Таможня, наконец, дала добро

10:00, 28 ноября 2011
Газета: 46 (114)
Новый Таможенный кодекс: прохождение контроля за 4 часа, 1000 евро без пошлины и
Таможня, наконец, дала добро

Новый Таможенный кодекс: прохождение контроля за 4 часа, 1000 евро без пошлины и проверки не чаще 1 раза в год

 

Не успели утрястись волнения с новым Налоговым кодексом, как наступила пора кодифицировать еще один пласт противоречащих друг другу, разбросанных по разным органам норм. Речь идет о Таможенном кодексе, принятом в новой редакции 3 ноября 2011 г. Документ еще находится в ожидании подписи Президента Украины, однако пока никто из специалистов не прогнозирует применения к нему права вето. Дело в том, что принятие этого кодифицированного акта не знаменовалось акциями протеста и широкого резонанса не получило. Вероятной причиной такого «холодного» приема может служить хороший уровень подготовки Кодекса. Кроме того, до сих пор заниматься импортом и/или экспортом мог позволить себе только очень уверенный в своих силах украинский предприниматель, которых традиционно не очень много в нашей стране. В общем, сам факт унификации норм, успешно противоречивших друг другу долгое время, уже является поводом для позитивной оценки нововведения, не говоря уже о существовании прямой зависимости оттока инвестиций из Украины от нежелания инвесторов решать проблемы с таможней.

 

В то же время, в брокерских кругах бытует мнение, что новый Таможенный кодекс приведет к монополизации импорта определенных категорий товаров, и в результате – к вытеснению с рынка мелких импортеров, в т. ч. за счет расширения контролирующих функций таможни. Кроме того, регулирование цен на товары по-прежнему будет осуществляться таможенными органами. В том, какие проблемы останутся на таможне после принятия нового ТКУ, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

 

Идея правительственного уполномоченного по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности Михаила Бродского о том, чтобы «всем миром» написать Таможенный кодекс, все-таки нашла свое воплощение. 3 ноября 2011 г. парламент окончательно утвердил компромиссный вариант ТКУ. Документ кардинально меняет принципы работы на границе в сторону упрощения таможенных процедур.

 

Оформление товаров

 

В соответствии со ст. 94 новой редакции ТКУ, время таможенного оформления одной импортно-экспортной операции сокращается с 24 до 4 рабочих часов с момента предъявления таможенному органу товаров и транспортных средств коммерческого назначения, подлежащих таможенному оформлению, подачи таможенной декларации и всех необходимых документов и сведений. Согласно же ч. 3 ст. 89 ТКУ, таможенный орган обязан предоставить декларанту или уполномоченному им лицу возможность самостоятельного зафиксировать в автоматизированной системе таможенного оформления факт и время подачи таможенной декларации и документов, необходимых для таможенного оформления.

 

В случае электронного декларирования та же норма гарантирует возможность получения от таможенного органа уведомления о дате и времени получения им электронной таможенной декларации. Непредоставление такой возможности квалифицируется как бездеятельность, которая может быть обжалована в соответствии с гл. 3 ТК. В то же время, практика показывает, что полное оформление товаров может занимать до 5 недель в связи с широкими возможностями уполномоченных лиц по увеличению сроков таможенного оформления.

 

Граничный срок экспертизы товаров не определен, а результаты независимой экспертизы, оплаченной физическим или юридическим лицом в соответствии со ст. 535 ТКУ, не являются обязательными для должностного лица таможенного органа. При этом должностное лицо может вынести соответствующее постановление о своем несогласии с результатами экспертизы и назначить повторную процедуру. Не решена в новом Кодексе и проблема оценки таможенной стоимости товаров. Цена на определенную категорию товаров вносится в таможенную базу, по которой затем оценивают товар вне зависимости от его реальной стоимости. Так было и так – увы! – будет. Т. е. таможенный орган может, к примеру, посчитать, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на цену, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары. И тогда можно сколько угодно проводить ценовую экспертизу договора с поставщиком путем привлечения экспертов за собственные средства и обжаловать решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости оцениваемых товаров, но в обещанных 4 рабочих часа это вряд ли уложится.

 

В то же время в новой версии ТК определен исчерпывающий перечень документов, которые инспектор может требовать при определении таможенной стоимости, – их количество существенно сократилось. Кроме того, таможенная аккредитация утратила свою значимость при оформлении: если сейчас предприятие обязано растаможивать товар только на той таможне, на которой аккредитовано, то после Нового года, когда новый ТК вступит в силу, можно будет воспользоваться любым таможенным пунктом на территории Украины.

 

Финансовые гарантии

 

Еще одно новшество – отныне грузовладелец (или экспедитор) обязан предоставить государству финансовую гарантию в размере полной суммы таможенных и страховых платежей во время нахождения груза на таможенной территории Украины. Новая редакция ТКУ содержит отдельный раздел, посвященный этому вопросу, однако предусмотренные для пользования такими гарантиями требования ставят под сомнение равные возможности импортеров к их использованию. Норма об обязательном гарантировании вызывает возмущение участников рынка грузоперевозок, поскольку приводит к изъятию из денежного оборота значительных сумм для обеспечения финансовых гарантий. При этом, согласно ст. 383 ТКУ, гарантом может выступать банковское учреждение, предоставляющее гарантии непосредственно или применяющее их как финансовое обеспечение предоставляемых гарантий. А также – «независимый финансовый посредник», т. е. юридическое лицо, созданное в форме полного или коммандитного общества. Банковское учреждение должно иметь соответствующую действующую лицензию (разрешение, выписка из реестра) Национального банка Украины, а независимый финансовый посредник – соответствующие соглашения с банками и/или страховыми компаниями относительно финансового обеспечения гарантий, предоставляемых этим юридическим лицом.

 

Правда, согласно п. 5 ст. 376 ТК, финансовая гарантия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро.

 

Условия ввоза товаров

 

Что касается товаров, ввозимых гражданами на таможенную территорию Украины, то согласно условиям такого ввоза, определенным ст. 399 ТКУ, суммарная фактурная стоимость соответствующих товаров, за исключением подакцизных, ввозимых в ручной клади и/или в сопровождаемом багаже, не должна превышать 1000 евро, а общий вес – 50 кг. В этом случае такие товары не подлежат письменному декларированию и не являются объектом обложения таможенными платежами. Если товары в объемах, не превышающих установленных ограничений, ввозятся на таможенную территорию Украины лицом, которое въезжает в страну чаще одного раза в течение одних суток, такие товары подлежат письменному декларированию и облагаются ввозной пошлиной по ставке 10% и НДС.

 

Резюме

 

Новую редакцию ТК нельзя оценивать негативно хотя бы по двум причинам. Во-первых, у украинцев в кои-то веки появился нормальный кодифицированный акт, регулирующий эту сферу отношений. Во-вторых, над актом работали как либералы, так и приверженцы сильной власти, т. е. документ является компромиссным и демократическим.

 

В частности, в окончательной редакции Таможенного кодекса уцелело давальческое сырье (немаловажный нюанс для швейных предприятий), а в окончательной редакции ст. 564 из функций таможенной службы было исключено осуществление пост-аудитконтроля – скандальный п. 24, наделавший много шуму после первого чтения. Еще – декриминализована контрабанда. Если раньше импортер мог навлечь на свою голову серьезные неприятности, банально ошибившись при заполнении декларации, то теперь оказывать на него давление станет не так-то просто. Чтобы усложнить жизнь такому импортеру, таможеннику придется проявить чуть больше смекалки. И хотя это лучше, чем ничего, вопрос о злоупотреблении властью по-прежнему актуален.

 

Катерина Бутовченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Комментарии**

 

Председатель Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник:

 

– Приняв новый Таможенный кодекс Украины, мы сделали весомый шаг на пути приближения таможенного законодательства Украины к европейским стандартам. Новый ТКУ предусматривает немало позитивных норм, среди которых – сокращение времени таможенного оформления с одних суток до 4 рабочих часов, повышение нормы беспошлинного ввоза товаров на территорию Украины до 1000 евро при общем весе до 50 кг. Ставка пошлины на объемы товаров, превышающие эти нормы, снижена с 20% до 10%. Кроме того, в Кодексе определен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых таможенным органам для осуществления таможенного контроля, расширена сфера применения электронного декларирования, либерализованы процедуры контроля правильности определения таможенной стоимости. Упрощается порядок предоставления разрешений на осуществление видов предпринимательской деятельности, контроль которых осуществляют таможенные органы. Ограничены возможности проведения безосновательных пересмотров товаров. Предполагается, что плановые проверки одного и того же предприятия могут осуществляться не чаще одного раза в год. Также четко определяются основания для проведения внеплановых проверок.

 

Председатель Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник:

 

– Новый Кодекс освобождает предпринимателей от ответственности за допущенные ими неумышленные ошибки. Кроме того, заслуживает внимания появление компромисса в таможенном деле. Это новое понятие для нашего законодательства означает установление случаев, когда при выявлении нарушения таможенных правил товары могут быть пропущены через таможенную границу Украины до завершения рассмотрения дела об этом нарушении. Но это при условии, что такие товары не подлежат конфискации и не будут нужны в дальнейшем в процессе производства по делу, или в случае, когда декларант платит все налоги или представляет гарантию их уплаты. Пересмотрены также правила изъятия транспортных средств в связи с нарушениями таможенных правил, и оставлены только 3 случая, когда такие ТС могут быть конфискованы. Это может случиться, если на них перемещались запрещенные к ввозу в Украину товары, если эти ТС перемещались между пунктами пропуска, и если в ТС специально изготовлены тайники. В других случаях ТС коммерческого назначения изъятию не подлежат.

 

Таможенный брокер Виталий Василенко:

 

– Это еще, может быть, не окончательная редакция Кодекса, так что время покажет, что к чему. Таможенный кодекс – не единственный документ, который влияет на внешнюю экономику, так что на приток инвестиций и заинтересованность поставщиков, я считаю, реформа таможни не повлияет. То, что срок оформления сократили с 24 до 4 часов, я считаю, просто декларативная норма, а декриминализацию оцениваю положительно. Раньше все было четко – суд, протокол и т. д., а сейчас есть возможность по-другому урегулировать этот вопрос. Кроме того, Кодекс вводит понятие таможенного компромисса. Раньше, если ты, например, где-то не угадал код, за это предполагалась ответственность, а сейчас и по уважительной причине возможен компромисс: таможня выносит свое решение, ты с этим решением соглашаешься, платишь деньги и не несешь административной ответственности – еще один позитивный момент. В своей практике я сталкивался с тем, что ошибки при заполнении декларации перекручивались, но что касается реформирования соответствующей нормы, тут есть как позитивный момент, так и не очень. Раньше декларантов и брокеров никто не лишал лицензий за несколько ошибок в декларации. Сейчас такую норму ввели. Если ошибаться систематически, т. е. больше двух раз в течение месяца, то даже если делать это не нарочно, ужесточение мер не заставит себя ждать.

 

**Нота бене**

 

До 1000 евро – никаких пошлин!

 

Новая редакция Таможенного кодекса вступает в действие с 1 января 2012 г. И именно с этого момента граждане будут иметь право ввозить на таможенную территорию Украины товары на общую сумму:

 

до 300 евро – в международных почтовых и экспресс-отправлениях (порог увеличен с 200 до 300 евро);

 

до 1 тыс. евро и весом до 50 кг в ручной клади – без уплаты любых налогов (порог увеличен с 200 до 1 тыс. евро);

 

от 1 тыс. до 10 тыс. евро – с уплатой ввозной пошлины в размере 10% и НДС в размере 20% (уменьшена общая ставка пошлины с 20% до 10%);

 

больше 10 тыс. евро – в порядке, предусмотренном для субъектов ВЭД (порог увеличен с 1 тыс. до 10 тыс. евро).

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн