Новые правила закрытия частного бизнеса

10:17, 23 мая 2011
Газета: 87
В условиях экономического кризиса все больше представителей малого бизнеса начало задумываться об...
Новые правила закрытия частного бизнеса

В условиях экономического кризиса все больше представителей малого бизнеса начало задумываться об официальном прекращении своей деятельности. Принятие Налогового кодекса лишь убедило их в правильности такого решения – многим предпринимателям-«упрощенцам» неопределенность в законодательной сфере и возросшие полномочия налоговых органов кажутся несовместимыми с ведением бизнеса. Однако «закрыться» быстро и без проблем получилось не у всех – вот уже полгода разочаровавшиеся бизнесмены вынуждены выстаивать очереди в налоговых, выслушивать «неуставные» высказывания чиновников и переплачивать налоги при отсутствии деятельности. Возможно, теперь дело сдвинется с мертвой точки, поскольку 19 мая 2011 г. ВР был принят Закон об упрощении процедуры ликвидации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

 

Молчание – знак согласия

 

Закон был разработан и принят во исполнение указания правительства от 4 июня 2010 г. и на основании соответствующего законопроекта ?8295. Главное его новшество – молчаливое согласие при закрытии бизнеса. Как это работает на практике? Госрегистратор вносит в базу данных информацию о том, что субъект или предприятие больше не ведет хоздеятельность, и если в течение определенного срока налоговая или Пенсионный фонд не выставят предпринимателю претензий, последний сможет подать госрегистратору пакет документов о прекращении деятельности. Основное преимущество такого подхода – бизнес можно закрыть даже без справок и аудита в налоговой инспекции.

Все было бы хорошо, если бы Законом не вводилась административная ответственность для самих предпринимателей и ликвидаторов юридических лиц. Справедливости ради чиновников тоже могут оштрафовать за затягивание процедуры ликвидации, но лишь в том случае, если будет доказано, что они в этом виноваты. Но какова вероятность, что удастся доказать вину должностного лица, несложно догадаться. Согласно Закону, нарушение порядка прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя влечет наложение штрафа на физическое лицо-предпринимателя от 60 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан. То есть, если по каким-то причинам вы не успели собрать все справки за два месяца и нарушили идеальный законный порядок прекращения своего предпринимательства, вам грозит штраф от 1020 до 1360 грн.

Не хотите платить штраф – доказывайте, что не собрали справки по вине ГНАУ или ПФУ. Дело в том, что, согласно Закону, ответственность за нарушение порядка прекращения хозяйственной деятельности юрлица или ФЛП не применяется к ликвидатору, председателю ликвидационной комиссии или самому предпринимателю, если такие нарушения произошли вследствие несоблюдения органами государственной налоговой службы, фондов социального страхования и Пенсионного фонда Украины сроков предоставления соответствующих справок и проведения соответствующих проверок.

Для чиновников установили гораздо более жесткие штрафы – видимо, понимая, что им придется платить гораздо реже. В частности, безосновательный отказ, непроведение или несвоевременное проведение проверки со стороны органов государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования влечет наложение штрафа на соответствующих должностных лиц от 200 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан.

 

Письмо для кредиторов

 

В соответствии с принятым Законом, Гражданский кодекс Украины дополняется ст. 50-1, согласно которой ФЛП письменно уведомляет кредиторов о прекращении его предпринимательской деятельности, порядке и сроке заявления кредиторами своих требований. Срок этот не может составлять менее двух и более трех месяцев со дня опубликования сообщения о принятии физическим лицом-предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности. После внесения записи о принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности ФЛП в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей соответствующее сообщение о прекращении предпринимательской деятельности публикуется в специализированном печатном СМИ. Каждое требование кредитора по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования рассматривается ФЛП, после чего принимается соответствующее решение, которое направляется кредитору не позднее 15 дней со дня получения этого требования.

В случае, если требования кредиторов не признаются ФЛП, а сами кредиторы в месячный срок со дня получения сообщения о полном или частичном отказе в признании их требований не обращаются в суд с соответствующим иском, такие требования считаются погашенными. Также погашенными считаются требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, и требования, не удовлетворенные из-за отсутствия имущества должника.

 

Требования работников – важнее претензий налоговой

 

Примечательно, но в Законе выписана довольно удивительная норма, во главу которой поставлены интересы не госорганов, но простых граждан. Так, в случае прекращения предпринимательской деятельности ФЛП требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: 1) возмещение вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или другим способом; 2) требования наемных работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности; 3) требования по налогам, сборам (обязательным платежам), единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, страховым средствам в Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, других сумм, связанных с такими обязательствами; 4) все остальные требования. Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора этой очереди.

 

Вместо вывода

 

Таким образом, в новом Законе предусмотрены очевидные преимущества по сравнению со старым законодательством. До сих пор ограничения сроков для прекращения регистрации не было. Не были предусмотрены и сроки выдачи справки о задолженности перед бюджетом, которую дает налоговая администрация – иногда эту справку можно было ждать несколько лет. Теперь же действует принцип молчаливого согласия, которым добросовестный предприниматель может воспользоваться и не выискивать способы убеждения налоговиков и сотрудников Пенсионного фонда. Впрочем, для ФЛП вводятся устрашающие административные штрафы, чтобы избежать злоупотреблений в этой сфере. Но что значит 1000 грн штрафа по сравнению с теми расходами, которые несли многие предприниматели, пытаясь закрыться последние полгода?

Напоследок отметим, что Закон вступает в силу через полгода со дня опубликования, кроме двух абзацев, которые на ситуацию в целом никак не повлияют. Так что предприниматели почувствуют послабления по процедуре закрытия бизнеса уже в этом году.

 

Алена Михайленко,

«Судебно-юридическая газета»

 

 

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо спрощення процедур припинення юридичних осіб та підприємницької діяльності фізичних осіб – підприємців за їх рішенням

Верховна Рада України постановляє:

I. Внести зміни до таких законодавчих актів України:

3. У Цивільному кодексі України (Відомості Верховної Ради України, 2003 р., ?? 40–44, ст. 356):

1) доповнити статтею 501 такого змісту:

«Стаття 501. Обов’язки фізичної особи – підприємця за зобов’язаннями, пов’язаними з припиненням її підприємницької діяльності

1. Фізична особа – підприємець письмово повідомляє державного адміністратора, кредиторів про прийняте рішення щодо припинення підприємницької діяльності, порядок і строк заявлення кредиторами своїх вимог, що не може становити менше двох і більше трьох місяців з дня опублікування повідомлення про прийняття фізичною особою – підприємцем рішення щодо припинення підприємницької діяльності.

2. Після внесення запису про прийняття рішення про припинення підприємницької діяльності фізичної особи – підприємця до Єдиного державного реєстру юридичних осіб та фізичних осіб – підприємців повідомлення про внесення запису до Єдиного державного реєстру юридичних осіб та фізичних осіб – підприємців щодо рішення фізичної особи – підприємця про припинення нею підприємницької діяльності публікується у спеціалізованому друкованому засобі масової інформації.

3. Кожна вимога кредитора, зокрема щодо сплати податків, зборів, єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування, страхових коштів до Пенсійного фонду України, фондів соціального страхування, розглядається фізичною особою – підприємцем, після чого приймається відповідне рішення, яке надсилається кредитору не пізніше п’ятнадцяти днів з дня отримання фізичною особою – підприємцем відповідної вимоги кредитора.

4. Вимоги кредиторів, не визнані фізичною особою – підприємцем, діяльність якої припиняється, якщо кредитор у місячний строк з дня одержання повідомлення про повну або часткову відмову у визнанні його вимог не звертався до суду з позовом, та вимоги, у задоволенні яких за рішенням суду кредиторові відмовлено, а також вимоги, не задоволені через відсутність майна, вважаються погашеними. <…>

5. Підприємницька діяльність фізичної особи – підприємця є припиненою з дати внесення до Єдиного державного реєстру запису про державну реєстрацію припинення такої діяльності».

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн