Новый закон для студентов и вузов

11:56, 16 января 2012
Газета: 1 (119)
За последнее время высшее образование в
Новый закон для студентов и вузов
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

За последнее время высшее образование в Украине претерпело ряд изменений, начиная от системы оценивания знаний и заканчивая лишением лицензии некоторых учебных заведений. Однако, несмотря на все попытки улучшить систему работы высшей школы, максимально приблизив ее к европейской модели, несколько ключевых проблем для украинских вузов по-прежнему остались неразрешенными – таких, к примеру, как коррупция, низкий уровень подготовки специалистов, невостребованность выпускников на рынке труда, отсутствие действенного студенческого самоуправления и т. д. С целью решения всех этих проблем и были зарегистрированы в парламенте в этом году три проекта законов о высшем образовании. «Судебно-юридическая газета» выясняла, какие же есть сходства и кардинальные различия в этих документах, и что изменится, если один из них будет принят.

 

Лебедь, рак и щука

 

Исполнительная власть в лице Кабмина выступила инициатором законопроекта №9655. Народный избранник Арсений Яценюк в соавторстве с коллегой Лесей Оробец зарегистрировали свой проект закона №9655-1, а нардеп Юрий Мирошниченко инициировал законопроект №9655-2.

 

Стоит отметить, что предложенный правительством документ хоть и был включен в повестку дня заседания ВР еще на прошлой неделе, так и не был рассмотрен – дал результат митинг, устроенный студентами в связи с возможным принятием документа. Но возникает риторический вопрос: почему мнение студентов не было учтено ранее? По словам председателя профильного комитета парламента Максима Луцкого, до следующей сессии парламента Комитет будет рассматривать на своих заседаниях все предложения студентов, а также альтернативные законопроекты о высшем образовании. При этом г-н Луцкий выразил уверенность, что именно законопроект №9655 ляжет в основу нового закона о высшем образовании. «Дело в том, что альтернативные законопроекты не обсуждались ни Комитетом, ни общественностью. Их наработка требует достаточно длительного времени», – подчеркнул депутат. Это означает, что предложенный Кабмином проект закона на последней пленарной неделе этой сессии парламента рассматриваться не будет.

 

Общим знаменателем всех упомянутых законопроектов является идея адаптации национального законодательства о высшем образовании к европейским требованиям и приведение нормативной базы в соответствие с потребностями экономики. Иными словами, речь идет о том, чтобы украинские дипломы котировались за рубежом, а отечественные вузы выпускали больше именно тех специалистов, спрос на которых есть как на украинском, так и на мировом рынке труда. Ну и главное, чтобы украинцы имели реальную возможность получать высшее образование по доступной цене.

 

Понятийный аппарат документов, несмотря на наличие одинаковых определений, раскрывает их содержание по-разному. Например, правительственный законопроект полностью дублирует понятие высшего образования, закрепленное действующей редакцией ЗУ «О высшем образовании». Согласно этому документу, под высшим образованием понимается образование, которое приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного усвоения содержания образования, основанного на полном общем среднем образовании, и которое завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.

 

Понимание высшего образования с позиции Яценюка-Оробца недалеко ушло от варианта подведомственного Н. Азарову учреждения, только изложено оно чуть иными словами. Собственно, если говорить о законопроекте этих народных депутатов, то он весь пронизан новаторскими идеями. Чего стоит только создание агентства внешней оценки качества высшего образования или европейской кредитно-трансферной системы. Правда, удивительного в этом ничего нет – А. Яценюк давно славится интересными законопроектами, за которые, впрочем, никто не голосует.

 

Депутат Ю. Мирошниченко под высшим образованием понимает совокупность систематизированных знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, приобретенных лицом в вузе и необходимых для выполнения им профессиональных задач и обязанностей по соответствующей специальности. Пожалуй, с точки зрения европейского подхода это определение куда более подходящее и в большей мере отображает суть высшего образования, поскольку определяет его не просто как формальное получение знаний, а как всестороннюю подготовку специалиста, затрагивая комплексное развитие личности.

 

Не в пользу правительства

 

Если сравнить законопроекты, инициаторами которых выступили народные депутаты, то у них значительно больше общего и совместимого. Образно говоря, проект 9655-1 – это техническая сторона реформирования системы высшего образования, а 9655-2 – духовная. В сравнении с ними правительственная инициатива выглядит как дорогой сердцу свежеокрашенный, но старый автомобиль на фоне нового.

 

Предложенные как премьер-министром, так и депутатами законопроекты предусматривают три типа высших учебных заведений, основное различие между которыми – в их форме собственности. Кабминовский законопроект предлагает закрепить понятие таких вузов, как высшее учебное заведение государственной формы собственности (в т. ч. высшее военное учебное заведение), высшее учебное заведение коммунальной формы собственности и высшее учебное заведение частной формы собственности. Отличие от действующего закона в том, что из перечня исключено понятие высшего учебного заведения, которое находится в собственности АР Крым, зато добавлено понятие военного вуза.

 

Законопроект 9655-1 вместо определения частного вуза предлагает использовать понятие негосударственного высшего учебного заведения, т. е. заведения, в числе учредителей которого могут быть субъекты частного права. С другой стороны, это единственный из альтернативных законопроектов, который предлагает ввести государственный электронный реестр документов об образовании – иначе говоря, базу персональных данных о присвоении лицам образовательных, образовательно-научных и научных степеней с указанием итогов обучения по всем учебным дисциплинам и предметам. Это позволит, к примеру, при приеме специалиста на работу быстро проверить подлинность его диплома, да и вообще облегчит ведение статистики и доступ к ней со стороны общественности.

 

Образовательные уровни остаются на прежнем уровне во всех трех документах. Правда, в отличие от действующего закона, такого понятия, как специалист, они не содержат. Переходными положениями законопроекта №9655-2 предлагается установить, что лица, получившие высшее образование академической степени бакалавра, имеют право на занятие должностей, предусмотренных законодательством для образовательно-квалификационного уровня специалиста, а лица, получившие до 2002 г. полное высшее образование, имеют право на академическую степень магистра.

 

Несмотря на недочеты законопроекта №9655, им предлагается и введение рациональных новшеств. В частности, установлен порядок осуществления внешнего независимого оценивания знаний лиц, желающих получать высшее образование на базе полного общего среднего образования. Также документом закрепляется размер академической, социальной стипендии студента, который не может быть меньше прожиточного минимума в расчете на одного человека в месяц. Немаловажным является и предложение, что размер платы за обучение для лиц, обучающихся на платной основе, не может меняться в течение срока заключенного договора.

 

В свою очередь, автор законопроекта №9655-2, кроме уже обозначенных тенденций, предлагает несколько нововведений, касающихся присвоения вузу статуса национального, а также вопросов лицензирования, языка преподавания и т. д. Так, по задумке народного избранника, лицензия будет выдаваться вузам отдельно на каждую специальность на бессрочный период и может быть аннулирована только по основаниям, предусмотренным законом о высшем образовании.

 

Зарубежный опыт

 

Подводя итог, следует отметить, что европейская система высшего образования, к которой так стремится Украина, тоже сформировалась не сразу. Специалисты отмечают, что один из последних этапов ее формирования пришелся на 1992–2006 гг., и в его итоге высшее образование в европейских странах направлено, в первую очередь, на развитие трудовых ресурсов в условиях быстро изменяющегося рынка труда и присоединения новых стран к ЕС. Кроме того, система высшего образования важна для европейцев тем, что направлена на формирование европейской идентичности, развитие гражданской культуры, создание единого европейского образовательного пространства. Европейцы приложили максимум усилий для расширения и изменения начатых ранее образовательных программ, для устранения барьеров, возникающих между образованием и промышленностью, развития программ образования для взрослых и дистанционного образования – в общем, для решения всех тех проблем, которые сейчас не чужды и Украине. Ведь большинство отечественных вузов занимаются не воспитанием и выпуском высококвалифицированных специалистов, а тем, что зарабатывает деньги на желающих получить высшее образование, потому что это престижно.

 

Егор Желтухин,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Комментарий**

 

Министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник:

 

– На самом деле вокруг этого документа очень много демагогии. Это не закон Табачника – рабочая группа трудится над документом уже 5 лет, и уже видны существенные улучшения. В этом законопроекте заложены основные шаги реформирования высшей школы. 32 его статьи определяют финансовую, институциональную, экономическую и академическую независимость вузов. Также мы, согласно Европейской рамке квалификаций, переходим на образовательные уровни бакалавра, магистра, доктора философии, а как национальную особенность сохраняем младшего специалиста, чтобы не разрушить подготовку квалифицированных мастеров. И сохраняем степень доктора наук.

 

Закон затрагивает еще одну болезненную тему – оптимизацию сети высших учебных заведений. Но мы понимаем, что почти 900 вузов для Украины – непосильное бремя, которое размывает качество образования. Фактически некоторые заведения превращаются в лавки по изготовлению и продаже дипломов. А так не должно быть. Нужно создать мощные университеты с хорошей материальной базой и качественным преподавательским составом.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Половінкіна
    Наталія Половінкіна
    суддя Чернівецького апеляційного суду
  • Анатолій Ясельський
    Анатолій Ясельський
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Наталія Новікова
    Наталія Новікова
    голова Господарського суду Харківської області