Государственный «универсам услуг»

11:16, 21 ноября 2011
Газета: 113
На сегодняшний день в
Государственный «универсам услуг»

На сегодняшний день в Украине существует более 600 платных административных услуг, которые регулируются более чем 150 законами и подзаконными актами. Их предоставляют госучреждения, однако часто они прибегают к помощи различных посредников, что приводит к неоправданному росту цен на такие услуги. Правительство решило навести порядок в данной сфере, поэтому в ближайшее время законодательную базу регулирования административных услуг ждут изменения

 

9 ноября в украинском парламенте зарегистрирован президентский законопроект №9435 «Об административных услугах». В пояснительной записке к нему Глава государства обосновывает необходимость принятия закона тем, что на сегодняшний день в законодательстве отсутствует четкое определение понятия админуслуг, а также нет разграничения хозяйственных услуг и властных полномочий. Это приводит к злоупотреблениям в сфере оказания административных услуг, коммерциализации и коррупции в системе государственного управления. Таким образом, назрела потребность создания доступных условий для реализации прав, свобод и законных интересов лиц в сфере получения административных услуг.

 

 

Что такое админуслуга

 

В предложенном Президентом проекте закона административная услуга определена как принятие согласно с законом и обращением физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение им определенных законом обязанностей. По сути, это определение не отличается от такового в действующих подзаконных нормативно-правовых актах. В частности, до сих пор действуют постановление КМУ от 17.07.2009 «О мерах по упорядочению административных услуг», а также распоряжение КМУ от 15.02.2006 №90-р «Об одобрении Концепции развития системы предоставления административных услуг органами исполнительной власти». Кроме того, в этой сфере в настоящее время действуют ЗУ «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и «Об основах государственной политики в сфере хозяйственной деятельности», а также некоторые другие законодательные акты.

 

Немаловажным является и закрепление в тексте законопроекта определения термина «административный акт». Под ним понимается решение индивидуального действия (лицензия, разрешение, заключение, отметка в документе, извлечение из реестра), принятое согласно закону административным органом на основании обращения физического или юридического лица и направленное на приобретение, изменение или прекращение прав и обязанностей такого лица. Помимо упомянутых терминов, текст законопроекта содержит также определение таких понятий, как «административный орган», «себестоимость админуслуги», «центр предоставления административных услуг».

 

Отдельно стоит остановиться на сфере применения норм об административных услугах, предложенной в законопроекте. Согласно ст. 2 этого документа, в случае принятия соответствующего закона его действие не будет распространяться на отношения в сфере госнадзора, дознания, досудебного следствия, судопроизводства, исполнительного производства, нотариальных действий, исполнения наказаний, доступа к публичной информации и некоторых других.

 

Никаких «дочерних» структур!

 

Законопроектом предусмотрены следующие виды админуслуг: 1) выдача, переоформление лицензий и разрешений, документов разрешительного характера (их дубликатов), аннулирование указанных документов; 2) регистрация фактов, субъектов, прав, объектов, легализация актов (документов); 3) аккредитация, аттестация, сертификация, нострификация, верификация, проставление апостиля; 4) иные виды деятельности, в результате ведения которых заинтересованным лицам, а также объектам, пребывающим в их собственности, владении или пользовании, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус. Следует обратить внимание, что проектом закрепляется положение о том, что перечень админуслуг является исчерпывающим и определяется исключительно законом.

 

Необходимо обратить внимание, что делегирование полномочий по оказанию админуслуг возможно исключительно бюджетным учреждениям. Делегирование же этих функций каким-либо иным субъектам прямо запрещается.

 

Однако в предусмотренных законом случаях административные органы смогут привлекать к выполнению отдельных работ, связанных с оказанием админуслуг (в частности, к проведению проверок на соответствие, экспертиз), субъектов хозяйствования, но их привлечение должно осуществляться с соблюдением процедур, установленных для госзакупок. Стоимость же таких работ не должна превышать цену с учетом 10% рентабельности к затратам на их проведение, рассчитанным согласно методике, установленной КМУ.

 

Все услуги в одном месте

 

Получение админуслуг, согласно законопроекту, должно происходить либо в административном органе, либо в центре оказания админуслуг. Кроме того, получение услуг физлицами не будет зависеть от места их регистрации. Юрлица же будут получать эти услуги по месту нахождения или месту ведения деятельности. Форма заявления на получение админуслуги будет утверждаться Кабмином, однако законопроектом установлено, что она должна быть максимально проста (в виде анкеты). Перечень документов, необходимых для получения админуслуги, устанавливается законом. При этом, если указанные документы находятся в админоргане, оказывающем услугу, или в другом админоргане, получением необходимых документов должен заниматься не заявитель, а админорган или центр оказания админуслуг, куда заявитель обратился.

 

Законопроектом также установлено, что сроки получения админуслуг определяются законом, но если им не предусмотрено иное, срок оказания админуслуги не должен превышать 30 календарных дней со дня принятия соответствующего заявления. В случае необходимости этот срок может быть продлен административным органом, но не более чем на 15 дней. Плата за оказание админуслуг не взимается, за исключением тех услуг, платность которых устанавливается законом. Все административные услуги, связанные с социальным обеспечением граждан, являются бесплатными. Предусмотрено также, что размер платы за административную услугу устанавливается в размере ее себестоимости, однако в предусмотренных законом случаях может превышать ее. Размер и порядок внесения платы устанавливаются Кабмином.

 

Привлекаем современные технологии

 

В соответствии с провозглашаемым принципом доступности информации об административных услугах, законопроектом предусмотрены разнообразные механизмы обеспечения доступа к этой информации. В частности, на административные органы возлагаются обязанности по созданию специальных стендов, наполнению веб-страниц, публикации в СМИ, изданию справочно-информационных материалов об админуслугах. Одновременно предусмотрено создание Реестра админуслуг, который будет представлять собой единую компьютерную базу данных об этих услугах, предназначенную для их учета и обеспечения открытого доступа к информации о порядке их предоставления (ст. 17 законопроекта). Порядок ведения этого Реестра должен быть определен Кабмином. В Реестр обязательно должна включаться информация о законе, согласно которому предоставляется админуслуга; административном органе, ее предоставляющем; плате за оказание админуслуги; перечне необходимых документов; форме решения, принимаемого относительно предоставления административной услуги.

 

Более того, для обеспечения доступа к информации об административных услугах должен быть создан Единый государственный портал административных услуг. Он будет предназначен также для предоставления админуслуг в электронной форме с использованием системы Интернет. В частности, предусматривается, что при помощи портала лица, желающие получить админуслугу, смогут получать, заполнять и подавать соответствующие заявления в электронной форме; следить за ходом их рассмотрения; получать при помощи средств телекоммуникационной связи результаты предоставления админуслуг; оплачивать административные услуги.

 

Подытоживая, отметим, что заложенные в законопроекте нормы, касающиеся обеспечения потребителей админуслуг необходимой информацией, создания специальных центров оказания админуслуг, ограничения делегирования полномочий по их оказанию иным органам, позволят устранить коррупционные схемы, действующие сейчас в этой сфере.

 

Андрей Мединский, специально для

«Судебно-юридической газеты»

 

**Зарубежный опыт**

 

В одном административном центре европейцам выдадут и паспорт, и социальную помощь

 

Как показывает зарубежный опыт, реформа государственной службы и совершенствование системы предоставления государственных услуг являются частью комплексных преобразований в сфере управления в государственном секторе.

 

Например, в Канаде действуют телефонизированные центры «1-800 Канада», которые предоставляют населению необходимую информацию о том, где и когда можно получить определенную услугу. Работают также «Центры доступа», которые оказывают услуги по консультированию начинающих предпринимателей. Эти центры располагаются в зданиях государственных учреждений по всей Канаде. Их особенность состоит в том, что, помимо предоставления консультаций предпринимателям, они оказывают значительное количество государственных услуг и работают по принципу «одного окна».

 

Польша еще в 2002 г. создала специальный «универмаг админуслуг» (Информационный центр государственной службы), в котором гражданам предоставляются десятки различных услуг, сгруппированных по отраслевым критериям. В частности, в Кракове в одном административном центре вам выдадут и паспорт, и социальную помощь. Максимальный набор услуг предоставляется и в аналогичных учреждениях в Нидерландах.

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн