Кому достанется госимущество

10:20, 19 декабря 2011
Газета: 49 (117)
Системный анализ законопроектов №№
Кому достанется госимущество

Системный анализ законопроектов №№ 9368, 9415, 9520-1 свидетельствует о том, что приватизацию завершат к 2014 г.

 

Под конец года в парламенте значительно активизировалась работа над законопроектами, так или иначе регулирующими вопросы приватизации. Так, 9 декабря 2011 г. ВР приняла во втором чтении законопроект №9368 о Фонде госимущества, существенно изменив структуру управления ведомством. В настоящее время Фонд контролируется парламентом, но после вступления законопроекта в силу он будет подчиняться напрямую Президенту. Глава государства будет назначать и председателя ФГИУ (по согласованию с ВР), и его заместителей (по представлению премьер-министра).

 

На текущей же пленарной неделе (до 23 декабря) парламент намерен определиться с полномочиями Госагентства по управлению корпоративными правами и госимуществом, часть из которых ранее принадлежала Фонду. В частности, планируется, что с помощью проекта №9415 удастся закрепить за Госагентством полномочия по назначению и увольнению руководства госпредприятий, ведению реестра госимущества, разработке условий санации предприятий, находящихся в управлении ведомства. Кроме того, Агентство будет разрабатывать планы развития гособъектов, утверждать состав их наблюдательных советов, проводить корпоратизацию госпредприятий. Т. е. в рамках своих функций ФГИУ будет управлять объектами, которые находятся в стадии приватизации, а Агентство – управлять предприятиями, которые управлению Фонда не подлежат. Многие эксперты убеждены, что основной целью всех этих нововведений является завершение продажи госсобственности в максимально сжатые сроки. Так ли это, разбиралась «Судебно-юридическая газета»

 

Планомерная дерегуляция экономики привела к сокращению государственного сектора, становлению частной собственности, возникновению новых форм управления государственными корпоративными правами и поиску эффективных моделей правового регулирования создавшихся в этой связи взаимоотношений. На таком фоне тем более странной выглядит ситуация с Фондом государственного имущества (ФГИ), который вот уже 20 лет остается единственным органом исполнительной власти со специальным статусом, действующим на основании временного положения, а не закона. Справедливости ради нельзя не признать, что попытки законодательного урегулирования работы ФГИ предпринимались неоднократно, но тщетно. В очередной раз «узаконить» ФГИ попробовали 9 декабря уходящего года. Депутаты поддержали соответствующую инициативу, да и у Президента, по предварительным прогнозам, нет причин с ними не согласиться. Таким образом, шансы на то, что в Украине появится Закон о ФГИ, сильны как никогда.

 

Польза регламента

 

Итак, в правительстве определились с правовыми основами деятельности ФГИ: прописали специальный правовой статус, организацию, полномочия и порядок деятельности Фонда как центрального органа исполнительной власти, реализующего госполитику в сфере регулирования оценочной деятельности, приватизации, аренды, использования и отчуждения государственного имущества, управления объектами государственной собственности, включая корпоративные права государства. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению из него были исключены как не соответствующие законодательству нормы, предусматривающие полномочия Президента и премьер-министра давать поручения ФГИ. Таким образом, согласно окончательной редакции закона, деятельность ФГИ по-прежнему будет координироваться Кабинетом министров. Председатель Фонда будет назначаться Президентом Украины по согласию ВР Украины, а руководители региональных отделений и представительств назначаются по согласованию с председателями местных госадминистраций и освобождаются от должности председателем ФГИ.

 

Поскольку до сих пор Фонд в своей деятельности руководствовался Временным положением, утвержденным постановлением парламента от 7.06.1992, которое морально устарело с учетом современных конституционно-правовых норм, главной целью принятия закона явилось именно четкое определение статуса и правовых основ деятельности ФГИ и законодательное урегулирование его полномочий. Проще говоря, революции в управлении государственным имуществом не произойдет: Фонд продолжит свою работу без изменений. Возникает закономерный вопрос о пользе такого нормативного акта. Ответ на него прост: когда работа регламентирована, за ее невыполнение или некачественное выполнение можно спросить в соответствии с регламентом. Кроме того, в силу своих полномочий ФГИ подписывает договоры с зарубежными инвесторами, и отсутствие у него законного статуса усложняет реализацию данной функции.

 

Оптимизация управления

 

Вполне логично, что, очертив в законе объем компетенций ФГИ, законодатель захотел отделить их от компетенций других властных органов в сфере оборота объектов государственного имущества. В этих целях проектом закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования управления объектами государственной собственности (№9415) были определены полномочия в соответствующей сфере центральных органов исполнительной власти по вопросам экономики и по управлению государственными корпоративными правами и имуществом. Кроме того, во избежание дублирования функций органов исполнительной власти уточнены полномочия ФГИ.

 

Коснулся проект и норм ЗУ «О холдинговых компаниях в Украине». В частности, в случае одобрения предложенных изменений парламентариями в законе появится новая ст. 7 (1), в соответствии с которой учредителем и единственным акционером Государственной управляющей холдинговой компании будет Кабинет министров Украины. При этом с целью защиты прав государства как собственника, от лица которого будет действовать Кабмин, в Государственной управляющей холдинговой компании должен быть создан Наблюдательный совет в количестве 7 человек. Персональный состав этого совета будет утверждаться Кабинетом министров, и если количество его членов окажется менее половины общего состава, Кабмин в течение одного месяца должен выбрать остальных членов совета. Требования к членам Наблюдательного совета устанавливаются законом, уставом и соответствующим положением. В частности, кандидаты на этот пост должны иметь полное высшее образование и опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет в течение 10 десяти лет.

 

Без программы приватизации никак

 

Еще одним документом, целью которого является предупреждение и устранение правонарушений в сфере реформирования отношений собственности, является законопроект «О приватизации объектов права государственной собственности» №9520-1. Документ содержит положения о реприватизации, о приватизации госхолдингов, о регулировании объектов в концессии и вместе с тем касается вопросов полномочий властных структур. В частности, ч. 5 ст. 5 проекта ВР Украины предоставляется право утверждать перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Однако Конституция Украины не предусматривает наделение парламента таким правом. Кроме того, ст. 21 и 43–46 проекта предусматривают продажу пакетов акций АО через торгово-информационные системы, в то время как ст. 20 ЗУ «О ценных бумагах и фондовом рынке» предусматривает, что организаторами торговли являются только фондовые биржи. На фоне данных противоречий принятие законопроекта видится преждевременным.

 

Вместе с тем, отдельные положения и подходы, содержащиеся в проекте, могут быть использованы при доработке законопроекта о внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации в свете реализации положений Государственной программы приватизации на 2011–2014 гг., который был зарегистрирован в парламенте в начале месяца. Речь идет об определении порядка корпоратизации государственных предприятий, относительно которых принято решение о приватизации, проведении приватизации путем инвестиционного конкурса и уточнении порядка рассмотрения споров в процессе приватизации, которые не были учтены в предложенных изменениях к программе приватизации. Напомним, что она должна была быть утверждена еще в 2003 г., однако консолидировать точки зрения законодательной и исполнительной власти по этому вопросу до сих пор не удалось, и нормативная база по вопросам приватизации на сегодняшний день отчаянно устарела.

 

В связи с этим в начале декабря правительство предложило ряд новаций, призванных уменьшить долю государственного сектора в экономике до 25–30% валового ВВП. В списке предложений – проведение приватизационных аукционов (кроме контрольных пакетов акций стратегических объектов) по принципу снижения цены, дробление выставленных на продажу пакетов акций, выставление их на аукционы без объявления начальной цены, а также продажа приватизационных объектов вместе с земельными участками, на которых они расположены.

 

Резюме

 

Очевидно, что за правовой режим государственной собственности в Украине взялись всерьез, и независимо от того, какой будет судьба Закона «О приватизации объектов права государственной собственности», Программу приватизации в скором времени утвердят, как и новую редакцию Закона «Об управлении объектами государственной собственности». ФГИ использует свой законный статус для привлечения зарубежного капитала, а Кабинет министров акционирует Государственную управляющую холдинговую компанию, и каждый сможет заниматься своим делом, не мешая другому. По крайней мере, хотелось бы в это верить.

 

Катерина Бутовченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Комментарии

 

Народный депутат Александр Чечетов:

 

– Закон о ФГИ нужно было принять еще в 1991 г. Почему он не принимался? Да потому, что у нас в течение 20 лет не было единой государственной власти. Парламент занимал свою позицию, Кабмин – свою, Президенты балансировали между ними. Понятно, что Фонд госимущества – это лакомый кусок, всем хочется им управлять. При нынешнем Президенте у нас, наконец-то, появилась единая государственная власть, это даст ФГИ возможность опираться на твердую законодательную базу и реализовывать государственную политику в сфере приватизации: его не смогут дергать за ниточки.

 

Что касается Программы приватизации, то она тоже будет приниматься с опозданием лет на 9. Программа, действующая на сегодняшний день, действует с 2000 г. и морально устарела. Я думаю, мы примем новую и дадим возможность ФГИ проводить приватизацию адекватно сегодняшним экономическим реалиям и интересам государства. В контексте административной реформы произошла трансформация отдельных министерств: Министерство промышленности было трансформировано в Агентство по управлению корпоративными правами. На сегодняшний день на второе чтение очень синхронизировано готовились два закона – о ФГИ и об Агентстве, где четко разделено, кто за что отвечает. Были внесены корреспондирующие правки, так что законы не противоречат друг другу, и их надо принимать пакетом.

 

Зампредседателя СКР ВР по вопросам приватизации, народный депутат Валерий Писаренко:

 

– Рассмотрение закона об управлении госимуществом было отложено, потому что сначала в силу должен вступить закон о Фонде госимущества. Появление этого закона является очевидным позитивом. Сейчас у ФГИ впервые появился шанс стать органом, управляющим госсобственностью согласно закону. Большая проблема на сегодня – прописать программу приватизации под инвестора, который будет понимать, как инвестировать в объекты государственной собственности. Очевидно, что программа должна быть принята, но когда это случится – вопрос. Пока это один из самых спорных документов в парламенте.

 

Член Комитета ВР по вопросам экономической политики народный депутат Андрей Сенченко:

 

– Чтобы расставить все точки над і, должен быть не только закон о Фонде госимущества, но и Программа приватизации – полный пакет документов, который может по-разному называться, но должен отвечать на вопросы, связанные с государственной собственностью, возникающие в результате банкротства госпредприятий, имуществом, находящимся в ведении Министерства обороны. В обсуждаемых проектах еще много двусмысленностей, и я не уверен, что нынешняя власть хочет навести порядок.

 

Глава Фонда госимущества Александр Рябченко:

 

– Дело не в том, что закон сделает что-то революционное, изменит ситуацию. Дело в том, что Фонд госимущества – распорядитель госсобственности. Мы подписываем соглашения с компаниями иностранных государств, с органами, которые управляют госсобственностью в России, Казахстане, Грузии, Молдове. Мы – оператор ратифицированных межгосударственных соглашений. Чтобы эти соглашения имели под собой почву, должен быть закон о ФГИ. У государства не должно быть имущества, которое не работает. Есть предприятия, здания, которые никому не нужны из-за того, что они очень дорогие, переоцененные. И мы хотим перейти этот барьер и фактически на каждое предприятие находить собственника. Пускай мы будем продавать очень дешево, но давать жизнь этим предприятиям. Это будет наш конек в новой приватизации.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн