Новые правила для малого бизнеса

10:30, 7 ноября 2011
Газета: 110
Анализ законопроекта №8521 (о
Новые правила для малого бизнеса

Анализ законопроекта №8521 (о регулировании упрощенной системы налогообложения), принятого ВР 4 ноября с поправками Президента

 

Не секрет, что для Евросоюза, к ассоциации с которым Украина стремится, упрощенная система налогообложения неактуальна. В то же время для большинства европейских стран характерна многозначительность среднего класса, который в Украине начал формироваться относительно недавно – 10–15 лет назад. В Европе средний класс выполняет роль экономической «подушки безопасности»: покупательная способность граждан минимизирует безработицу, так как каждый невостребованный сотрудник может заняться собственным производством. В Украине такой сотрудник дважды подумает, стоит ли заводить свое дело, ведь практически каждого предпринимателя ожидают такие факторы, как тяжелое налоговое бремя и сложные условия ведения бизнеса.

 

Поэтому неудивительно, что государство заинтересовано в упрощении системы налогообложения для потенциальных малых предпринимателей. А со вступлением в силу нового Налогового кодекса интерес этот приобрел, соответственно, новые формы законодательного урегулирования. Впрочем, анализ ситуации на внутреннем рынке Украины и подготовка нашумевших законодательных инициатив заняли у парламентариев почти год.

 

20 октября 2011 г. парламент принял законопроект №8521 о внесении изменений в НК Украины и некоторые другие законодательные акты относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. 3 ноября 2011 г. Президент предложил исключить из его текста положение о введении нулевой ставки НДС для экспортных операций по вывозу зерновых и технических культур сельхозпроизводителями и предприятиями, непосредственно приобретающими у них такие зерновые. А уже 4 ноября депутаты проголосовали за данный проект повторно (с учетом замечаний Президента). Так что в ближайшее время ждем подписания данного нормативно-правового акта. В том, какими будут новые правила ведения малого и среднего бизнеса, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

 

Согласно п. 297.1 ст. 297 НК, к налогам и сборам, которые могут быть заменены на единый налог, отнесены: 1) налог на прибыль; 2) НДФЛ; 3) НДС; 4) земельный налог (за исключением налога на землю, не используемую в хоздеятельности); 5) сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности; 6) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Остальные налоги и сборы должны начисляться и уплачиваться в порядке, установленном НК.

 

Согласно нововведениям, все «упрощенцы» разделены на 4 группы. Критериями отнесения к определенной группе являются вид субъекта хозяйствования (физлицо или юрлицо), вид деятельности субъекта, численность наемных сотрудников, а также доход.

 

1-я группа

 

К 1-й группе плательщиков единого налога отнесены ФЛ-СПД, не использующие наемный труд, осуществляющие исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или оказывающие бытовые услуги населению. При этом объем дохода, полученного в течение календарного года, не должен превышать 150 тыс. грн. Отметим, что согласно пока еще действующему Указу об «упрощенке», для ФЛ-СПД установлен предельный уровень дохода в сумме не более 500 тыс. грн. Таким образом, для 1-й группы налогоплательщиков предельный уровень дохода существенно ограничен по сравнению с действующим сейчас законодательством. Ставка налога для 1-й группы составляет от 1% до 10% размера минимальной зарплаты.

 

Принимая во внимание, что проектом Госбюджета-2012 с 1 января 2012 г. предусмотрено установление размера минимальной зарплаты в сумме 1073 грн, можно предположить, что максимальная ставка налога для 1-й группы налогоплательщиков будет составлять 107,3 грн, что почти в два раза меньше, чем установленный сейчас размер единого налога в сумме 200 грн.

 

2-я группа

 

К этой группе отнесены ФЛ-СПД, осуществляющие хоздеятельность по предоставлению услуг, в т. ч. бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производству и/или продаже товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства. При этом в течение календарного года такие субъекты должны соответствовать таким критериям: 1) не использовать труд наемных лиц, или количество лиц, пребывающих с субъектом в трудовых отношениях, не должно превышать 10 человек; 2) объем дохода не должен превышать 1 млн грн. Но действие этой нормы не распространяется на посредников в сфере недвижимости. Такие предприниматели отнесены к 3-й группе налогоплательщиков. Обратим внимание, что для 2-й группы предельный уровень дохода, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, увеличен вдвое по сравнению с ныне установленными 500 тыс. грн. К слову, принятым Законом установлен и перечень бытовых услуг.

 

Для 2-й группы налогоплательщиков определена ставка единого налога в диапазоне от 2% до 20% минимальной зарплаты, т. е. максимальная ставка налога составит 214,6 грн.

 

3-я группа

 

К ней отнесены ФЛ-СПД, не использующие наемный труд, или те, с которыми пребывают в трудовых отношениях не более 10 человек, если объем их дохода не превышает 3 млн грн. Для этой группы установлена процентная ставка налога. Она составляет 3% от дохода, если СПД является также плательщиком НДС. Если же НДС включается в состав единого налога, ставка составляет 5% от дохода.

 

Если принять во внимание максимальный размер возможного дохода, установленный для 3-й группы (3 млн грн), то максимальная сумма начисленного налога может составить 90 тыс. грн для плательщиков НДС и 150 тыс. грн, если НДС включен в состав единого налога. Иными словами, СПД, отнесенные к 3-й группе плательщиков единого налога, будут уплачивать в бюджет большие суммы, чем сейчас.

 

4-я группа

 

В 4-ю группу налогоплательщиков попадают юрлица всех организационно-правовых форм, которые на протяжении календарного года соответствуют таким критериям: среднесписочное количество сотрудников не превышает 50 человек; объем дохода не превышает 5 млн грн. Отметим, что, согласно Указу об «упрощенке», сейчас для юрлиц-единоналожников установлен предельный уровень дохода в сумме 1 млн грн. Т. е. новыми нормами этот предел увеличен в пять раз. Для этой группы налогоплательщиков ставка единого налога аналогична ставке, установленной для 3-й группы: 3% от дохода, если лицо является плательщиком НДС, и 5%, если НДС включается в состав единого налога. Отметим, что сейчас Указом об «упрощенке» для юрлиц установлены иные ставки, а именно: 6% от выручки без учета акциза и НДС и 10% от выручки без учета акциза, но в случае, когда НДС включен в состав единого налога. Т. е. согласно новым положениям, ставки налога для этой группы налогоплательщиков существенно снижены.

 

Повышенные ставки

 

Следует отметить, что в ряде случаев принятым Законом предусмотрено применение повышенных ставок единого налога. Так к 1–3 группам налогоплательщиков возможно применение повышенной ставки в виде 15% от дохода. Такая ставка будет применяться в случае: 1) превышения суммы предельного уровня дохода (применяется к сумме превышения); 2) осуществления налогоплательщиками 1 и 2 групп видов деятельности, не указанных в свидетельстве плательщика единого налога (применяется к доходу, полученному от осуществления таких видов деятельности); 3) получения дохода при использовании иного способа расчетов, чем указан в главе НК, посвященной упрощенной системе налогообложения (разрешен только денежный расчет в наличной и безналичной формах); 4) осуществления видов деятельности, не дающих права на упрощенную систему налогообложения (применяется к сумме дохода от этой деятельности). К налогоплательщикам, отнесенным к 4-й группе, возможно применение двойной ставки налога в тех же случаях (за исключением осуществления видов деятельности, не указанных в свидетельстве плательщика единого налога).

 

Кроме того, установлена обязанность налогоплательщика при превышении предельного уровня доходов в текущем квартале перейти в следующую группу плательщиков единого налога в следующем квартале или же отказаться от применения упрощенной системы налогообложения. Так, налогоплательщики 1-й группы должны перейти во 2-ю; налогоплательщики 2-й группы – в 3-ю или отказаться от применения «упрощенки»; налогоплательщики 3-й и 4-й групп обязаны перейти на общую систему налогообложения.

 

Сроки и порядок уплаты налога

 

Для налогоплательщиков 1-й группы установлен налоговый период, равный календарному году, а для всех остальных – календарный квартал (ст. 294 НК). Этому соответствуют и периоды, за которые подаются налоговые декларации в ГНС, правила составления которых достаточно подробно описаны в новых нормах Налогового кодекса (ст. 296 НК).

 

Относительно ведения налогового учета установлены такие правила: 1) 1-я и 2-я группы налогоплательщиков, а также налогоплательщики 3-й группы, не являющиеся плательщиками НДС, должны вести книгу учета доходов и расходов путем ежедневного, по результатам рабочего дня, отражения полученных доходов; 2) для налогоплательщиков 3-й группы, являющихся плательщиками НДС, форма книги учета доходов и расходов устанавливается Минфином; 3) 4-я группа налогоплательщиков для ведения налогового учета использует данные упрощенного бухучета относительно доходов и расходов.

 

Ст. 295 НК посвящена порядку уплаты единого налога. Согласно ее нормам, налогоплательщики 1-й и 2-й групп уплачивают единый налог ежемесячно путем внесения авансовых платежей не позднее 20 числа текущего месяца. При этом возможно внесение и полной суммы авансового платежа за весь налоговый период (но не более чем до конца текущего года). Установлено также, что налогоплательщики этих групп, если ими не используется наемный труд, освобождаются от уплаты единого налога на протяжении одного календарного месяца в году на время отпуска, а также болезни, длящейся не более 30 календарных дней. Факт болезни должен подтверждаться копией (копиями) листа нетрудоспособности.

 

Налогоплательщики 3-й и 4-й групп уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после наступления предельного срока предоставления налоговой декларации за отчетный квартал. Единый налог, начисленный за превышение предельного объема дохода, должен быть уплачен в течение 10 календарных дней после наступления предельного срока подачи налоговой декларации за отчетный период.

 

Характеризуя нововведения в целом, нужно отметить, что новые нормы НК, определенные в принятом Законе, существенно меняют концептуальный подход к упрощенной системе налогообложения. С одной стороны, они весьма лояльны к субъектам хозяйствования, имеющим сравнительно невысокие доходы, а с другой – повышают налоговые обязательства субъектов, получающих существенные суммы дохода от своей деятельности.

 

Андрей Мединский, специально для

«Судебно-юридической газеты»

 

**Нота бене**

 

Кто не сможет работать на едином налоге

 

П. 291.5 ст. 291 НК установлен перечень видов деятельности, к которым не может быть применена упрощенная система налогообложения, а также субъектов, не имеющих права регистрироваться плательщиками единого налога.

 

К таким видам деятельности отнесены:

 

1) деятельность в сфере организации и проведения азартных игр;

 

2) обмен иностранной валюты;

 

3) производство, экспорт, импорт и продажа подакцизных товаров;

 

4) добыча, производство и реализация драгметаллов и драгкамней, в т. ч. органогенного образования;

 

5) добыча и реализация полезных ископаемых;

 

6) деятельность в сфере финансового посредничества (с некоторыми исключениями);

 

7) деятельность по управлению предприятиями;

 

8) деятельность по предоставлению услуг почты и связи;

 

9) деятельность в сфере продажи предметов искусства и антиквариата;

 

10) деятельность по организации и проведению гастрольных мероприятий.

 

Не могут быть плательщиками единого налога такие субъекты: 1) предприниматели, осуществляющие технические испытания и исследования, деятельность в сфере аудита; 2) предприниматели, предоставляющие в аренду землю, а также жилую и нежилую недвижимость; 3) страховые брокеры и разного рода финучреждения; 4) субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых 25% принадлежит юрлицам, не являющимся «единоналожниками»; 5) физлица-нерезиденты; 6) субъекты, у которых на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога есть налоговый долг (кроме безнадежного, возникшего вследствие форс-мажора).

 

**Комментарии**

 

Народный депутат Украины Наталья Королевская:

 

– Когда готовится законопроект относительно предпринимательства, нужно в первую очередь советоваться с теми, кого закон непосредственно будет касаться. Увы, сегодня этого не происходит. Мнение сотен тысяч предпринимателей – самой активной части населения – проигнорировано горсткой чиновников и провластных депутатов. Принятый законопроект № 8521 об упрощенной системе налогообложения направлен на уничтожение малого бизнеса в Украине.

 

Начальник пресс-службы Минфина Украины Виктор Косарчук:

 

– Данный закон – результат дискуссий и компромиссов. Но основные болевые точки все-таки были сняты. «Упрощенцы» могут регистрироваться плательщиками НДС, т. е. могут работать и с крупным бизнесом. Кроме того, урегулированы важные отчисления на валовые затраты, чего раньше не было. Но главное, что «упрощенка» все-таки живет, а это жизненно важно для большого количества людей (в нашей стране насчитывается порядка 5 млн предпринимателей).

 

Председатель Совета предпринимателей при КМУ Леонид Козаченко:

 

– Принятие законопроекта №8521 является позитивным шагом к нормализации ситуации в предпринимательской среде Украины, сигналом для возобновления конструктивного диалога между властью и бизнесом. Среди ключевых преимуществ нового закона: четкий механизм и правила избрания, перехода на упрощенную систему налогообложения и отказа от нее; в законе предусмотрено сохранение приемлемых ставок налога; отчетность один раз в квартал; отсутствие кассовых аппаратов и первичного учета для мелких предпринимателей; возвращение «упрощенцам» возможности работать с юридическими лицами-плательщиками налога на прибыль.

 

Вместе с тем, анализ принятого законопроекта свидетельствует о наличии ряда существенных недоработок, которые могут иметь негативные последствия для бизнеса, а потому должны быть устранены в будущем путем внесения соответствующих поправок к существующей редакции. К противоречивым нововведениям можно отнести обязанность всех юридических и физических лиц, находящихся на упрощенной системе налогообложения и применяющих ставку единого налога 5%, в случае, если они продают товары, работы и услуги плательщикам НДС, самим регистрироваться в качестве плательщиков НДС после достижения объема операций в 300 тыс. грн. Кроме того, из последней редакции исчезла норма о предоставлении 50% льготы на уплату единого налога для производителей, реализующих товары собственного производства, а также возможность ФЛ-СПД платить половину ставки налога на доходы физических лиц до 2016 г.

 

Глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах:

 

– Я не согласен с призывами оппозиции в применении вето к законопроекту №8521. В данном случае оппозиция пошла на принцип «чем хуже, тем лучше». Создается впечатление, что она встревожена позитивными результатами в ходе введения закона в действие и старается всячески этому препятствовать. Проект однозначно нельзя ветировать – это мнение не только мое, но и десятков объединений предпринимателей.

 

Во-первых, на законодательном уровне упрощенная система сохраняется, развивается и совершенствуется, и Украина как государство не планирует ее ликвидировать. Во-вторых, в процессе доработки законопроекта приняли участие десятки объединений, ассоциаций предпринимателей Украины. В этом законопроекте учтено около 70% их предложений. Самое важное – упрощается сотрудничество предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, с юридическими лицами. Кроме того, свидетельство о праве работы на упрощенной системе выдается бессрочно.

 

Из вопросов, которые не решены: механизм индексации годового уровня дохода с учетом уровня инфляции. Должны быть выведены стандарты определения критериев малых, средних, больших предприятий в связи со стандартами, которые существуют в европейском союзе – у нас эти показатели абсолютно не стыкуются. Важно выбрать оптимальную систему определения размеров единого налога, уйти от привязки единого налога к размеру минимальной зарплаты, поскольку это показатель «плавающий».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн