Нужно ли платить за вывеску как за рекламу?

11:08, 26 сентября 2011
Газета: 105
Правовые особенности регулирования рекламной деятельности
Нужно ли платить за вывеску как за рекламу?

Правовые особенности регулирования рекламной деятельности

 

Как отличить информационную вывеску от наружной рекламы – вопрос, который часто задают начинающие предприниматели. Хорошо, если место расположения вашего офиса не нуждается в пояснениях, но такая привилегия, как правило, влетает в копейку. Намного чаще начинать приходится с цокольных этажей, полуподвалов и пассажей, искать в которых вашу контору никому и в голову не придет. В таких случаях может выручить вывеска-указатель. И все бы ничего, но через какое-то время приходят представители власти – и совсем не на выручку, а за оплатой штрафа, и заставляют доказывать, что это все-таки вывеска, а не внешняя реклама. В том, как отстоять свое право быть найденным потенциальным клиентом, разобралась «Судебно-юридическая газета».

 

Нормативная база

 

Почему у предпринимателя возникают подобные сложности? Потому что разобраться, что является вывеской, а что – наружной рекламой, действительно нелегко. С одной стороны, согласно ст. 1 ЗУ «О рекламе», вывеска по месту нахождения субъекта хозяйствования подпадает под определение наружной рекламы, как и всякая реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог. С другой стороны, п. 7 ст. 8 того же Закона говорит, что размещение информации о производителе товара или самом товаре в местах его реализации, в т. ч. на элементах оборудования при оформлении мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и его упаковке, рекламой не считается. Напротив, согласно ч. 3 ст. 17 ЗУ «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы своего предприятия.

 

В то же время из писем-разъяснений Госкомпредпринимательства (от 31.05.2005 №4186, от 09.10.2006 №7313, от 13.11.2006 №8137, от 28.12.2006 №9522, от 07.06.2007 №4089, от 05.09.2007 №6635) явственно следует: если на фасаде здания или на занимаемом субъектом хозяйствования помещении размещена вывеска с одним лишь наименованием, это не может считаться наружной рекламой, и регулируется подобная ситуация согласно п. 7 ст. 8 Закона «О рекламе». При этом важно, чтобы такая вывеска не содержала призывов к приобретению товара или услуги или другой информации, предназначенной сформировать или поддержать осведомленность потребителей и их интерес – только в этом случае ее размещение не требует получения разрешения.

 

Размещение уличной вывески с наименованием, адресом, расстоянием и другими сведениями свидетельствует о фактическом местонахождении предприятия. С этим вроде бы никто не спорит, но доказывать заставляют. Почему? Потому что, если на вывеске, скажем, кроме наименования, адреса, времени работы и логотипа, указываются любые качества реализуемой услуги, то это уже наружная реклама. Т. е. вывеска фотокурсов «Спеши творить» – это просто вывеска до тех пор, пока «Спеши творить» – название курсов. Но стоит дописать на ней, что это авторский курс фотографии Васи Пупкина, как возникает вопрос о наружной рекламе. Если в документах учреждение называется «Авторский курс фотографии Васи Пупкина «Спеши творить»» – беспокоиться не о чем, но если «Спеши творить» – не более чем жизненное кредо Васи Пупкина, речь уже об «информации, призванной поддерживать интерес потребителей», которой на вывеске делать нечего, в отличие от объекта наружной рекламы.

 

Как видите, стремясь привлечь внимание к вывеске, главное – не переборщить, если неохота лишний раз платить, так как распространение рекламы в Украине платное, а штраф за непредставление в контролирующие органы информации о стоимости изготовления рекламы составляет 100 НМДГ (п. 6 ст. 27 ЗУ «О рекламе»). В случае невозможности установления стоимости рекламы такой штраф возрастает уже до 300 НМДГ (п. 7 ст. 27 ЗУ «О рекламе»).

 

Требования к вывеске

 

Условия, при соблюдении которых вывеска не считается рекламой, закреплены в п. 6. ст. 9 ЗУ «О рекламе». В перечень информации, которую можно поместить на вывеске, помимо зарегистрированного наименования лица-субъекта хозяйствования, входят также знаки для товаров и услуг, которые принадлежат лицу, изобразившему их на вывеске (т. е. только собственные товарные знаки), вид деятельности, если это не следует из зарегистрированного наименования лица, время работы. Инициатива же украсить вывеску альтернативной информацией не из этого списка неизменно приводит к плате за наружную рекламу.

 

Что до места размещения вывески, то внутри помещения вы можете поместить ее в любом месте, но снаружи, будьте любезны, сделайте это на наружной поверхности здания не выше первого этажа. Однако если речь идет о торговом или офисном центре, в котором ваше помещение расположено выше первого этажа, вывеску можно разместить на этаже, на котором находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, но только у входа в такое помещение.

 

Если в чем предпринимателю и предоставлена свобода самовыражения относительно вывески, то разве только в ее размерах – ЗУ «О рекламе» не устанавливает никаких требований к тому, как информация должна быть представлена на вывеске. Местные органы власти не имеют права устанавливать никаких дополнительных ограничений в отношении расцветки, формы, угла наклона, шрифта вывески. Правда, вывеска, расположенная близко к дороге, не должна препятствовать или затруднять движение транспортных средств, но является ли такой указатель вывеской – вопрос отдельный.

 

Указатель

 

Вывеска является разновидностью информационной таблички, как и указатель с номером дома и названием улицы или дорожный указатель с наименованиями улиц той или иной развязки, предлагающий проехать 300 м до очередного проспекта. В последнее время нередко можно увидеть такой указатель, где, помимо названий улиц, может значиться и частная заправка, и заведение общественного питания. То же происходит и в переходах новых станций метро, а метрополитен у нас, как известно, активно расстраивается в преддверии Евро-2012.

 

Там, где еще недавно аккуратно ютились наименования близлежащих улиц, к ним примкнули координаты частных медицинских центров, стоматологических клиник, многочисленных фитнес-клубов и салонов красоты. Причем указатели нередко занимают большую площадь, подсвечиваются в темное время суток и улыбаются прохожим голливудскими улыбками довольных жизнью красавчиков и красавиц. И это при том, что указатель расположен не на фасаде здания и не у входа в него, а следовательно, статуса вывески как такового лишен (ч. 6 ст. 9 ЗУ «О рекламе»). Или нет?

 

В случае с подобным указателем тоже можно попробовать использовать п. 7 ст. 8 ЗУ «О рекламе», позволяющий размещение информации о производителе товара и товаре в местах его реализации. На вопрос, что считать местом реализации товара, у законодателя четкого ответа нет. Соответственно, трактовать термин «место реализации товара» можно так широко, чтобы охватить указатель, расположенный рядом с помещением (к примеру, на дереве у входа). Но это позиция, скорее, подходящая для идеалиста, не боящегося пострадать за идею, так как судебная практика в подобных вопросах редко идет навстречу предпринимателю. Да и указатель, размещенный не по адресу пункта торговли, а в метро, пусть даже выход из него буквально упирается в двери офиса – это однозначно реклама. В отношении подобной таблички нужно получить разрешение на ее размещение и платить налог на рекламу.

 

Языковой барьер

 

Крупные города давно уже не стесняются подмигивать потребителям люминесцентными вывесками бутиков с непонятными славянам названиями. И если украинские, русские и даже английские названия еще можно как-то понять, то скандинавские и прибалтийские торговые сети нередко повергают наших соотечественников в культурный шок наличием неизвестных латинице букв с двумя точками, черточками и крышечками.

 

Получается, что ограничений относительно языка вывески в Украине нет? Да, действительно, прямо под действие ЗУ «О языках» вывески вроде бы не попадают. Однако ст. 35 этого Закона устанавливает, что тексты официальных объявлений, уведомлений, плакатов, афиш, рекламы выполняются на украинском языке. Наряду с текстом, изложенным на украинском языке, может быть размещен его перевод на другой язык. Учитывая, что вывеску довольно часто путают с наружной рекламой, можно говорить о ней как о «тому подобном». Кроме того, на вывеске разрешено помещать именно зарегистрированное наименование предпринимателя – естественно, на украинском языке.

 

Но если из всего перечня информации, которую можно поместить на вывеске, вам приглянется товарный знак, согласно ст. 6 ЗУ «О рекламе», переводить его не придется. Напомним, знаки для товаров и услуг приводятся в рекламе в том виде, в котором им предоставлена правовая охрана в Украине, а поскольку зарегистрированы они могут быть и без перевода на украинский язык, то вот вам и обилие нечитабельных букв. В любом случае, чтобы избежать проверок со стороны органов власти, лучше все же написать возле оригинального названия его украинскую транслитерацию.

 

Катерина Бутовченко,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Что делали судьи Кировского райсуда Днепра в кабинете Назара Холодницкого
Новости онлайн