Когда предприниматели смогут работать без печати?

11:44, 21 марта 2011
Газета: 78
Как известно, излишняя зарегулированность малого бизнеса мешает его нормальному развитию. Немало копий...
Когда предприниматели смогут работать без печати?

Как известно, излишняя зарегулированность малого бизнеса мешает его нормальному развитию. Немало копий сломано и вокруг возможности предпринимателей работать без печати. С одной стороны, печать не несет никакого делового смысла, а с другой – вести нормальное общение с налоговой без штампов на документах не получается. На данный момент лишь некоторые физические лица – предприниматели могут работать без печати, но и те в большинстве своем стараются ее получить во избежание недоразумений с госорганами.


Лед тронулся

 

Впрочем, в последнее время в этой сфере появились некие подвижки. Так, 29 декабря 2010 г. постановлением Кабинета министров «О внесении изменений в Положение о разрешительной системе» штампельно-гравюрные мастерские, печати и штампы были исключены из перечня предметов, материалов и веществ, предприятий, мастерских и лабораторий, на которые распространяется разрешительная система. Таким образом, для упомянутой деятельности не нужно получать соответствующее разрешение в органах внутренних дел. А на прошлой неделе в парламенте голосовали за законопроект, который разрешил бы бизнесу и вовсе не тратить время и средства на изготовление печатей. К сожалению, проект был признан «сырым», и его направили на доработку. Тем не менее, вероятность его принятия достаточно высока.


Убрать искусственные преграды!


В целом идея отмены повсеместного применения печатей принадлежит уполномоченному Кабинета министров по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности Михаилу Бродскому. Сейчас его слова, наконец, подтвердились законопроектом, который был подан от имени правительства, – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей» ?8215.

Основной целью проекта является введение принципа осуществления субъектами хозяйствования частного права хозяйственной деятельности без печатей как обязательного атрибута. Достичь этой цели позволит внесение соответствующих изменений в некоторые действующие законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти. К разработке такого законопроекта правительственные органы подтолкнуло желание упростить и удешевить процедуры открытия бизнеса в Украине в целом. Ведь не секрет, что зарегистрировать юридическое лицо в нашей стране стоит определенных денег, часть из которых идет на расходы по получению печати. Теперь же проектом Закона предлагается исключить из действующего законодательства обязательность использования юридическими лицами частного права печатей в хозяйственном обороте.

Отметим, что печать сегодня используется для удостоверения документов, но не подтверждает факты, в этих документах изложенные. Из практики применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции штампы и печати – это специальные формы-клише, на которых содержатся рельефные или углубленные зеркальные отображения текстов, рисунков, других обозначений, предназначенные для получения отпечатков на бумаге, сургуче, воске, металле, других материалах. То есть отображение печатей и штампов на документах не добавляет документу достоверности и юридической силы. «Обращаем внимание, что обязательность использования юридическими лицами печатей в хозяйственном обороте создает искусственные преграды в деятельности юридических лиц и приводит к спекуляции и манипуляции самими субъектами хозяйствования», – говорится в пояснительной записке к проекту Закона.

Во время разработки документа он был согласован со всеми профильными ведомствами, которые его полностью поддержали. На своем блоге М. Бродский заметил, что сегодня печати подделывают сплошь и рядом, и это не составляет труда для рейдеров: «Небольшой, но значимый шаг: наш законопроект об отмене печатей прошел Кабмин и пошел в Верховную Раду. В процессе работы над законопроектом мы изучали опыт развитых стран. Там печати практически нигде не используются. Подделать их очень легко. Лучшим подтверждением законности договора есть подпись. В Международной финансовой корпорации также отмечают позитив от отмены печатей. Там считают, что этот шаг позволит Украине подняться в рейтинге легкости ведения бизнеса на несколько позиций».


Госрегистрация в Интернете


Следует отметить, что отмена печати – не единственная новация, которая позволит Украине улучшить ведение бизнеса для своих граждан. Так, еще более упростить открытие собственного дела должен Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» относительно проведения электронной регистрации». Он опубликован в газете «Голос Украины» от 13 ноября 2010 г. и вступает в силу с 13 августа 2011 г.

Документом внесены изменения в Хозяйственный кодекс Украины, законы Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» и «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Ими устанавливается возможность проводить государственную регистрацию субъектов хозяйствования в электронном виде, а также упрощен порядок получения сведений из Единого государственного реестра. С августа в обязанности госрегистратора будет входить учет полученного от заявителя электронного документа; направление заявителю подтверждения факта получения электронного документа; проведение необходимых регистрационных действий и направление заявителю соответствующего документа в электронном виде и на бумажном носителе. В случае наличия основания для отказа в проведении государственной регистрации заявителю будет направляться соответствующее уведомление в электронной форме.

Электронная регистрационная карточка и документы, кроме тех, которые удостоверяют полномочия уполномоченного лица, будут удостоверяться электронной цифровой подписью (ЭЦП) заявителя. Подтверждением внесения регистрационного сбора также будет считаться экземпляр электронного расчетного документа, заверенного ЭЦП. Электронный документ будет считаться полученным государственным регистратором со времени поступления заявителю сообщения в электронной форме о получении такого электронного документа государственным регистратором. Государственный регистратор после получения им от заявителя электронного документа автоматически отсылает ему электронный документ с подтверждением факта получения.

В случае внесения изменений в сведения о местонахождении юридического лица оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица будет направляться государственному регистратору заказным письмом с описью вложения. При этом госрегистратору будут электронным документом отсылаться сведения о реквизитах заказного письма и опись, содержащая сведения об отосланных электронных документах. При подаче государственному регистратору электронных документов юридического лица к ним будет прилагаться электронный документ, удостоверяющий полномочия лица, связанные с подготовкой электронных документов юридического лица. В свою очередь, бумажные документы также будут переводиться в электронный формат. С документов, поданных для проведения государственной регистрации на бумажных носителях, государственным регистратором обязательно должна будет изготавливаться электронная копия путем сканирования.

В то же время физические лица – предприниматели такой возможности лишены. Так, подача учредителями или уполномоченными ими лицами документов для проведения государственной регистрации ФЛП или внесения изменений о них будет осуществляться исключительно на бумажных носителях без подачи электронных документов.


Документы станут проще


Упростить и удешевить получение различных документов для бизнеса и граждан должна и отмена их голографической защиты. Эта инициатива была поддержана даже Президентом Украины – он подписал соответствующий указ в начале марта. В тексте документа говорится о признании утратившим силу Указа Президента Украины от 15 ноября 2000 г. ?1239 «О защите документов и товаров голографическими защитными элементами». В пояснительной записке к проекту Указа говорилось, что принятие этого документа обусловлено необходимостью уменьшения финансовой нагрузки на субъекты хозяйствования.

До этого в Украине действовало 88 видов голограмм для самых различных видов документов строгой отчетности, которые каждый год закупаются в интересах государства миллионами экземпляров. Вот что говорит по этому поводу уполномоченный Кабинета министров по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности М. Бродский: «Я сделал оценку: они (компании) зарабатывают 8 млрд грн. в год. К примеру, 5 млн автомобилей ежегодно проходят техосмотр. На каждую машину – пластиковая карточка ценой от 100 до 300 грн. А в Европе при техосмотре выдается марка на лобовое стекло за 1 евро. В Украине же действует 453 бланка строгой отчетности. На каждую корову выписали паспорт!»

По прогнозам, теперь стоимость получения документов может уменьшиться в несколько раз. Причем это касается документации в самых различных сферах хозяйствования – от свидетельства госрегистрации до талона техосмотра. В то же время, сложно прогнозировать, насколько такое упрощение повлияет на количество подделок этих самых документов, ведь теперь изготовить их будет гораздо проще

Алена Михайленко,

«Судебно-юридическая газета»



Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Что делали судьи Кировского райсуда Днепра в кабинете Назара Холодницкого
Новости онлайн