Через полгода админсуды перестанут работать

10:04, 28 ноября 2011
Газета: 46 (114)
Как показывает практика, несмотря на принятие ЗУ
Через полгода админсуды перестанут работать

Как показывает практика, несмотря на принятие ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», условия осуществления правосудия до сих пор не улучшились. Одной из наиболее сложных является ситуация в административных судах. Ее значительно усложнило «кочевание» социальных споров из одной юрисдикции в другую. В этом году в админсуды одномоментно поступило колоссальное количество дел, многие из которых до сих пор не зарегистрированы. А за нарушение сроков их рассмотрения судьям, как известно, придется отвечать. О том, как выйти из ситуации, задумались члены Совета судей административных судов.

 

Помимо кадрового, в повестке дня заседания Совета 24 ноября 2011 г. значились не менее важные вопросы. Один из них – состояние организации работы судов по выполнению законов «Об обращениях граждан» и «О доступе к публичной информации». Как известно, поток жалоб и обращений в суды не иссякает. Однако обеспокоенность, как отметил глава ССАС Николай Кобылянский, вызывает не столько их количество, сколько изменение их характера: если раньше граждане в основном высказывали неудовлетворенность сутью судебных решений, то теперь возросло количество нареканий на ненадлежащую организацию работы судов. За первое полугодие 2011 г. из 13,5 тыс. поступивших обращений более 8 тыс. касаются организации работы, нарушений прав участников процесса – непредоставления информации о движении дела (около 6 тыс.), несвоевременного отправления копий судебных решений и материалов дел соответствующему суду и т. п.

 

Только в Донецком ААС долг за почтовые марки – 252 тыс. грн

 

За первое полугодие 2011 г. в окружные и апелляционные админсуды поступило 11 692 обращения (для сравнения, за весь 2010 г. их было 13 276). Лидерами стали Донецкий, Одесский и Харьковский ААС. Как показал анализ, увеличение количества обращений обусловлено ненадлежащей организацией работы аппаратов судов, а также непоследовательными изменениями законодательства относительно подведомственности дел, связанных с соцвыплатами. Каждому из ААС одновременно было передано от 40 до 100 тыс. таких дел, – сообщил Н. Кобылянский. Автоматизированная система документооборота с таким количеством информации не справляется. В связи с этим, как уже писала «Судебно-юридическая газета» (см. №110, «Социальные дела топят админюстицию»), около полумиллиона дел до сих пор не зарегистрировано. Немало проблем создает и тот факт, что практически отсутствуют средства на отправку корреспонденции. Все это приводит к волоките, а значит, к повторным обращениям и жалобам на действия судей в ВККС.

 

Проблема ясна, но как ее решать? Председатель Житомирского апелляционного админсуда Екатерина Франовская, например, обратилась к главам местных админсудов с требованием обеспечить надлежащий личный контроль за работой аппаратов. Кроме того, налицо срочная необходимость усовершенствования автоматизированной системы документооборота – на данный момент она работает на грани своих возможностей. Проблема в том, что собственниками программного обеспечения АСД до сих пор являются частные структуры (а это уже не раз было предметом нареканий, в т. ч. со стороны Счетной палаты Украины), что усложняет взаимодействие с разработчиками соответствующих программ. Однако, как сообщил глава ГСА Руслан Кирилюк, до конца года или, в крайнем случае, в начале 2012 г. планируется полностью передать права на ПО государству.

 

Свое мнение о ситуации высказали присутствующие на заседании ССАС главы апелляционных судов. Председатель Донецкого апелляционного админсуда Тамара Бадахова отметила: «Что касается Донецкого апелляционного административного округа, то за 2010 г. нам поступило 1666 обращений и жалоб граждан, за первое полугодие 2011 г. – уже 1585. Во-первых, это обращения, в которых люди ищут свои дела – те социальные дела, которые мы, когда изменился закон, передали по подсудности в общие апелляционные суды. Они до сих пор ищут результаты рассмотрения этих дел. Другая часть этих обращений касается организации работы местных судов, которые то ли не рассматривают дела, то ли вовремя не отправляют их в апелляционный суд. Люди не могут смириться с тем, что апелляционные суды только пересматривают дела по апелляционным жалобам и никаким образом не отвечают за организацию работы местных судов. Что остается делать? Пересылать обращения главам местным судов, чтобы они предоставляли ответы. Что касается жалоб. В 2010 г. их было 20. Сейчас их 15. Четыре из них обоснованны – относительно непредоставления своевременно копий процессуальных документов сторонам. Мы не отправили корреспонденцию, потому что у нас не было достаточных средств. У нас долг (мы в долг берем бумагу, почтовые марки) – 252 тыс. грн. Сейчас ситуация выравнивается, мы ждем средства, которые должны поступить из спецфонда, и думаю, что таких жалоб больше не будет – мы будем отправлять все вовремя. К слову, мы еще не получили ни одной жалобы на волокиту».

 

Глава Днепропетровского апелляционного админсуда Александр Мартыненко в своем выступлении также высказал свое видение ситуации: «Мы пытаемся найти причины проблемы у себя, внутри системы. Однако, на мой взгляд, основной причиной сложившейся ситуации является та ненормальная нагрузка, которая существует сегодня в админсудах и, в частности, в ААС. Могу сказать, что в нашем суде при наличии 53 штатных должностей реально заполнены 24, одна судья находится в декретном отпуске, т. е. работают 23 судьи. На сегодня с остатком прошлого года зарегистрировано более 170 тыс. дел. Учитывая человеческие возможности и возможности АСД, реально мы можем регистрировать 1000–1200 дел в день, что и порождает жалобы. Если рассматривать эти обращения, жалобы в контексте ЗУ «Об обращениях граждан», это не совсем правильно, потому что в основном к нам обращаются стороны, и между судом и этими сторонами существуют процессуальные отношения, т. е. отношения, которые урегулированы КАСУ, а не этим законом. Судья не может разрываться. Мы эту проблему внутри своей системы не решим. Социальные споры однотипные – мы «молотим» то, что можно решить десятком дел, и поставить жирную точку в этой правовой проблеме».

 

В итоге ССАС решил рекомендовать главам судов принимать меры по устранению причин, которые приводят к указанным жалобам и обращениям, а также предложить главе ГСА при распределении средств от судебного сбора учесть потребность апелляционных админсудов в дополнительном компьютерном обеспечении.

 

Устранение недостатков

 

Совет заслушал и принял к сведению информацию о ходе выполнения мер по устранению недостатков, обнаруженных рабочими группами в организации работы Киевского и Одесского апелляционного админсудов. Глава ОААС Виктор Алексеев обратил внимание на срочную необходимость совершенствования КП ДАС и участия ГСА в решении проблем, поскольку руководство судов на сегодня лишено соответствующих рычагов.

 

Что касается КААС, напомним, что в суде были обнаружены неправильное распределение полномочий между председателем суда, его заместителями и руководителем аппарата, нарушения основ формирования коллегий, случаи изъятия дел и передачи их другим судьям, нарушения при настройке автоматизированной системы распределения дел. О том, удалось ли устранить данные проблемы, рассказала зампредседателя КААС Ирина Сапрыкина. Она подчеркнула, что на сегодня проводятся эффективные еженедельные совещания, полномочия распределены, приняты инструкции относительно должностных обязанностей. «В то же время специализация в суде так и не была введена – собрание судей решило, что это нецелесообразно, поскольку 98,2% дел, которые поступают в суд, – это социальные споры, и только 2% касаются иных требований. Кроме того, ни один ААС в Украине не принял такое нововведение, как специализация, считая это недостаточным. Думаю, если будет решен вопрос с соцделами, админсуды вернутся к вопросу специализации», – подчеркнула И. Сапрыкина. Также она отметила, что положительным событием является назначение главой суда Владимира Маслия, который «вышел из кадров КААС»: «Думаем, больше никакого непонимания не будет».

 

Под угрозой остановки работы

 

Несмотря на радужные перспективы, которые обозначила на следующий год Государственная судебная администрация (общий бюджет судебной системы в 2012 г. будет увеличен на полтора миллиарда по сравнению с началом 2011 г.), рассчитывать на многое судьям не стоит. Как отметил Р. Кирилюк в ходе заседания ССАС, зарплата судьи в среднем по системе возрастет в 2,5 раза. Но это «средняя температура по больнице». Кроме того, по крайней мере, в общих судах стоит проблема с использованием фонда экономии заработной платы. Если раньше за счет невыплаченных окладов недостающих штатных единиц можно было хотя бы выплатить премии работникам, то теперь теруправления ГСА утверждают, что экономию фонда таким образом использовать нельзя.

 

Справиться с недостатком средств планируется, максимально снизив расходы на почтовые отправления. Руководство ГСА предлагает решать этот вопрос путем отправки уведомлений участникам процесса с помощью электронной почты и СМС. Также ГСА планирует на начало года сформировать определенный запас средств, поскольку остатки спецфонда не обнуляются, а переходят на следующий год.

 

Кроме того, никак не наладится нормальная работа АСД. По информации секретаря ССАС Татьяны Шипулиной, «ВАСУ 4 мая 2011 г. заключил договор, по которому исполнитель обязывался обеспечить бесперебойное функционирование КП ДАС и своевременное предоставление новых версий. Но с 13 августа, к сожалению, ГП «Информационные судебные системы» не выполняет свои обязанности и своевременно программы не обновляет. По этому поводу было направлено 22 письма. С 1 января по 23 ноября только в ВАСУ составлено 220 актов относительно наступления обстоятельств, которые влияют на бесперебойность функционирования АСД». Кроме того, распределение дел судьям происходит без учета нагрузки. С разработчиками программ, по словам г-жи Шипулиной, судьи общались неоднократно, однако недостатки не устранены, и они на данный момент делают невозможным выполнения закона. Отметим, что не так давно был сменен гендиректор ГП «Информационные судебные системы», но ситуация, как видно, в лучшую сторону не изменилась. На следующее заседание ССАС запланировано обсуждение этого вопроса при участии всех сторон.

 

Необходимо урегулировать в ближайшее время и вопрос о финансовом обеспечении админсудов в 2012 г. «На данный момент расходы на оплату почтовых услуг, покупку марок, конвертов в окружных админсудах планируется уменьшить на 25 млн грн по сравнению с 2011 г. Другие текущие расходы админсудов обеспечены только на 40% от потребности. Т. е. суды смогут осуществлять правосудие только 5–6 месяцев. При этом следует учесть, что в 2012 г. состоятся парламентские выборы, а значит, потребность в текущих расходах увеличится», – сообщила Т. Шипулина. Таким образом, есть угроза, что через 6 месяцев админсуды прекратят свою работу. Но, как отмечают сами судьи в комментариях «Судебно-юридической газете», в «верхах» никто не обращал на эту проблему внимания, и пока суды работают, преодолевая все препятствия, в т. ч. хронический недостаток средств, вряд ли обратит. Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, предполагать сложно. В любом случае, она выглядит несоразмерно на фоне заявлений о повышении уровня обеспечения защиты прав граждан и доступа к правосудию. Возможно, во властных кабинетах стоит задуматься, на ком, помимо судов, должна лежать эта задача.

 

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Комментарий**

«Мудрость уменьшает жалобы, но не страдания»

                                                                (К. Прутков)

 

Если гражданин чувствует, что его боль небезразлична тем людям, которые работают в суде, у него возрастает доверие к суду…

 

Председатель Житомирского апелляционного админсуда Екатерина Франовская:

 

– Первое, что мы сделали, когда в январе 2011 г. заработал ЖААС, это научили сотрудников аппарата работать с гражданами. У нас прошли занятия по культуре делового языка, они научились правильно составлять ответы на обращения граждан, мы разработали положение о порядке общения с гражданами-истцами по социальным делам. Теперь вот провели обобщение поступивших обращений (а их на сегодня всего 553). Большая их часть касается предоставления информации по соцделам, ускорения рассмотрения дел, около 20% – нарушения сроков. Но они и не могут не нарушаться, потому что на сегодня в суде уже 57 тыс. дел. Теми силами аппарата, которые у нас есть, мы регистрируем 700–800 дел, а приходит 2–3 тысячи. 30% обращений касаются отправки копий решений. Все упирается в финансовые расходы – мы отправляем решение простым, а не рекомендованным письмом, и иногда бывает, что оно теряется, люди его не получают. Обобщение также показало, что ряд местных общих судов, которые работают как административные, не выполняют требование КАСУ и по 2–3 месяца не направляют в апелляционный суд дела о социальных выплатах. Казалось бы, для чего апелляционному суду брать на себя лишние дела? Но мы отреагировали, отправили письма и попросили глав судов выполнять свои обязанности, что касается эффективности работы аппаратов судов. На данный момент таких случаев уже нет.

 

Надо помнить, как говорил Козьма Прутков: «Мудрость уменьшает жалобы, но не страдания». Поэтому, когда гражданин, на защиту прав и свобод которого поставлен, по сути, административный суд, приходит и чувствует, что его боль небезразлична тем людям, которые работают в суде, у него возрастает доверие к суду. А раз возрастает доверие к отдельной ветви власти, то есть шанс, что в итоге такое отношение распространится на остальные ветви и государство в целом.

 

Скоро заработает сайт ЖААС, там будет почтовый ящик, возможность переписки. У нас раз в неделю работает телефонная линия «открытый разговор», и мы пытаемся решить проблемы граждан хотя бы в телефонном режиме.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новый Верховный Суд: что о нем известно украинцам
Новости онлайн