Пенсионная реформа набирает обороты

10:13, 20 июня 2011
Газета: 91
О пенсионной реформе речь ведется уже не первый год. И
Пенсионная реформа набирает обороты

О пенсионной реформе речь ведется уже не первый год. И ее противники, и сторонники согласны в одном: нынешнее состояние пенсионной системы свидетельствует о настоятельной необходимости ее реформирования. 16 июня 2011 г. парламентом был сделан первый шаг в направлении реализации этой идеи – за основу был принят правительственный проект закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (р. №7455) от 13.12.2010. Соответствующее решение в ходе вечернего заседания парламента поддержали 245 народных депутатов.

 

Дальше откладывать нельзя

 

Законопроектом предлагается осуществить ряд мер для формирования обязательной накопительной системы пенсионного страхования и сбалансирования солидарной системы. Как пояснил докладчик по этому вопросу в парламенте, вице-премьер-министр Украины, министр труда и социальной политики Сергей Тигипко, «основной целью реформирования является обеспечение достойного уровня жизни граждан Украины, которые в течение своей трудовой жизни платили пенсионные взносы, и усиление социальной справедливости в обществе». Причины, по которым необходимо срочное реформирование пенсионной системы, по его мнению, – это низкий размер пенсии («Более 60% пенсионеров получают пенсии до 1000 грн»), социальная несправедливость пенсионной системы («До сих пор нет ограничения максимальной пенсии, при исчислении пенсий для некоторых высокооплачиваемых категорий пенсионеров берется заработная плата без ограничения, а не та, которая уплачивается в социальные фонды»), старение населения, что обуславливает постоянное ухудшение соотношения между гражданами трудоспособного и нетрудоспособного возраста. В Украине ныне 13 766 000 пенсионеров и 14 млн человек, работающих, уплачивающих взносы в Пенсионный фонд. Т. е. на 98 пенсионеров приходится 100 лиц, уплачивающих пенсионные взносы: «Уже в 2014 г. один работающий будет содержать одного пенсионера». Кроме того, расходы на пенсионное обеспечение в 2009 г. достигли 18,1% ВВП, в 2010 г. – 17,6% ВВП. При этом не следует забывать, что размер пенсионных взносов составляет 35%, что является одним из самых высоких показателей среди стран Европы. «И нам не следует его поднимать, а надо думать, каким образом его сократить. Имея такую сложную ситуацию, мы должны срочно приступить к реформированию пенсионной системы. Иначе наши пенсионеры будут бедными. Солидарная пенсионная система не справляется со своими обязательствами, и ее состояние будет только ухудшаться», – отметил С. Тигипко.

 

Пенсионный возраст таки повысят

 

В чем именно состоит пенсионная реформа? Для стимулирования более позднего выхода на пенсию минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту увеличивается с 5 до 15 лет. Нормативную продолжительность страхового стажа для назначения пенсий по возрасту в минимальном размере с нынешних 20 лет повысят соответственно до 30 лет для женщин и 35 – для мужчин. Постепенно, в течение 10 лет уравнивается пенсионный возраст женщин и мужчин – пенсионный возраст женщин увеличивается на 6 месяцев каждый год в течение 10 лет. Законопроектом также предусматривается ограничение максимального размера пенсии на уровне 10 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (на данный момент это 7640 грн); уменьшение с 90% до 80% заработной платы для исчисления пенсий госслужащих, которая является базовой для назначения этих пенсий; назначение пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим из сумм их заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос, как и для других категорий пенсионеров; повышение пенсионного возраста для мужчин – государственных служащих и категорий, приравненных к ним, до 62 лет, начиная с 2013 г., постепенно, на 6 месяцев каждый год. Досрочные пенсии народным депутатам в случае окончания их депутатских полномочий назначаются не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полтора, как и другим категориям пенсионеров.

По результатам общественного обсуждения в законопроект внесены изменения, направленные на смягчение наиболее острых для граждан вопросов. В частности, это касается возможности до 1 января 2016 г. при назначении пенсий учитывать зарплату за 60 месяцев до 1 июля 2000 г. – это будет делаться на усмотрение самого человека. Будет повышен размер зарплаты для исчисления пенсий лицам, которые были безработными по причине оптимизации в пределах 10% заработка с исключением периодов получения пособия по безработице. Проектом предусмотрено и более постепенное, в течение 10 лет, повышение выслуги лет для военных пенсионеров и учета в выслугу лет обучения в гражданских учебных заведениях по 6 месяцев за год обучения.

 

Ранний и поздний уход на пенсию

 

Чем грозит более поздний выход на пенсию? Законопроектом усовершенствован механизм отсрочки выхода на пенсию, добровольной отсрочки выхода на пенсию и определенных компенсаторов. Так, в пределах первых 5 лет отсрочки выхода на пенсию предусмотрено повышение выплат на 0,5% за каждый месяц работы, при отсрочке более 5 лет – на 0,75% за каждый месяц. При достижении пенсионного возраста от лица не потребуется никакого письменного согласия или заявления, как это делается сейчас, и вычисления будут производиться не на полный календарный год, а на полный календарный месяц.

Временно, в течение трех лет, женщинам предлагается предоставить возможность добровольного ухода на пенсию по достижении 55 лет с уменьшением пенсии на 0,5% за каждый месяц более раннего выхода. При этом предполагается предоставить им возможность при дальнейшем трудоустройстве восстановить полный размер пенсии. За каждые полгода позднего выхода на пенсию в возрасте свыше 55 лет женщины будут получать увеличение на 2,5% от назначенной им пенсии. Т. е. за 5 лет отсрочки пенсии будут увеличены на 25%. Эта пенсия будет выплачиваться на постоянной основе, а не временно.

 

Цена вопроса

 

Работникам образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты предусмотрена выплата единовременного денежного пособия при выходе на пенсию как государственным служащим в размере 10 назначенных месячных пенсий. Как отметил вице-премьер-министр, правительство осознает возможность неподписания Закона при наличии нормы по ограничению уже назначенных сверхвысоких пенсий максимальным размером и обращении в Конституционный Суд, в связи с чем не будет настаивать на наличии этой нормы при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Отметим, что в конце года прожиточный минимум будет 800 грн., соответственно, в случае принятия законопроекта максимальная пенсия будет составлять 8000 грн. Как сообщил Сергей Тигипко, такую пенсию по стране сегодня получают 14 412 человек.

Отметим, что парламентариями были рассмотрены еще два законопроекта (№7455-1 от фракции БЮТ и № 7455-2 от фракции НУНС), альтернативные правительственному, но ни один не получил необходимой поддержки. Впрочем, Комитет ВР Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов на своем заседании 1 июня 2011 г. дал негативное заключение по законопроекту №7455 и рекомендовал отправить его на доработку. Таким образом, не факт, что ко второму чтению законопроект не претерпит значительных изменений.

Следует сказать, что пенсионную реформу будет сопровождать комплекс мероприятий по детенизации заработной платы в Украине. После обсуждения с профсоюзами и работодателями соответствующий законопроект будет подан в ВР.

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Нота бене**

 

Основные новеллы реформы

 

1. Выплата досрочной (за 1,5 года) пенсии государственным служащим, депутатам, прокурорам, судьям проводится только неработающим пенсионерам.

2. Ограничение заработка для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос, как для других категорий пенсионеров.

3. Повышение пенсионного возраста.

4. Упрощение механизма увеличения размера пенсии по выбору лица при отсрочке срока выхода на пенсию.

5. Временно, в течение трех лет, предоставляется возможность добровольного ухода на пенсию неработающим женщинам по достижении 55 лет.

6. Назначение пенсий по зарплате проводится только по данным персонифицированного учета.

7. Ограничение размера пенсий или ежемесячного денежного содержания 10 прожиточными минимумами также для пенсий, назначенных до вступления в силу предложенного закона.

 

**Инфосправка**

 

Что влечет пенсионная реформа для судей

 

– Увеличивается пенсионный возраст для женщин (60 лет) и мужчин (62 года).

– Ежемесячное пожизненное денежное содержание выплачивается судье в размере 80% денежного содержания судьи, с которого был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 г. – страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, и не увеличивается в зависимости от стажа работы.

– Максимальный размер ежемесячного пожизненного денежного содержания судей в отставке (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации) не может превышать 10 прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн