Новые паспорта угрожают социальной безопасности каждого гражданина

11:13, 10 октября 2011
Газета: 107
В прошлый четверг, 6 октября на подпись Президенту Украины был отправлен весьма одиозный Закон...
Новые паспорта угрожают социальной безопасности каждого гражданина
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В прошлый четверг, 6 октября на подпись Президенту Украины был отправлен весьма одиозный Закон «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины» (принятый парламентом 23 сентября 2011 г.; далее – Закон). Этим Законом будут урегулированы правоотношения, связанные с установлением единой формы и порядка изготовления, выдачи, обмена, продления срока действия, пересылки, изъятия (в частности, временного возврата государству), признания недействительными и уничтожения документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус (далее – документы). Как сказано в преамбуле Закона, он направлен на гарантирование реализации прав граждан на свободу передвижения и свободный выбор места жительства в Украине. Несмотря на столь благородные цели, вероятность ветирования Закона достаточно велика – уж больно неоднозначные мнения высказываются на его счет. Эта статья посвящена анализу принятого Закона, а также основных аргументов его противников.

 

Цель принятия Закона

 

Прежде, чем начать анализ Закона, стоит разобраться, зачем вообще понадобилось его принятие. В пояснительной записке к законопроекту №8507, на основе которого был принят Закон, говорится, что 22 ноября 2010 г. в Брюсселе был одобрен План действий по либерализации ЕС визового режима для Украины. 22 апреля 2011 г. Президентом Украины был утвержден Национальный план по выполнению одобренного в Брюсселе документа (Указ №494/2011). Этим планом предусматривается внедрение в Украине документов для выезда за границу с электронным носителем биометрической информации, согласно стандартам Международной организации гражданской авиации (ІCАО), с обеспечением на надлежащем уровне защиты персональных данных.

 

Заметьте, ни о чем, кроме документов для выезда за границу, в Национальном плане речь не идет. Но украинские власти пошли по другому пути.

 

В Законе предусматривается наличие электронного носителя биометрической информации о лице практически во всех документах, удостоверяющих личность и ее специальный статус, а также подтверждающих украинское гражданство.

 

Иными словами, прикрывшись благородной целью либерализации визового режима с ЕС, власти решили внедрить электронные носители информации почти во все документы.

 

Новые документы

 

Все документы, предусмотренные Законом, разделены на две группы: удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Украины и удостоверяющие личность и ее специальный статус (ст. 8 Закона). К первой относятся: 1) паспортная карточка, которую обязаны получить все граждане Украины, независимо от возраста (ст. 12); 2) паспорт гражданина Украины для выезда за границу; 3) диппаспорт Украины (ст. 14); 4) служебный паспорт (оформляется госслужащим, выезжающим за границу в служебную командировку); 5) удостоверение личности моряка и удостоверение члена экипажа; 6) удостоверение лица на возвращение в Украину, которое выдается гражданам Украины в случае утери документов, дающих право на выезд и въезд в Украину, и удостоверяет личность во время пребывания за ее пределами (ст. 18); 7) временное удостоверение гражданина Украины, которое выдается лицам старше 16 лет, которые обрели гражданство Украины и приняли на себя обязательство в течение двух лет прекратить иностранное гражданство (ст. 19).

 

К документам, удостоверяющим личность и ее специальный статус, отнесены: 1) социальное удостоверение, подтверждающее факт предоставления лицу социальных льгот, услуг и иных соцгарантий (ст. 20); 2) удостоверение застрахованного лица, подтверждающее право на получение услуг материального обеспечения по общеобязательному госстрахованию (ст. 21); 3) пенсионное удостоверение; 4) удостоверение лица с инвалидностью; 5) удостоверение водителя; 6) удостоверение лица без гражданства для выезда за границу; 7) вид на постоянное и вид на временное проживание; 8) карточка мигранта; 9) удостоверение беженца и удостоверение беженца для выезда за границу; 10) разрешение на трудоустройство.

 

Стоит отметить, что все указанные документы будут изготавливаться в разных формах. Так, паспортная карточка, социальное удостоверение, удостоверение застрахованного лица, пенсионное удостоверение, удостоверение лица с инвалидностью, удостоверение водителя, разрешение на трудоустройство, удостоверение члена экипажа будут иметь вид пластиковой карточки. Удостоверение на возвращение в Украину будет изготавливаться в форме буклета, а остальные будут иметь форму книжечки. Однако, независимо от формы, во всех указанных выше документах (за исключением удостоверения на возвращение в Украину) будет встроенный бесконтактный электронный носитель информации. Собственно, его наличие и вызвало общественный резонанс.

 

Что такое электронный чип?

 

Бесконтактный электронный носитель информации, который должен быть встроен в документы согласно принятому Закону, судя по всему, будет представлять собой чип, содержащий информацию о владельце документа, а в некоторых случаях и его биометрические данные. Отметим, что текст Закона не содержит определения этого носителя. Круг информации о лице для каждого типа документов четко определен, а вот относительно биометрических данных такой ясности нет. Лишь в ст. 20 Закона, посвященной социальным удостоверениям, указано, что на бесконтактный электронный носитель должны быть внесены биометрические данные владельца. Определение исчерпывающего перечня этих биометрических данных отнесено к полномочиям Кабмина.

 

К обязательной информации, содержащейся на бесконтактных электронных носителях, относятся сведения о государстве, названии документа, типе документа, коде государства, номере документа, имени лица, его гражданстве, дате рождения, порядковом номере записи в Государственной информационной системе регистрационного учета физлиц и их документирования, половой принадлежности, месте рождения, дате выдачи документа и органе, его выдавшем, дате окончания срока действия документа, оцифрованное изображение лица (или фото) и его подпись (для документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство). Остальные сведения зависят от типа документа.

 

Что касается биометрических данных, нужно сказать, что Закон определяет их как совокупность данных о лице, собранных на основе фиксации его параметров, имеющих достаточную стабильность и существенно отличающихся от аналогичных параметров других лиц. В этом смысле к биометрическим данным Закон относит оцифрованную подпись и изображение лица. Кроме того, речь идет и об иных биометрических данных, объем которых должен установить Кабмин.

 

Особенности вступления в действие

 

Несмотря на то, что Закон вступает в силу на следующий день после официального опубликования, согласно его Переходным положениям, необходимости срочно менять документы не возникает.

 

Все документы, выданные до вступления в силу Закона, будут использоваться до окончания срока их действия и не подлежат обязательной замене. Однако водительские удостоверения необходимо обменять до 1 января 2014 г.

 

Паспорта существующего сейчас образца будут продолжать выдаваться до 1 января 2012 г. Паспортные карточки в обязательном порядке необходимо будет получить всем гражданам, рожденным после 31 декабря 2011 г. За выдачу паспортной карточки впервые плата не взимается. Оформление, обмен и продление срока действия диппаспорта, служебного паспорта, социального, пенсионного удостоверений, удостоверения лица с инвалидностью также осуществляется бесплатно (ст. 6 Закона).

 

Вместо заключения

 

Итак, принятым Законом вводятся в обращение новые документы, удостоверяющие личность, подтверждающие гражданство и специальный статус лица. Фактически, речь идет о глубокой реформе документирования населения Украины. Пока трудно предположить, подпишет ли Закон Глава государства или наложит на него вето и внесет свои предложения, ведь даже со стороны Минюста в адрес Закона идет вполне обоснованная критика. Однако нужно понимать, что так или иначе реформа документирования населения состоится и, скорее всего, коснется каждого.

 

Андрей Мединский, специально для

«Судебно-юридической газеты»

 

**Нота бене**

 

3 аргумента для Президента, чтобы ветировать закон о биометрических паспортах

 

Противники принятого Закона критикуют его сразу по нескольким позициям.

 

1. Европа требует совсем иное. Прежде всего, подвергается критике то, что действие Закона необоснованно будет распространяться практически на все документы, а не только на удостоверяющие личность для выезда за рубеж, что не соответствует целям либерализации визового режима ЕС для Украины.

 

2. Угроза нацбезопасности. В обращении, распространенном 23 сентября 2011 г. пресс-службой Министерства юстиции, говорится, что из-за обобщенной формулировки положений Закона возникает возможность их различного толкования, вследствие чего могут быть нарушены нормы ст. 32 Конституции, сужающей возможности государства вмешиваться в личную и семейную жизнь.

 

Некоторые противники Закона высказываются более категорично. В одном из обращений к Президенту говорится, что внесение данных, предусмотренных Законом, в Государственную информсистему регистрационного учета физлиц повлечет высокий риск утечки этой информации, что создает угрозу национальной безопасности. С учетом развития техники, высока вероятность, что информация с чипов может считываться и в не установленных Законом случаях (например, иностранными спецслужбами при помощи спутников). Более того, благодаря этим чипам государство получает фактически неограниченный доступ к информации о гражданах – их кредитах, покупках, даже о количестве поездок в транспорте, осуществленных с использованием документов, содержащих электронный носитель информации.

 

3. Высокая стоимость. Критику вызывает и значительное удорожание производства документов с учетом того, что право на их изготовление фактически получают негосударственные субъекты хозяйствования в рамках процедур, установленных для госзакупок. По мнению Минюста, это заведомо создает почву для коррупционных схем. Кроме того, удорожание производства документов ляжет, в конечном счете, на плечи населения (по приблизительным подсчетам, за новые документы надо будет заплатить около 1600 грн).

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва