Медицинская реформа локального масштаба

09:33, 4 июля 2011
Газета: 93
Пожалуй, после распада СССР и
Медицинская реформа локального масштаба

Пожалуй, после распада СССР и обретения Украиной независимости все ощутили «прелести» государственной медицины с ее вечными очередями и нехваткой лекарств, недофинансированием и поборами людей в белых халатах. В равной степени, правда, значительно позже, хлебнули украинцы и так называемой «платной медицины» с ее заоблачными для рядового гражданина расценками, непрофессионализмом и постоянно появляющимися заболеваниями у пациентов, только бы лечить и лечить. За деньги, разумеется. Но речь пойдет не о сравнительной характеристике платной и бесплатной медицины. Дело в том, что за все годы независимости в Украине ни разу не менялась система управления здравоохранением. И вот, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки.

 

1 июня текущего года парламентарии проголосовали в первом чтении проект закона «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и Киеве» (рег. №8603). Как видно, поэкспериментировать пока решили на жителях лишь нескольких областей. Какие именно изменения в этой связи претерпит система здравоохранения и как это отразится на простых гражданах, попыталась выяснить «Судебно-юридическая газета».

 

Если верить содержанию пояснительной записки к законопроекту, превращение его в закон позволит определить оптимальные пути проведения медицинской реформы. Это означает, что какие-то заведения будут перепрофилироваться, какие-то – улучшаться в техническом плане, какие-то будут созданы вновь за счет перераспределения материально-технических ресурсов. Будут организованы госпитальные округа, чьей основной задачей станет координирование работы медучреждений. Однако в таком случае непонятны столь малые масштабы эксперимента. Дело в том, что риски краха попытки реформы в случае ее локализации на определенной территории чрезвычайно высоки – она задевает слишком много интересов влиятельных людей в медицинском и фармацевтическом бизнесе, и результаты, даже положительные, могут проявиться нескоро. Зато очень скоро может проявиться волна общественного возмущения: «Закрывают больницы», «Уничтожают последние завоевания советского времени», «Освобождают специалистов», «К больнице добираться значительно дальше» и т. п. И народу трудно будет объяснить, что данные меры предпринимаются не во вред, а во благо: ряд отделений действительно закроются как неэффективные; некоторые больницы будут перепрофилированы в хосписы или амбулатории; должности руководителей соответствующих управлений здравоохранения в районах и главных врачей больниц разделят. Большинство экспертов уверены, что такие болезненные изменения можно успешно провести только при тотальном введении их по всей Украине. С другой стороны, успешное проведение эксперимента позволит быстрее провести реформу по всей стране, так что не будем загадывать наперед.

 

Теперь по сути изменений. Экспериментировать в области отечественной системы здравоохранения планируется несколько лет, начиная с 2011 г. и заканчивая 2014 г. включительно. Участниками эксперимента выступят медучреждения коммунальной формы собственности всех видов, которые из бюджетных организаций превратятся в неприбыльные предприятия. Но не все – такой переход будет осуществляться на добровольных началах. Учитывая, что охочих до такого вольного плавания в экономически неустойчивом море Украины наберется немного, можно сразу прогнозировать включение административного ресурса.

 

Что касается видов предоставления медицинских услуг, то их разделят по уровню сложности: на первичное здравоохранение (амбулаторно-поликлиническое, причем вводится понятие семейный врач), вторичное (то же, но с возможностью оказывать помощь в плановом порядке и в экстренных случаях) и третичное (специализированное, высококлассное). По большому счету, первичная, вторичная и третичная помощь разнятся между собой, пожалуй, только спектром предоставляемых услуг. Все зависит от степени сложности травмы или заболевания, наличия беременности, психического состояния, регистрации и прочих обстоятельств. Кардинально отличается от перечисленных видов экстренная помощь. Так, в соответствии с проектом закона, экстренная медицинская помощь – это вид медицинской помощи, предусматривающий ряд организационных, диагностических и лечебных мероприятий по оказанию своевременной медицинской помощи пациентам и пострадавшим, находящимся в неотложном состоянии, на догоспитальном и раннем госпитальном этапах.

 

Еще одна особенность законопроекта – от страховой медицины мы отказываемся, отдавая преимущество административному регулированию. В конце концов, это не трагедия – в Великобритании тоже бюджетная медицина. Новинкой стало долгожданное определение в законодательном порядке одного из самых важных параметров стандарта услуги: время прибытия бригады скорой помощи к пациенту – 20 мин. Это время вписывается в норматив обеспечения помощи в критический для жизни срок и соизмеримо с нормативами, применяемыми в Европе.

 

Новаторским можно назвать инициирование введения договора о медицинском обслуживании населения. Такой договор заключается с целью обеспечения населения медицинской помощью. Но пугаться или настораживаться не стоит – граждане берут в нем участие опосредовано, не выступая в качестве стороны. Стороны по такому договору определяются, исходя из вида медпомощи. Так, по первичной медицинской помощи сторонами выступают центры первичной (медико-санитарной) медицинской помощи и соответствующие главные распорядители бюджетных средств районных, городских (городов областного значения) бюджеты, бюджет Киева. Аналогичная ситуация и по другим видам помощи. Т. е. учреждение, предоставляющее определенный вид помощи, – это одна сторона, а соответствующие главные распорядители бюджетных средств – другая. Также законопроектом предусмотрено, что в договоре о медицинском обслуживании населения обязательно указываются объем медицинской помощи, предоставление которой должно обеспечить учреждение здравоохранения; индикаторы качества медицинской помощи; объем расходов на обеспечение предоставления медицинской помощи; права и обязанности сторон, их ответственность. Информация об указанных договорах должна быть размещена на официальном веб-сайте главных распорядителей бюджетных средств. Срок для такого обнародования также четко прописан – в течение недели со дня заключения договора. Так что теперь поход в поликлинику должен быть более прозрачным – вы сами можете узнать, сколько и каких шприцов вам положено и закупили ли необходимое вам лекарство.

 

Подводя итоги, можно сделать вывод, что кардинальных изменений в системе отечественного здравоохранения не предполагается, но существующая система получит качественный пример для подражания. Основная цель законопроекта – распределить нагрузку на медучреждения в зависимости от их специализации. Это наверняка позволит более грамотно и эффективно тратить и распределять деньги налогоплательщиков и (хочется в это верить!) предоставлять им услуги на достойном уровне. Немаловажно и то, что медицинские учреждения будут финансироваться за счет бюджетов, т. е. для населения услуги в таких заведениях будут бесплатными. Плюс тут очевиден: если финансирование будет осуществляться в полном объеме, никто не в праве будет отказать вам в оказании медицинской помощи, ссылаясь на то, что нет лекарств или бензина.

 

Егор Желтухин,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн