Бесплатная правовая помощь: механизм реализации органами юстиции

10:33, 30 января 2012
Газета: 3 (121)
Поводом к
Бесплатная правовая помощь: механизм реализации органами юстиции

Поводом к написанию этой статьи послужило утверждение постановлением Кабмина №8 от 11.01.2012 Порядка и условий заключения контрактов с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе, и договоров с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе (далее – Порядок). Этот нормативный акт вступит в силу с начала 2013 г.

 

Отметим, Закон «О бесплатной правовой помощи» (далее – Закон) частично вступил в силу с 9 июля 2011 г. Его заключительными положениями предусмотрено, что в полном объеме бесплатная правовая помощь начнет предоставляться с 1 января 2017 г. А к началу 2013 г. должны быть созданы специальные Центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, что, собственно, и обусловливает дату вступления в силу упомянутого Порядка. В этой статье предлагается коротко остановиться на основных положениях Закона, а также рассмотреть нормы утвержденного Кабмином Порядка.

 

Что такое бесплатная правовая помощь

 

Законом определено, что бесплатная правовая помощь – это, прежде всего, государственная гарантия, которая представляет собой правовую помощь, оказываемую за бюджетные средства, а также за счет иных источников (ст. 1 Закона). Она делится на первичную и вторичную.

 

Первичная бесплатная правовая помощь заключается в информировании лица о его правах и свободах, порядке их реализации, восстановления в случае нарушения, а также о порядке обжалования решений, действий или бездействия органов власти и местного самоуправления, должностных лиц (ст. 7 Закона). Она подразумевает: 1) предоставление правовой информации; 2) консультирование и разъяснение правовых вопросов; 3) составление заявлений, жалоб и иных документов правового характера (кроме процессуальных); 4) предоставление помощи по обеспечению доступа к вторичной правовой помощи и медиации. Право на такую помощь имеют все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины, а оказывают ее органы исполнительной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица частного права и специализированные учреждения. Причем эти учреждения создаются органами местного самоуправления и содержатся за счет местного бюджета и других незапрещенных источников (ст. 12 Закона).

 

Порядок предоставления бесплатной первичной правовой помощи определен нормами Закона, но на сегодня его и разработали некоторые госорганы – см., например, приказ Госслужбы по контролю за наркотиками № 24 от 08.12.2011, приказ Госфинмониторинга №140 от 27.07.2011.

 

Вторичная правовая помощь, согласно ст. 13 Закона, заключается в создании равных возможностей для доступа лиц к правосудию. Она может включать такие виды правовых услуг: 1) защита от обвинения; 2) представительство интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед иными лицами; 3) составление документов процессуального характера. Круг субъектов, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, ограничен (ст. 14 Закона). К ним относятся: 1) социально незащищенные лица (дети-сироты, малоимущие, беженцы, ограниченно дееспособные и недееспособные лица и т.п.); 2) лица, имеющие особый социальный статус (ветераны и лица, имеющие особые заслуги перед родиной); 3) лица, подвергшиеся уголовному или административному преследованию (те, к кому применены админарест или админзадержание; 4) лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, взятые под стражу. Ст. 15 Закона определено, что этот вид правовой помощи представляют специальные центры, а также адвокаты, действующие согласно контракту или договору на постоянной или временной основе, включенные в Реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь.

 

Механизм предоставления помощи адвокатами

 

Утвержденным Порядком Кабмин определил механизм заключения центрами по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи при главном управлении юстиции в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее – Центры) контрактов с адвокатами, предоставляющими такую помощь на постоянной основе, и договоров с адвокатами, предоставляющими ее временно. Прежде всего, п. 3 Порядка установлено, что такие контракты и договора должны заключаться с учетом принципа независимости адвокатской деятельности, положений ГК, Законов «О бесплатной правовой помощи» и «Об адвокатуре», а также иных нормативных актов.

 

Как следует из норм Закона и Порядка, бесплатную вторичную правовую помощь гражданам оказывают адвокаты, с которыми Центры заключают контракты на постоянной основе. Лицо, имеющее право на получение соответствующей помощи, должно обратиться в один Центров. Это обращение будет рассмотрено в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 19 Закона, и в случае принятия положительного решения Центр назначает адвоката из числа тех, с которыми у него заключен постоянный контракт (ст. 21 Закона). При этом учитываются специализация, опыт работы, нагрузка адвоката, сложность дел, в которых он принимает участие.

 

При этом Порядком установлены особенности заключения контрактов между Центром и адвокатами. В частности, предусмотрено, что адвокаты привлекаются для оказания вторичной правовой помощи в нерабочее время, выходные и праздничные дни в случаях, определенных Законом. Распределение дел между адвокатами осуществляется Центром в порядке, установленном Минюстом, с учетом коэффициента нагрузки на каждого адвоката. Как альтернатива коэффициента нагрузки в контракте может быть предусмотрено количество запросов, согласно которым адвокат должен оказывать правовую помощь за конкретный период.

 

Форма Примерного контракта предусмотрена Приложением №1 к Порядку. Согласно ему, предметом контракта является обязательство адвоката по поручению Центра оказывать бесплатную правовую помощь согласно Закону, а Центра – оплачивать услуги адвоката. Кроме того, оговорены права и обязанности сторон, правила установления сроков действия контракта, условий и порядка оплаты услуг исполнителя, порядок расторжения контракта и пр.

 

Анализируя положения Примерного контракта, хотелось бы обратить внимание на то, что на Центр возлагается обязанность обеспечить предоставление необходимого помещения, оборудования и материально-технических средств для надлежащего оказания адвокатами бесплатной вторичной правовой помощи. При этом адвокат обязан дежурить согласно утвержденному графику, в т. ч. в нерабочее время, выходные и праздничные дни, с целью обеспечения предоставления бесплатной вторичной правовой помощи лицам с момента их задержания.

 

Заключение временных договоров с адвокатами является, скорее, исключением из правил. Ст. 22 Закона установлено, что в случае невозможности оказания бесплатной вторичной правовой помощи адвокатом, предоставляющим такую помощь на постоянной основе по контракту, Центр заключает договор с адвокатом, включенным в Реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную правовую помощь на временной основе, на основании договора о ее оказании. В связи с этим в Порядке указаны некоторые основания для заключения таких договоров. Это может быть, в частности, наличие конфликта интересов (например, адвокат, оказывающий правовую помощь на постоянной основе, уже представляет чьи-то интересы по конкретному уголовному делу), чрезмерная нагрузка «постоянного» адвоката и пр. – перечень оснований в документе не является исчерпывающим.

 

Форма Примерного договора с адвокатом, предоставляющим бесплатную правовую помощь на временной основе, предусмотрена Приложением №2 к рассматриваемому Порядку. В целом его положения мало отличаются от положений контракта, но предмет такого договора должен включать перечень правовых услуг, оказываемых адвокатом, а срок действия договора зависит от длительности предоставления помощи заявителю.

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что Закон «О бесплатной правовой помощи» призван способствовать обеспечению конституционного права граждан и всех иных лиц на правовую помощь (ст. 29 Конституции). Однако его реализация во многом будет зависеть от создания действенных механизмов правоприменения, определенных в подзаконных нормативных актах. Именно на создание этих механизмов направлено утверждение Кабмином Порядка и условий заключения контрактов с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе, и договоров с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе.

 

Андрей Мединский, специально для

«Судебно-юридической газеты»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн