Налоговый кодекс по-новому: власть исправляет ошибки

10:46, 29 августа 2011
Газета: 100
Несколько поспешное принятие Налогового кодекса (далее
Налоговый кодекс по-новому: власть исправляет ошибки

Несколько поспешное принятие Налогового кодекса (далее – НК), а также быстрое введение его в действие с начала 2011 г. привело к тому, что не только налогоплательщики испытали шок от налоговых новшеств (что было предсказуемо), но и законодатели уже пять раз изменяли его нормы. Последним законодательным актом, направленным на изменение норм НК, стал Закон №3609, который вступил в силу 6 августа. Им внесены изменения практически во все разделы Кодекса. Остановимся на наиболее ярких из них.

 

Совет от налоговой

 

Законом №3609 введено, а точнее – возвращено в правовое поле понятие обобщающих налоговых консультаций (п. 52.6 ст. 52 НК). Таким образом, налогоплательщики получили возможность знать официальную позицию ГНС по спорным вопросам налогообложения, как это было до вступления в силу НК. Отметим, что индивидуальное налоговое консультирование также сохранилось. Более того, с начала 2012 г. индивидуальные налоговые консультации будут предоставляться не только в устной и письменной, но и в электронной форме.

 

Налоговые проверки: больше внимания, меньше штрафов

 

Некоторые позитивные изменения внесены и относительно поведения налоговых проверок.

 

Во-первых, согласно новой редакции пп. 20.1.2 п. 20.1 ст. 20 НК, налоговики получили право требовать от налогоплательщика предоставления пояснений по вопросам, возникающим во время проведения проверки. Это нововведение можно расценивать как позитивное в том плане, что уже на стадии проведения проверки налогоплательщик может изложить свою позицию относительно того или иного вопроса, что, несомненно, поможет ему в дальнейшем обжаловать решение ГНС в суде, если до этого дойдет дело.

 

Во-вторых, введен запрет на фактические проверки физлиц-предпринимателей, не зарегистрированных плательщиками НДС, а также юрлиц-упрощенцев, применяющих ставку единого налога 10%. Запрет будет действовать до принятия изменений в НК относительно упрощенной системы налогообложения. Напомним, что парламентарии пока так и не приняли соответствующий законопроект, и для единоналожников продолжает действовать старое законодательство.

 

Здесь хотелось бы отметить, что мораторий введен не только на фактические проверки. Заключительные положения Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» дополнены нормой о запрете проверок указанных субъектов хозяйствования органами власти и местного самоуправления, если деятельность субъекта не носит высокую степень риска. Исключение составляют внеплановые меры по проверке санитарного законодательства и внеплановые проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей, проводящиеся по жалобам потребителей. Установлено также, что органы Пенсионного фонда могут проводить плановые и внеплановые проверки указанных субъектов, если их деятельность отнесена к средней степени риска.

 

Нельзя обойти вниманием и уменьшение бремени штрафных санкций на налогоплательщиков. Так, согласно новой редакции п. 123.1 ст. 123 НК, уменьшена сумма штрафов, применяемых при доначислении налоговых обязательств, уменьшении суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС (максимально 50%, а не 75%). В новой редакции предусмотрено, что повышенный размер штрафа (50% суммы доначисления) применяется только в случае повторного на протяжении 1095 дней доначисления налоговых обязательств по тому же налогу. Т. е. повышенная ответственность за 3 и более аналогичных нарушения отменена. Также из этого пункта изъята норма о применении штрафа за уменьшение отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль.

 

Кроме того, из НК исключены: п. 117.2 ст. 117, предусматривавший штрафные санкции за нарушение производителями спирта этилового (коньячного, плодового), алкогольных напитков и табачных изделий требований обязательной регистрации плательщиками акцизного налога, и пп. 120.1.1 п. 120.1 ст. 120 НК, предусматривавший штрафы за непредоставление налогоплательщиком-физлицом декларации или включение в нее недостоверных сведений о суммах полученных доходов и понесенных расходов, если такие действия привели к занижению суммы налогооблагаемого дохода.

 

Таким образом, в части налогового администрирования Законом №3609 внесены в НК исключительно позитивные изменения.

 

Плательщики НДС могут вздохнуть спокойно

 

Одним из самых ярких нововведений, согласно Закону № 3609, является появление абзаца 2 в п. 182.1 ст. 182 НК. Согласно новой норме, лицо, уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) которого превышает 300 тыс. грн, может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС независимо от совершенных им налогооблагаемых операций и объема поставки товаров/услуг другим налогоплательщикам. Напомним, что ранее НК содержал лишь требование о необходимом объеме операций для получения возможности стать плательщиком НДС (ст. 181 и 182 Кодекса).

 

Пожалуй, эту норму можно назвать самым позитивным новшеством, внесенным в налоговое законодательство с начала действия НК. Ведь установление пороговых значений для объемов операций, позволяющих зарегистрироваться плательщиком НДС, фактически приводило к тому, что налогоплательщики, которые не соответствовали установленным критериям, должны либо накапливать в течение 12 месяцев объемы таких операций, либо просто смириться с тем, что их бизнес приказал долго жить. При этом непонятно, как можно накопить необходимые объемы поставок, учитывая, что контрагенты не хотят иметь дела с неплательщиками этого налога. И слава Богу, что власть устранила эту, фактически патовую для субъектов хозяйствования, ситуацию.

 

Иные нововведения: бухучет, акцизы, ставки

 

Еще одним позитивным моментом является дополнение п. 138.8 ст. 138 НК нормой о том, что в себестоимость произведенных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, напрямую связанных с производством этих товаров (работ, услуг), включаются общепроизводственные расходы, относящиеся на себестоимость изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) согласно П(с)БУ. Соответственно, указанные расходы исключены из состава прочих расходов, и этим устранено нелепое несоответствие норм НК о налогообложении прибыли предприятий общим экономическим правилам и требованиям бухучета.

 

Что касается налога с доходов физических лиц, то и здесь не обошлось без позитива. П. 177.5 НК дополнен новым абзацем, согласно которому физлицо-предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, получил право на уменьшение авансовых платежей по этому налогу. Условием для такого уменьшения является снижение суммы полученного дохода за предыдущий календарный квартал текущего года более чем на 20% по сравнению с расчетной ожидаемой суммой дохода. Сумма авансового платежа в таком случае может быть уменьшена пропорционально уменьшившемуся доходу.

 

Однако, при всей позитивности нового Закона, не обошлось и без ложки дегтя. Ею стало внесение изменений в пп. 215.3.4 п. 215.3 ст. 215 НК относительно ставок акцизного налога для легких и средних дистиллятов, уайт-спирита, а также ставок на прочий газ. С начала 2012 г. существенно поднимутся ставки на указанные нефтепродукты и сжиженный газ (с 17 и 28 евро до 182 евро за 1 т). Впрочем, не все так плохо. В НК внесен п. 229.4, согласно которому нефтепродукты, изготовленные в Украине, используемые в качестве сырья для химической промышленности, подлежат налогообложению акцизным налогом по нулевой ставке. Кроме того, в Кодексе появился п. 229.5, устанавливающий особенности налогообложения нефтепродуктов, импортированных в Украину и используемых в качестве сырья для химической промышленности – они вообще не облагаются акцизным налогом. Эти нормы начнут действовать с 01.01.2012 г.

 

Это далеко не все изменения, внесенные Законом №3609 в действующее налоговое законодательство. Кроме описанных новшеств, в Кодекс также внесены уточнения и поправки в ряд вопросов, связанных с предоставлением налоговой отчетности (гл. 2 р. ІІ НК); налогообложением НДС туроператорской и турагентской деятельности (ст. 207 НК); внесены изменения ст. 244 НК относительно ставок экологического налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения (они начнут действовать с 1 октября этого года), а также некоторые другие изменения.

 

Напоследок хотелось бы отметить, что в целом Закон № 3609 можно охарактеризовать очень позитивно. Складывается впечатление, что власти всерьез принялись за работу над ошибками, допущенными при создании и принятии НК. Кроме того, вспоминаются слова авторов Кодекса о том, что после вступления его в силу он будет корректироваться, и все недоработки будут устранены. Остается надеяться, что работа на этом не закончится, и в конце концов мы получим выверенный, хорошо продуманный и логичный документ, который максимально удовлетворит как власть, так и налогоплательщиков.

 

Андрей Мединский,

специально для «Судебно-юридической газеты»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн