Покупка некачественного товара: нюансы и последствия

10:43, 29 августа 2011
Газета: 100
К сожалению, от покупки некачественного товара даже какого-то раскрученного и
Покупка некачественного товара: нюансы и последствия

К сожалению, от покупки некачественного товара даже какого-то раскрученного и известного бренда никто не застрахован. Пожалуй, каждый второй житель Украины хотя бы раз сталкивался с подобной проблемой. Конечно, если потребителю повезло с продавцом (им оказался субъект хозяйствования, которому дорога деловая репутация), вопрос решается довольно споро и безболезненно: обмен на аналогичный товар надлежащего качества, возврат денег или ремонт за счет продавца. Вот только таких добропорядочных продавцов не так уж много. Что же делать покупателю, обнаружившему неполадки в только что приобретенном товаре?

 

Разумеется, в первую очередь следует обратиться к ЗУ «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Итак, согласно ст. 8 Закона, в случае приобретения некачественного товара потребитель вправе требовать от продавца: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения затрат на устранение недостатков товара. Правда, тут следует обратить внимание на два аспекта. Во-первых, чтобы воспользоваться одним из перечисленных прав, покупателю нужно выявить недостатки товара в течение установленного гарантийного срока, а если гарантийный срок не установлен – в сроки, установленные законодательством. Поэтому важным условием при покупке товара по праву считается наличие гарантийного обязательства продавца/производителя (как правило, это гарантийный талон с обязательными реквизитами). Во-вторых, как видно из упомянутой нормы, покупатель вправе воспользоваться лишь тремя возможными вариантами поведения, а посему требование потребителя о расторжении договора и возврате денег может быть удовлетворено продавцом только по его желанию.

 

Другое дело, если в течение установленного гарантийного срока были выявлены существенные недостатки товара, возникшие по вине производителя/продавца, или в случае фальсификации товара, подтвержденной по необходимости заключением экспертизы. Тогда потребитель вправе требовать от продавца или производителя: 1) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы; 2) замены товара на такой же или аналогичный. Правда, доказать наличие существенного недостатка не всегда просто.

 

Что такое существенный недостаток товара

 

Понятно, что не каждый недостаток товара признается существенным. Скажем, замена какой-то незначительной детали или, к примеру, царапина на корпусе товара существенным таковыми не считаются. Впрочем, Законом дается четкое определение существенного недостатка. Это: 1) недостаток, делающий невозможным или недопустимым использование товара по его целевому назначению, 2) возникший по вине производителя (продавца, исполнителя), 3) после его устранения проявляется вновь по не зависящим от потребителя причинам. При этом такой недостаток должен меть один из следующих признаков: он вообще не может быть устранен; его устранение требует свыше 14 календарных дней; он делает товар существенно иным, нежели предусмотрено договором.

 

Как показывает практика, выявить существенные недостатки товара на глаз невозможно, поэтому, как бы того не хотелось, придется обращаться к помощи экспертов. Можно провести независимую экспертизу, лично выбрав специалистов, а можно положиться на честность сервисного центра, указанного в гарантийном талоне. Что касается оплаты труда экспертов, то при проведении независимой экспертизы платить, разумеется, придется потребителю. В случае выявления существенного недостатка стоимость проведенной экспертизы возлагается на продавца. Однако вернуть затраченные средства, судя по сложившейся практике, можно разве что в судебном порядке. Другой вариант – проведение экспертизы за счет продавца. Но тут следует понимать, что при неблагоприятном для покупателя выводе экспертизы затраты на проведенное исследование возлагаются на самого покупателя.

 

Сроки, которые важно знать

 

Бывает, что ремонт некачественного товара затягивается до далеко не разумных сроков. На каждый звонок разгневанного потребителя работники сервиса отвечают: мол, ждем необходимые детали, которые вот-вот прибудут из-за рубежа, или выдают прочие отговорки. Терпение – это, конечно, незаменимое качество характера, но и оно, как известно, имеет свойство заканчиваться. Собственно, речь идет о том, что согласно ч. 9 ст. 8 Закона, при предъявлении потребителем требования о бесплатном устранении недостатков товара недостатки должны быть устранены в течение 14 дней с даты предъявления такого требования или в иной срок по соглашению сторон. Поэтому, коль по истечении 14-ти дней ваш товар не отремонтирован, не идите на поводу у специалистов сервисного центра, соглашаясь с продлением срока ремонта, а делайте выводы о наличии существенных недостатков товара и уже смело выдвигайте требование о расторжении договора или замене товара аналогичным надлежащего качества.

 

К кому обращаться?

 

Зачастую случается так, что даже при наличии гарантийного талона сервисный центр отказывает в обслуживании, мотивируя это тем, что продавец находится в другом городе, и расстроенному покупателю приходится везти некачественный товар в город продавца. На этот счет Закон стоит на стороне покупателя, четко определяя следующее. Требования потребителя (в случае выявления недостатков в течение гарантийного срока) предъявляются на выбор потребителя продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию, удовлетворяющим такие требования по месту нахождения потребителя (ч. 3 ст. 8 Закона). Названные требования по месту нахождения потребителя удовлетворяют также созданные собственником продавца торговые предприятия и филиалы, осуществляющие продажу аналогичных приобретенным потребителем товаров, или предприятия, на которые такие функции возложены на основании договора.

 

Так что, если вы приобрели, скажем, телевизор в столице в известном магазине, реализующем подобную технику, а проживаете в области, предъявить претензии с требованием о ремонте можно по месту вашего жительства – конечно, при условии, что там осуществляет свою деятельность это же торговое предприятие или его филиал. А список сервисных центров продавец/производитель указывает в гарантийном талоне. Так что, останавливая свой выбор на товаре того или иного продавца, особое внимание нужно уделить наличию сервисных центров или гарантийных мастерских в вашей местности.

 

И еще. Есть одна хитрая норма в законе, которую очень не любят продавцы. Согласно ч. 5 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, доставка крупногабаритных товаров и товаров свыше пяти кг продавцу, производителю (сервисному центру) и их возврат осуществляется за счет продавца, производителя, сервисного центра.

 

Юлия Габдуллина, специально для

«Судебно-юридической газеты»

 

**Нота бене**

 

Что делать, если вы купили некачественный товар в интернет-магазине

 

Конечно, нельзя не согласиться, что приобретать товары через интернет-магазины весьма удобно. Но тут наряду с преимуществами есть и ряд недостатков.

 

К примеру, если вы обнаружили недостаток товара уже после того, как дверь за курьером закрылась, вашим первым движением будет звонок в магазин. Но администратор или диспетчер может заявить, что впервые вас слышит, ни о какой доставке товара речи не было. И тут, опять-таки, все зависит от добропорядочности продавца. Ведь, согласно Закону о защите прав потребителей, при осуществлении дистанционной торговли (каковой считается и деятельность виртуальных продавцов) или так называемой торговли на расстоянии перед заключением договора продавец обязан предоставить потребителю следующую информацию: 1) наименование продавца, его местонахождение и порядок приема претензий; 2) основные характеристики продукции; 3) цена, включая плату за доставку и условия оплаты; 4) гарантийные обязательства и иные услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции, и некоторые иные данные. Факт предоставления такой информации должен быть подтвержден письменно или при помощи электронного сообщения.

 

Поэтому, бороздя просторы интернет-магазинов в поисках того или иного товара, важно внимательно изучить все реквизиты продавца, включая и его реальный адрес. Если сайт продавца вместо конкретного адреса указывает, что претензии потребителей направляются на а/я такой-то, с таким продавцом лучше не связываться, ведь такая информация о субъекте хозяйствования больше похожа на «ищи ветра в поле». А документом, подтверждающим факт покупки в интернет-магазине, может стать лишь чек или накладная со всеми необходимыми реквизитами. Ну и, разумеется, нужно потребовать гарантийный талон, оформленный надлежащим образом. При отсутствии названных документов о реализации своих прав потребителя на качественный товар придется забыть.

 

При покупке товаров через Интернет-магазины следует внимательно изучить способы оплаты товара, отдавая предпочтение оплате наличными при доставке курьером. А вот к такому условию оплаты, как предоплата с указанием банка и счета получателя, нужно относиться с достаточной долей осторожности, так как товар можно не получить вообще. Примером может стать дело №2-5743/2010, рассмотренное Ленинским райсудом Севастополя. В суд обратился покупатель, который оплатил покупку телевизора, стоимостью 6 740 грн., перечислив деньги на счет ответчика (Интернет-магазина), размещенный на сайте продавца. Вот только телевизор истцу так и не был доставлен. При этом обратиться к продавцу, позвонив по указанному на сайте номеру, было невозможно, так как телефонная связь с продавцом отсутствовала, а позже перестал функционировать и сам сайт Интернет-магазина. Следует отметить, что к участию в деле в качестве третьего лица были привлечены представители банка, осуществившего перевод денег на счет магазина, которые подтвердили суду факт перевода денег на счет ответчика. Сам же ответчик, разумеется, в суд не явился. Кстати, о дате, времени и месте судебного заседания он был уведомлен согласно действующему законодательству, в частности, через объявление в газете «Голос Украины».

 

Вынося решение, суд руководствовался следующим. Во-первых, согласно ЗУ «О защите прав потребителей», если иное не предусмотрено договором, заключенным на расстоянии, продавец обязан доставить потребителю товар в течение оговоренного срока, но не позднее 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора. В случае невозможности исполнения договора из-за отсутствия товара, продавец обязан немедленно сообщить об этом покупателю, но не позднее 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора. Во-вторых, согласно ГК Украины, договор может быть расторгнут решением суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения условий договора второй стороной. Разумеется, сложившиеся обстоятельства суд расценил как существенные нарушения своих обязательств продавцом. В общем, суд пришел к выводу, что требования истца обоснованы и иск подлежит удовлетворению. Кстати, кроме расторжения договора и возврата денег, истец просил суд взыскать с ответчика 10 000 грн. морального вреда. В этой части, суд откорректировал сумму до 1 000 грн. Как видно, дело разрешилось в пользу истца, но остается один вопрос: будет ли исполнено это решение ответчиком (получит ли свои деньги истец)?

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн