постепенное увеличение нагрузки без сдачи нормативов. А в специальной группе должны заниматься дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не препятствующие обучению в школе, но противопоказанные для занятий физкультурой по учебной программе. Однако, это совсем не означает освобождения от физкультуры – в таком случае занятия должны проводиться учителем физкультуры по индивидуальным заданиям непосредственно на уроках. При всем этом, согласно п. 14 Инструкции, классный руководитель должен за месяц до окончания срока пребывания ученика в специальной или подготовительной группе письменно уведомить школьника и его родителей о необходимости прохождения повторного медосмотра для определения группы по физкультуре. Примечательно, что, согласно п. 3 Инструкции, ученики, не прошедшие медосмотр или рекомендованное дополнительное обследование, к нагрузкам на уроках физкультуры не допускаются, о чем должны быть проинформированы их родители.

Безусловно, законодательство Украины предусмотрело массу норм и правил, позволяющих сохранить здоровье ребенка, но без должного родительского участия в школьных буднях все эти нормы могут так и остаться лишь на бумаге.

Юлия Габдуллина,

«Судебно-юридическая газета»


Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн