Комитет правосудия взял на себя ответственность контролировать выполнение решений ЕСПЧ

13:30, 10 января 2012
Газета: 50 (118)
Прошел год с
Комитет правосудия взял на себя ответственность контролировать выполнение решений ЕСПЧ

Прошел год с тех пор, как Украина должна была выполнить обязательства, связанные с первым для нее пилотным решением Европейского суда по правам человека: установить эффективный механизм защиты и компенсации за невыполнение или волокиту с выполнением решений украинских судов, которые ЕСПЧ посчитал комплексной проблемой для нашей страны. Должна была, но так и не сделала этого – на предложенный правительством законопроект «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений» (р. №9127) народные депутаты накануне парламентских выборов-2012 смотрят с опаской. Он, мягко говоря, непопулярен среди общественности, доказательством чему послужили протесты со стороны «чернобыльцев» и «афганцев». В итоге законопроект так и не прошел парламент (принят в первом чтении 9 сентября и 20 октября отложен «в долгий ящик»), а значит, не был введен предложенный механизм надлежащей компенсации за несвоевременное выполнение решений национальных судов.

 

Зато принят закон о Государственном бюджете на 2012 г., открыв заключительные положения которого (п. 2), можно заметить содержательное сходство с переходными положениями спорного законопроекта. Статьи, регулирующие социальные льготы отдельных категорий (тех же «чернобыльцев», а также работников милиции и прокуратуры), применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом министров, исходя из имеющихся финансовых ресурсов госбюджета и бюджета Пенсионного фонда Украины на 2012 г. В итоге в который раз «заморожены» социальные положения законов. Впрочем, на эту тему предстоит дискутировать в следующем году, когда, как стало известно нашей газете, парламентарии планируют вернуться к резонансному законопроекту. Пока же актуальна другая проблема: как не ударить лицом в грязь перед Советом Европы, Комитет министров которого еще в сентябре 2011 г. принял резолюцию в отношении невыполнения Украиной решения ЕСПЧ? Этим вопросом задался на своем заседании 21 декабря Комитет ВР по вопросам правосудия.

 

Уж год прошел, а выполнения нет…

 

В последней резолюции Комитета министров Совета Европы констатируется, что пилотное решение Евросуда по делу «Юрий Иванов против Украины» нашим государством до сих пор не выполнено. Правительственный Уполномоченный по делам ЕСПЧ Валерия Лутковская на заседании 21 декабря отметила: «Еще недавно мы констатировали, что нет ни единого случая, когда бы Комитет министров СЕ четко указал, что Украина не выполнила решение ЕСПЧ. Сейчас мы, к сожалению, имеем первую такую констатацию, которая, к тому же, утяжеляется тем, что это пилотное решение и, кроме того, в его заключении сказано, что такое бездействие со стороны Украины в целом ставит под угрозу существование Конвенции и того механизма, который предусмотрен ЕСПЧ». Также она сообщила, что в последнее время вынесено еще два квазипилотных решения в отношении Украины. Одно из них, по делу «Харченко против Украины», напомним, касается обоснованности содержания под стражей, второе – административного задержания и последующего допроса лица в рамках уголовного дела, что, к сожалению, часто практикуется правоохранительными органами. Но если эти вопросы планируется решить путем принятия нового УПК, то законодательные инициативы, касающиеся выполнения решений национальных судов, до сих пор находятся в поле неопределенности.

 

Напомним, пилотное решение ЕСПЧ обрело статус окончательного еще 15 января 2010 г., и Украине был дан год на принятие необходимых мер. Но поскольку соответствующий законопроект был зарегистрирован аккурат накануне «часа икс», 14 января 2011 г., (сначала Кабмин предложил законопроект №7562, а затем, на замену, его «близнеца» – №9127), Европейский суд по обращению В. Лутковской продлил граничный срок принятия указанных мер до 15 июля 2011 г.

 

В свою очередь, председатель Комитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов сообщил, что его Комитет свою часть задания выполнил. «Комитет министров в своей резолюции указал, что Украине следует безотлагательно завершить законодательную процедуру по принятию соответствующего законопроекта, обеспечив при этом соблюдение принципов Конвенции, удвоить усилия в решении без дальнейших проволочек дел, подобных делу по жалобе Юрия Иванова, поданных до вынесения пилотного решения, и регулярно информировать Комитет министров относительно решения этих проблем, – отметил он. – В связи с этим к нам в Комитет, как и в другие органы, продолжают поступать обращения из Совета Европы о необходимости реагирования на происходящее. Отмечу, что наш Комитет свои функции относительно законопроекта выполнил, и дальнейшее его принятие или непринятие находится в компетенции парламента».

 

Однако в связи с общей неутешительной ситуацией Комитет по вопросам правосудия принял решение взять на себя парламентский контроль за выполнением решений ЕСПЧ. Что касается пилотного вердикта, то Комитет обратился к Кабмину, Министерству юстиции и г-же Лутковской с просьбой проинформировать его относительно необходимых для решения проблемы мер и в целом решил внедрить практику ежемесячного направления информационных запросов в эти органы относительно количества вступивших в силу решений Евросуда, которые остаются неисполненными. Главе парламентского Комитета Сергею Кивалову поручено информировать Комитет Министров СЕ относительно мер, принимаемых в сфере мониторинга выполнения решений Евросуда.

 

Запустить соответствующий механизм контроля призваны законопроект о внесении изменений в ЗУ «О выполнении решений и применении практики ЕСПЧ» относительно усовершенствования механизма выполнения решений и заключений (р. №9458) и проект о внесении изменений в постановление «О перечне, количественном составе и предметах ведения комитетов ВРУ шестого созыва» (р. №9490), оба авторства народного депутата Сергея Головатого. Законопроектом предлагается установить парламентский контроль в сфере применения практики ЕСПЧ путем введения обязанности Правительственного уполномоченного ежегодно не позднее 1 марта подавать отчет о выполнении решений и применении практики Евросуда в Украине, в т. ч. подавать предложения по принятию мер относительно внесения изменений в отечественное законодательство в связи с возникающими проблемами. Что касается проекта постановления, то им планируется возложить функцию контроля за выполнением решений ЕСПЧ на Комитет ВР по вопросам правосудия. Как подчеркнул г-н Головатый, ПАСЕ в Резолюции №1516 призвала национальные парламенты ввести специальные механизмы и процедуры для эффективного парламентского контроля за исполнением решений ЕСПЧ путем регулярного отчета ответственных министерств. Более того, Ассамблея оставила за собой право предпринимать соответствующие действия, в частности, применить Правило 8 своего Регламента (т. е. остановить полномочия национальной делегации) в случае постоянного невыполнения соответствующим государством требований, указанных в решении суда, или в случае, если национальный парламент не окажет нужного давления на правительство для исполнения решения Суда.

 

К рассмотрению вопроса о состоянии выполнения Украиной решений ЕСПЧ Комитет вновь вернется в начале следующей сессии Верховной Рады. Напомним, что решение относительно того, являются ли шаги, сделанные Украиной, достаточными, находится в руках Комитета министров СЕ, в котором Украина председательствовала до 7 ноября. Теперь очередь за Великобританией, и неизвестно, какими санкциями для нашей страны может обернуться дальнейшее бездействие.

 

В украинских судах заговорят по-русски

 

Сразу в 4 процессуальных кодекса (ГПК, ХПК, КАСУ и УПК) планируется внести изменения в связи с принятием решения Конституционного Суда Украины №17-рп/2011 от 13 декабря относительно свободного использования в судах, наряду с государственным, региональных языков и языков национальных меньшинств. Отметим, что предусмотренными в законопроектах (р. №№ 9352, 9318, 9282 и 9302 соответственно) изменениями предлагается позволить лицам, участвующим в деле и не владеющим/недостаточно владеющим государственным языком, пользоваться родным языком или языком, которым они владеют, а также региональным языком или языком меньшинств в соответствии с ЗУ «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» и услугами переводчика в порядке, установленном законом. Правда, пока законопроекты не рассмотрены Комитетом – его члены от оппозиции покинули заседание 21 декабря без каких-либо пояснений, таким способом «развеяв» кворум. Оставшиеся во главе с председателем и соавтором законопроектов г-ном Киваловым обсудили их и приняли решение проголосовать о рекомендации к принятию парламентом в следующий раз, после новогодних праздников.

 

Помимо этого, Комитет рекомендовал к принятию законопроект о внесении изменений в ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» (р. №8568), согласно которому вопрос об избрании судьи бессрочно рассматривается не ранее чем за месяц до окончания его полномочий. Это предусмотрено с целью предотвратить случаи, когда между рекомендацией Высшей квалифкомиссии судей Украины и рассмотрением кандидатуры на пленарном заседании парламента проходит длительный период, в течение которого могут произойти разные события, например, судья может быть уволен за нарушение присяги либо сменить гражданство.

 

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн