Установка квартирных счетчиков: советы юриста

16:17, 18 января 2012
Газета: 1 (119)
Всем известно, что, не имея желания оплачивать потребление воды за своих безответственных...
Установка квартирных счетчиков: советы юриста

Всем известно, что, не имея желания оплачивать потребление воды за своих безответственных должников-соседей, жильцы многоквартирных домов предпочитают установить так называемые водомеры, или попросту – счетчики воды. Да и зачем платить по нормативам, когда, скажем, конкретно взятая семья тратит воды в разы меньше, чем ей «предписано»? Кроме того, многих установка счетчика даже в некотором роде дисциплинирует – наконец-то меняются капающие смесители и протекающие трубы. Вот только как правильно установить счетчики воды – самому или при помощи сантехника ЖЭКа? Где их регистрировать и как сообщить ЖЭКу о том, что квартира больше не нуждается в «нормативах потребления», а будет учитывать воду самостоятельно? На эти и другие вопросы решила ответить «Судебно-юридическая газета».

 

Можно ли установить счетчик самостоятельно?

 

Определенного и категоричного запрета на проявление подобной самостоятельности законодательные акты не содержат. Посему делаем вывод: если вы уверены в собственных силах и возможностях, устанавливайте счетчик самостоятельно: как говорится, в своей квартире хозяин – барин. Но тут следует руководствоваться здравым смыслом. Во-первых, сами счетчики должны быть куплены не на черном рынке, а у компании, имеющей лицензию. Вместе с тем продавец обязан снабдить приборы учета паспортами, в которых будут указаны их технические характеристики, отвечающие метрологическим требованиям. Во-вторых, для установки счетчика придется перекрыть воду во всем стояке, что сделать самостоятельно вряд ли удастся. В-третьих, если вам все же повезло собственными силами справиться с поставленной задачей, любой прорыв труб, вызванный установкой счетчика, будет лежать на вашей совести, что, собственно, означает обязанность устранить неполадки и возместить ущерб затопленным соседям из своего кармана.

 

Изложенное в полной мере свидетельствует о необходимости обращения к специалистам, имеющим соответствующую лицензию. Это и подтверждает п. 9 Постановления КМУ от 21.07.2005 №630 (последняя редакция от 31.10.2011) «Об утверждении Правил оказания услуг по централизованному отоплению, холодному и горячему водоснабжению и водоотведению» (далее – Постановление №630). В частности, эта норма устанавливает: «В квартире работы по установке приборов учета воды и тепловой энергии (квартирные приборы учета) производятся специализированной организацией, исполнителем, производителем или поставщиком за счет средств потребителя».

 

Регистрация и постановка на учет

 

Изначально нужно обратиться в отделение водоканала, в частности, в отдел согласования проектов по водомерному учету расчетного департамента, получив там технические условия водомеров. Следующим шагом станет, разумеется, покупка самого счетчика – обратите внимание, сертифицированного для использования в Украине и имеющего оттиск Госстандарта на пломбе. Конечно, можно поступить и с точностью до наоборот – сначала купить прибор учета, а затем обратиться в водоканал.

 

И еще немаловажный момент, который следует учесть при установке счетчика. Согласно п. 10 Постановления № 630, оплата услуг по показаниям квартирных приборов учета производится лишь в случае осуществления учета во всех точках разбора холодной и горячей воды в квартире независимо от наличия приборов учета на вводах в многоквартирный дом. Затем вас ожидает вызов сантехника обслуживающей ваш дом организации. Зачастую такой вызов «специалиста по трубам» оказывается не бесплатным, хоть перекрытие подачи воды в стояке должно осуществляться безвозмездно. Хотя можно сэкономить, заранее написав заявление на имя начальника ЖЭКа или ОСМД – в таком случае услуги сантехника уж точно станут для вас бесплатными.

 

Понятно, что установкой счетчиков дело не заканчивается, так как их еще нужно опломбировать. Как правило, для этого вызываются представители водоканала и теплоснабжающей организации (для счетчика горячей воды). Однако, как показывает практика, пломбы иногда ставит и представитель ЖЭКа – все зависит от того, кто является исполнителем услуг по водоснабжению и подогреву воды. Таковым может быть, к примеру, организация, на балансе которой числится конкретный жилой дом (ЖСК, ОСМД, ЖЭК), либо непосредственные производители названных услуг, т. е. водо- и теплоснабжающие организации. В общем, кого собственник многоквартирного дома назовет исполнителем услуги, к тому и следует обратиться. В любом случае, согласно пп. 9 п. 32 Постановления № 630, исполнитель обязан обеспечить по заявлению потребителя постановку квартирного прибора учета на абонентский учет в недельный срок с даты подачи такого заявления.

 

Если вы восприняли наши рекомендации и для установки счетчика все же прибегли к помощи лицензионных специалистов, не забудьте подписать и оставить себе экземпляр акта приемки работы, который станет, во-первых, основанием для постановки вашего счетчика на учет в организации исполнителя, а во-вторых – документом, снимающим с жильца всякую ответственность за аварию или прорыв в месте установки счетчика.

 

В завершении всей эпопеи, т. е. после пломбировки счетчика жилец начинает оплачивать воду не согласно нормам потребления, а согласно показаниям счетчика, которые следует «снимать» ежемесячно.

 

Если в квартире проживает льготник

 

Постановление №630 запрещает как исполнителю, так и потребителю отказаться от учета показаний счетчиков. При этом оплата по нормативам потребления при установленных квартирных приборах, не засчитывая их показаний, не допускается, за исключением случаев, когда потребитель при наличии сомнений в правильности показаний квартирного счетчика за собственный счет проводит его внеочередную проверку.

 

Как известно, в случае, если потребитель, согласно законодательству, имеет льготы по оплате услуг, в договоре с обслуживающей организацией делается соответствующая пометка, причем данные о льготе вносятся в договор между исполнителем и поставщиком. При получении права на льготы потребитель подает исполнителю письменное заявление и документы, его подтверждающие, а оплата услуг с учетом льгот начисляется с даты подачи этих документов. В случае установления счетчиков в квартире, где проживает льготник, их показания делятся пропорционально числу жильцов квартиры. Льготы потребителям по оплате услуг предоставляются на часть, полученную после такого раздела, по фактическим затратам, но не менее норм потребления, определенных законодательством (п. 22 Постановления №630).

 

Как и за чей счет обслуживать?

 

Периодическая проверка, обслуживание и ремонт (в т. ч. демонтаж, транспортировка и монтаж) квартирных приборов учета проводятся за счет исполнителя (п. 9 Постановления №630). Об этом же свидетельствует и п. 11.2.1 Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины, утвержденных Приказом Госкомжилкомхоза №30 от 05.07.1995 (в редакции от 27.06.2008): «Периодическая проверка, облуживание и ремонт, в т. ч. демонтаж, транспортировка и монтаж счетчиков воды, находящихся в собственности физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, результаты измерений, которые используются для осуществления расчетов за потребленную для бытовых нужд воду, осуществляются за счет предприятий и организаций, предоставляющих услуги по водоснабжению». Иными словами, плановое обслуживание счетчиков – бесплатная обязанность исполнителя или поставщика услуги. Впрочем, если у жильца имеются сомнения в правильности показаний установленного счетчика, он может обратиться к исполнителю с просьбой о внеплановой проверке. Вот тогда-то, согласно п. 16 Постановления №630, придется раскошелиться, оплатив демонтаж, транспортировку и саму проверку счетчика. Но если выявленная в показаниях ошибка выходит за рамки, предусмотренные в паспорте счетчика, исполнитель обязан осуществить перерасчет платы за потребление воды и/или тепловой энергии со дня последней проверки или установления счетчика, если его проверка не проводилась, путем уменьшения платы на процент, превышающий установленные границы точности для этого типа прибора учета, до момента выявления ошибки.

 

И еще немного о периодической проверке. Раз уж счетчики воды отнесены к средствам измерительной техники, подлежащей сертификации, на них распространяются нормы ЗУ «О метрологии и метрологической деятельности», поэтому водомеры должны проходить периодическую проверку каждые 3 года. Причем такая проверка не должна превышать одного месяца. За это время потребитель оплачивает соответствующие услуги в таком порядке: по централизованной поставке холодной и горячей воды – согласно среднемесячным показателям счетчика за предыдущие 3 месяца; по централизованному отоплению – согласно среднемесячным показаниям счетчиков за предыдущий отопительный сезон. В случае неисправности счетчика, не подлежащей устранению, плата за услуги с момента ее выявления вносится согласно нормативам потребления.

 

В любом случае, установка счетчиков воды и тепла, несмотря на некоторую, скажем так, трудозатратность, впоследствии окупится, ведь оплата полученных услуг будет производиться по формуле «Сколько потратил, столько и оплатил».

 

Иван Правдин,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн