Импортеру на заметку: особенности новой таможенной политики Украины

10:20, 26 декабря 2011
Газета: 50 (118)
Как мы уже сообщали, 3 ноября ВР приняла во втором чтении проект Закона Украины №8130-д
Импортеру на заметку: особенности новой таможенной политики Украины

Как мы уже сообщали, 3 ноября ВР приняла во втором чтении проект Закона Украины №8130-д «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и другие законодательные акты». На сегодняшний день документ направлен на подпись Президенту Украины, после чего вступит в силу с 1 января наступающего года. Тем временем «Судебно-юридическая газета» продолжает информировать читателей о грядущих нововведениях в сфере таможенного права.

 

О декларировании товаров в любом таможенном органе

 

Прежде всего, еще раз акцентируем внимание на том, что новым Таможенным кодексом (ТК) предусмотрено право декларанта на осуществление таможенного оформления товаров в любом таможенном органе.

 

Для сокращения времени выполнения таможенных формальностей ТК предусмотрено использование предварительной таможенной декларации во время таможенного оформления товаров и транспортных средств коммерческого назначения (это предусматривают и положения стандартного правила 3.25 раздела 3 Общего приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур). Предварительная таможенная декларация подается до ввоза в Украину товаров, ТС коммерческого назначения, в т. ч. с целью транзита, или после их ввоза, если эти товары или ТС находятся на территории пункта пропуска через государственную границу Украины.

 

По результатам анализа рисков по предварительной таможенной декларации, которая содержит сведения, необходимые для выпуска товаров, такой выпуск может быть осуществлен после перемещения этих товаров, транспортных средств через таможенную границу Украины без предъявления их этому таможенному органу.

 

Использование процедуры предварительного декларирования учитывает интересы не только таможенных органов, но и субъектов внешнеэкономической деятельности. Таможенные органы на базе представленной предпринимателем предварительной информации могут более оперативно провести анализ рисков и принять решение относительно выпуска товаров с проведением таможенного досмотра или без оного. Предпринимателям применение предварительной таможенной декларации позволит как быстрее распорядиться товарами, снизить затраты на их хранение, а также получить больше времени на подготовку операции с использование указанных товаров после завершения таможенного оформления.

 

Ответственность за предоставление ложных данных

 

Ст. 472 новой редакции ТК предусматривает ответственность за недекларирование товаров, ТС коммерческого назначения, перемещаемых через таможенную границу Украины, т. е. незаявление в установленной форме точных и достоверных сведений (наличие, наименование, количество) о товарах, которые подлежат обязательному декларированию в случае перемещения через таможенную границу Украины. Согласно же ст. 268 ТК, допущение в таможенной декларации ошибок, которые не привели к неправомерному освобождению от уплаты таможенных платежей или уменьшению их размера, к необеспечению соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, не влечет за собой применение санкций. Однако если лицо систематически (более двух раз в течение месяца) допускает в таможенной декларации неорфографические ошибки, санкции к нему таки применяются.

 

Кроме того, ст. 521 ТК вводится понятие компромисса по делу о нарушении таможенных правил. Состоит он в том, что при отсутствии в действиях лица, совершившего нарушение таможенных правил, признаков преступления возможно заключение мирового соглашения. Соглашение заключается между указанным лицом и таможенным органом, должностное лицо которого осуществляет производство по делу об этом правонарушении. Порядок заключения мирового соглашения устанавливается Минфином Украины. О возможности применения процедуры компромисса правонарушитель извещается во время составления протокола о нарушении таможенных правил.

 

По условиям мирового соглашения лицо, совершившее нарушение таможенных правил, должно в определенный срок внести в госбюджет средства в сумме, равной сумме штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи ТКУ, и/или задекларировать отказ в пользу государства в отношении товаров – непосредственных предметов нарушения таможенных правил.

 

В свою очередь, таможенный орган обязуется прекратить производство по делу о нарушении.

 

Гарантийные обязательства

 

Помимо прочего, новой редакцией ТК определены порядок и способы обеспечения таможенных платежей. Предоставление таможенным органам обеспечения уплаты таможенных платежей является обязательным в случаях ввоза подакцизных товаров на таможенную территорию Украины и при перемещении товаров по таможенной территории Украины проходным и внутренним транзитом. Способами обеспечения уплаты таможенных платежей являются перевозки на условиях Конвенции МДП, Конвенции о временном ввозе с применением книжки (карнета) АТА и финансовые гарантии.

 

Финансовая гарантия не предоставляется, если сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, а ее возвращение осуществляется не позднее одного рабочего дня после фактического выполнения обязательств в любом таможенном органе, даже если такая гарантия вносилась на счет другого таможенного органа.

 

Средства, внесенные как денежный залог на счет таможенного органа, при отсутствии распоряжения об их использовании в 30-дневный срок по истечении 1095 дней со дня их внесения подлежат возврату лицу, их внесшему, либо уполномоченному им лицу, а в случае невозможности такого возврата – перечислению в государственный бюджет.

 

В случаях превышения срока доставки товаров в таможенный орган назначения и нарушения сроков перемещения товаров от одного подразделения к другому в пределах зоны деятельности одного таможенного органа более чем на 10 дней, требование по уплате таможенных платежей в виде документа направляется гаранту, выдавшему гарантию. Как и в случаях установления таможенным органом факта нарушения требований и условий таможенных режимов с условным освобождением от налогообложения, наступления срока уплаты налоговых обязательств, а также в случае установления таможенным органом факта нарушения требований и условий временного ввоза или транзита товаров, транспортных средств личного пользования, перемещаемых гражданами через таможенную границу Украины.

 

Если ввиду отсутствия у таможенного органа точных сведений о характере, наименовании, количестве, стране происхождения, таможенной стоимости и коде товаров, невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей, размер финансовой гарантии определяется, исходя из наибольшей величины ставок налогов, стоимости и/или количества товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся данных.

 

Юридические лица, которые намерены выступать гарантами обеспечения уплаты таможенных платежей, вносятся в реестр гарантов. Гарант обязан не позднее 3 банковских дней, следующих за днем получения требования, перечислить надлежащую сумму таможенных платежей в госбюджет. При нарушении срока перечисления денежных средств в счет уплаты таможенных платежей в соответствии с требования таможенного органа гаранты несут ответственность как лица, ответственные за уплату обеспеченных гарантией сумм таможенных платежей. В случае неуплаты гарантом средств по финансовым гарантиям суммы таких средств считаются налоговым долгом гаранта и взыскиваются в порядке, установленном законодательством. В случае невыполнения гарантом-небанковским учреждением своих гарантийных обязательств таможенным органом осуществляется бесспорное взыскание невыплаченной суммы таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах такого гаранта, реквизиты которых указаны в соответствующем соглашении. В случае невыполнения гарантом-банковским учреждением своих гарантийных обязательств центральным органом исполнительной власти в сфере таможенного дела НБУ направляется требование о бесспорном взыскании невыплаченной суммы таможенных платежей.

 

Определение декларантом кода товара

 

Положения новой редакции ТК по вопросам классификации товаров учитывают рекомендации Всемирной таможенной организации и нормы Таможенного кодекса Европейского Союза.

 

В соответствии с положениями ст. 7 ТК, осуществление ведения классификации товаров внешнеэкономической деятельности является одним из мероприятий, направленных на реализацию таможенной политики страны.

 

Ст. 23 ТК впервые на законодательном уровне предусмотрено предоставление предварительных решений о классификации товаров и определено, что предварительное решение является обязательным для исполнения любым таможенным органом. Срок действия предварительного решения составляет 3 года.

 

Введение предварительных решений о классификации товаров предоставит возможность сократить срок таможенного оформления за счет наличия информации о коде товара до начала его перемещения через таможенную границу.

 

В ст. 67 ТК указано, что перечень украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД) утверждается ЗУ «О Таможенном тарифе Украины», а в ст. 68 – что ведение УКТВЭД осуществляет центральный орган исполнительной власти в сфере таможенного дела в порядке, установленном КМУ. Кроме того, в статье доработан перечень функций ведения УКТВЭД, в частности, внесены дополнения о подготовке предложений по внесению изменений в УКТВЭД, обеспечении единообразного подхода всех таможенных органов к классификации товаров и опубликовании пояснений и рекомендаций к товарной номенклатуре (ТНВЭД), а также по своевременному ознакомлению субъектов внешнеэкономической деятельности с решениями и информацией по вопросам классификации товаров и о применении УКТВЭД.

 

Существенные изменения относительно определения отношений декларанта и таможенных органов при осуществлении классификации товаров при их таможенном оформлении внесены ст. 69 новой редакции ТК (по сравнению со ст. 313 действующей редакции). Декларант определяет коды товаров в соответствии с УКТВЭД при их декларировании. Таможенный орган осуществляет контроль правильности классификации товаров, представленных к таможенному оформлению, в соответствии с УКТВЭД.

 

Резюме

 

Новым Таможенным кодексом Украины регламентированы нюансы, которые в настоящее время не определены на нормативном уровне, в частности, перечень вопросов, проверка которых относится к компетенции таможенных органов, продолжительность проведения документальных проверок, основания для продолжения проверки, перечень материалов, которые могут быть использованы для подготовки заключений по результатам проверок, и порядок проведения встречных сверок.

 

Катерина Бутовченко,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн