Прощай, техосмотр. Здравствуй, техконтроль!

09:30, 25 июля 2011
Газета: 96
Анализ законодательных изменений в сфере государственного регулирования автомобильных перевозок
Прощай, техосмотр. Здравствуй, техконтроль!

Анализ законодательных изменений в сфере государственного регулирования автомобильных перевозок

 

Не вступивший еще в силу, но уже изрядно замусоленный в прессе ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по устранению избыточного государственного регулирования в области автомобильных перевозок» таки посеял в головах смуту. Число людей, откровенно не понимающих сути предложенных новаций, растет едва ли не в геометрической прогрессии. А ведь до вступления закона в силу осталось всего около двух недель (нормативный акт начнет действовать с 13 августа 2011г.)

 

Итак, если исходить из названия документа, законодатель четко обозначил его основную цель – устранение избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок. В результате изменениям подверглись следующие составляющие госрегулирования: 1) отменен обязательный технический осмотр для легковых авто; 2) упрощен порядок прохождения обязательного ТО благодаря передаче его в ведение частных СТО; 3) устранено монопольное право Госавтоинспекции МВД Украины на проведения обязательного технического осмотра транспортных средств (теперь есть выбор: кто не хочет, в ГАИ может не идти); 4) упразднено требование об обязательном наличии у водителя дорожного (маршрутного) листа и нотариально заверенной доверенности на управление транспортным средством.

 

Однако сложность нововведений состоит в том, что упомянутые моменты регулируются разными нормативно-правовыми актами. Поэтому для их внедрения пришлось одновременно изменять несколько законов, что явно не придало простоты в понимании принятых изменений. Что же в ближайшем будущем ожидает причастных к дорожному движению налогоплательщиков, попыталась выяснить «Судебно-юридическая газета».

 

ТО, что день грядущий нам готовит

 

Необходимость в обязательном прохождении государственного техосмотра была предусмотрена ЗУ «О дорожном движении» долгое время. Однако, по мнению законодателя, на сегодняшний день такой необходимости попросту нет. И объясняется это двумя причинами. Во-первых, в большинстве случаев владельцы ТС получали талон о прохождении ТО без проведения проверки, с помощью отлаженных коррупционных схем. Во-вторых, ДТП из-за ненадлежащего техсостояния автомобилей происходят менее чем в 0,3% случаев, а значит, техническая исправность авто мало влияет на уровень безопасности на дорогах. Поэтому как альтернативу существующему ТО законодатель предложил упрощенную и прозрачную процедуру обязательного технического контроля.

 

Итак, в соответствии с изменениями в ст. 35 ЗУ «О дорожном движении», не подлежат обязательному техническому контролю: 1) легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме автомобилей такси и тех, которые используются в коммерческих целях), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства – независимо от срока эксплуатации; 2) легковые автомобили, используемые в коммерческих целях, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы к ним со сроком эксплуатации до двух лет. Для категории, которая подлежит обязательному техосмотру, Закон четко устанавливает, что именно должно проверяться. Вот этот список: системы тормозного и рулевого управления, внешние световые приборы, пневматические шины и колеса, светопропускание стекол, газобаллонное оборудование (при наличии), а также другие элементы в части, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Т. е. законодатель позаботился о том, что элементы автомобиля, которые никак не связаны с безопасностью дорожного движения и охраной окружающей среды, при проведении обязательного технического контроля проверяться не будут. А это практически сводит к нулю возможность вымогать взятки.

 

Протокол проверки вместо техталона

 

На каждое ТС, прошедшее обязательный техконтроль и признанное технически исправным, составляется протокол проверки его технического состояния, экземпляр которого выдается водителю. В протоколе указывается срок очередного прохождения обязательного техконтроля ТС согласно периодичности прохождения. Кстати, бланк протокола проверки технического состояния ТС является документом строгой отчетности. Однако в чем его отличие от талона ТО, не уточняется. Возможно, в том, что он является единственным документом, который оформляется непосредственно после прохождения ТО и не требует предоставления дополнительных бумаг и согласований. Как и не уточняется, что следует понимать под «использованием легкового автомобиля в коммерческих целях». Поэтому не исключены ситуации, когда водителю придется все же доказывать работникам ГАИ, что в прохождении техосмотра нет необходимости.

 

ГАИ на выдумки хитра?

 

Отметим, что Закон №8397 борется с излишней зарегулированностью несколько странными методами. С одной стороны, отныне сотрудники ГАИ смогут проверять у водителей только удостоверения водителя и регистрационный документ на ТС, а также организовывать при необходимости медицинский осмотр водителей, задерживать, отстранять от управления ТС лиц, находящихся в состоянии опьянения, и не имеющих водительского удостоверения и регистрационного документа на ТС. С другой стороны, перечень оснований, по которым люди с жезлом имеют право останавливать ТС, значительно расширен. Например, одним из таковых является «характер движения транспортного средства», что фактически означает возможность остановить авто для проверки под любым предлогом.

 

Много шуму среди водителей наделала и новость о том, что ГАИ начала закупать так называемые мобильные диагностические станции, посредством которых будет производиться «техосмотр» на местах. На самом деле пока это всего лишь предположение. По разъяснению самих работников автоинспекции, такое оборудование необходимо для нескольких целей. Одной из них является полноценное, т.е. качественное и объективное, оценивание технического состояния автомобиля. Грубо говоря, таким образом работник ГАИ, остановивший ТС, сможет запротоколировать наличие в нем неисправностей. И вторая причина плавно вытекает из первой: имея технически обоснованную претензию, ГАИ будет легче бороться с нарушителями, в т. ч. отстаивать свою точку зрения в суде. Но вопрос злоупотреблений сотрудников ГАИ при осуществлении таких проверок, равно как и вопрос контроля их действий, по-прежнему остается открытым. Предлагаемые изменения этих проблем, к сожалению, не решают. Так что, вероятно, после того, как появится соответствующая практика, можно будет говорить об урегулировании этого вопроса на уровне подзаконных актов.

 

Егор Желтухин,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Инфосправка**

 

Сотрудник ГАИ имеет право останавливать ТС лишь в следующих случаях:

 

нарушение правил дорожного движения водителями; если характер движения транспортного средства вызывает подозрение в способности водителя управлять им (резкое изменение направления движения и (или) скоростного режима);

 

отсутствие номерного знака на ТС или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям (закреплен в не установленном для этого месте, закрыт другими предметами или загрязнен);

 

наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности ТС; наличие данных, свидетельствующих о причастности ТС, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения; пребывание ТС в розыске;

 

наличие данных об использовании ТС с противоправной целью; необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, приключения, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;

 

необходимость привлечения водителя ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции либо как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;

 

проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления ТС;

 

выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это госорганами;

 

если способ закрепления груза на ТС создает опасность для других участников дорожного движения, а также при нарушении порядка установления и использования на ТС специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

 

**Зарубежный опыт**

 

Как правило, техосмотру не подлежат лишь новые авто

 

США. В Штатах по статистике всего 0,7% аварий на дорогах происходят по причине неисправности автомобилей. Правительства многих штатов считают, что из-за такого мизерного процента нет смысла тратиться на осмотр каждого авто. Необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. В Делавере пока еще проводят ТО, но исключительно для автомобилей старше 4 лет, а в Мериленде техосмотр необходим только при переоформлении ТС на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата. В остальных штатах, где обязательный техосмотр еще действует, его проводят гражданские фирмы – где ежегодно, а где и раз в два года.

 

Франция. Французские законы, напротив, весьма суровы к водителям, передвигающимся на автомобилях, не прошедших ТО, – если талон просрочен, им выписывают штраф в размере 90135 евро, а при повторном нарушении можно и отправиться в тюрьму. Правда, все это касается лишь авто старше 4 лет.

 

Испания. Испанским водителям в некотором смысле повезло больше, чем французам,  – техосмотр у них проводят официальные автодилеры, причем сами забирают авто, осматривают и возвращают с уже оформленными документами. Стоит такой сервис 45 евро. Если необходимо, техосмотр будет проведен ночью, а к 7:00 машину подгонят к порогу.

 

РФ. В России новые правила прохождения ТО были приняты в начале июля 2011 г. В отличие от Украины, обязательный техосмотр автомобилей в РФ сохраняется. Исключение коснется лишь новых авто, возраст которых не превышает 3 лет с момента выпуска. Само прохождение ТО отдано на откуп коммерческим техцентрам. Причем в ближайшие 2 года собственники автомобилей смогут выбирать, где им лучше проверять свой автомобиль – на действующих станциях ТО или же в новых техцентрах, где стоимость проверки, как ожидается, будет в два или три раза выше.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн