Территория детства: насколько безопасны игровые комнаты в торгово-развлекательных центрах?

10:36, 20 февраля 2012
Газета: 6 (124)
Во многих торгово-развлекательных центрах сегодня создаются игровые комнаты для детей. Обычно это не очень...
Территория детства: насколько безопасны игровые комнаты в торгово-развлекательных центрах?

Во многих торгово-развлекательных центрах сегодня создаются игровые комнаты для детей. Обычно это не очень большая территория, огороженная со всех сторон, на которой расположен игровой комплекс. Родители оставляют там своих чад, чтобы спокойно заняться шопингом. Многоуровневые детские игровые лабиринты с препятствиями, пластиковые домики, горки, батуты со спусками, сухие бассейны с шариками… Все это приводит в восторг и необычайно увлекает детвору. Но так ли радужны перспективы пребывания ребенка в игровой комнате? Кто несет ответственность за безопасность и здоровье наших малышей? Куда обращаться, если ребенок травмировался, пребывая в игровой комнате? «Судебно-юридической газете» удалось в этом разобраться.

 

Детские игровые комнаты, как правило, работают с 9:00 до 21:00. В некоторых таких заведениях дети пребывают совершенно бесплатно, в других за каждый час нужно платить. При этом единой системы содержания детей в игровых комнатах в Украине не существует. Как и нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Одни заведения выдают чеки об оплате пребывания ребенка на попечении воспитателя детской комнаты на руки родителям, другие просто фиксируют факт пребывания ребенка в обычной тетрадке, не утруждаясь выдачей каких-либо чеков или квитанций, третьи вообще принимают детей на попечение лишь при предъявлении чека, свидетельствующего об оплате товаров более чем на 100 грн.  В целом в нашей стране царит полнейший хаос в отношении защиты прав детей, пребывающих в игровых комнатах торговых центров, супермаркетов, гостиниц.

 

Зона безответственности

 

Возраст детей, которым позволено находиться в таких комнатах, варьируется от 2 до 12 лет. «Ящик Пандоры» детских игровых комнат открывает свое содержимое именно с этого момента. К примеру, в детских дошкольных заведениях дети распределены по возрастным группам. Это естественно объясняется разным уровнем развития подрастающего поколения, ведь малыши в яслях вряд ли смогут найти общий язык и разделить интересы детей из старших групп. При нахождении детей в детских игровых комнатах это, к сожалению, не учитывается. И если дети 8–10 лет, скажем,  взбираются по гладиаторским «спайдерам» (специальные игровые сетки) на максимальную высоту, а потом, стремительно спускаясь, наносят травмы малышам, которые находятся внизу, администрация заведения и родители пострадавшего ребенка начинают искать крайнего.

 

Конфликты между малышами неизбежны, и человек, отвечающий за порядок и безопасность детей в игровых комнатах, как правило, не в силах урегулировать эту проблему. В первую очередь, это обусловлено тем, что количество детей, одновременно находящихся в комнате, нередко не соответствует количеству игровых элементов. Дети, не нашедшие себе занятия, пробуют забраться в закрытую зону, виснут на заградительных сетках лабиринта или попросту безобразничают, что нередко приводит к поломке игрового оборудования и травмам детей.

 

Чек или квитанция подтверждают, что организация получила оплату за предоставление услуг, и ее сотрудники обязаны соблюдать нормы безопасности. Сотрудники игровых комплексов несут уголовную ответственность за жизнь и здоровье детей, находящихся в игровой комнате.

 

Известны случаи, когда по звонку воспитатели отпускали детей самостоятельно искать родителей. Шокирует не только сам факт, что 8-летний человечек отправляется на поиски мамы в огромном гипермаркете, но и позиция воспитателей игровых комнат, которым все равно, куда пошел ребенок и встретился ли он с мамой вообще. Также нередки случаи, когда ребенка приводит один из родителей, а забирает другой, а сотрудник детской комнаты при этом даже не замечает разницы.

 

Разрешения не спрашивать

 

В трудовые обязанности сотрудников детской игровой комнаты входят: обеспечение порядка, исправного состояния и работы оборудования, ознакомление детей с оборудованием, организация их досуга, комфортного и безопасного пребывания в детской комнате, обеспечение сохранности их жизни и здоровья. Администратор не вправе оставлять детей без присмотра.

 

Факт проведения с детьми занятий в форме организации игровой деятельности, рисования, лепки также подтверждает воспитательный, а не образовательный характер услуг, поскольку результатом таких занятий не может являться систематизированное приобретение ребенком тех или иных навыков по определенной программе. Из этого следует, что получение специальных разрешений (лицензий, сертификатов) для оказания услуг по размещению детей в детских игровых комнатах и организации их досуга на время отсутствия родителей не требуется.

 

А есть ли «уголок потребителя»?

 

Поскольку услуги по размещению детей в детской комнате оказываются физическим лицам для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, такие отношения регламентируются Законом Украины «О защите прав потребителей» №1023-XII от 12.05.1991. В соответствии со ст. 6 этого закона лицо, оказывающее услуги, обязано довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске. Также должна быть представлена необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора. Порядок оказания бытовых услуг потребителям регламентируется Постановлением Кабинета министров Украины №313 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения» от 16.05.94.

 

Применительно к услугам по размещению детей в детской игровой комнате должна быть указана следующая информация: сведения об основных потребительских свойствах услуги; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (услуг); информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), информация о нем; цена и условия приобретения услуг.

 

Сведения о потребительских свойствах услуг, а также порядок их оказания, правила и условия их использования должны быть обозначены в Правилах посещения детской игровой комнаты. Также необходимо указывать сведения о должностном лице, осуществляющем присмотр за детьми на момент оказания услуги: должность, фамилию, имя, отчество. Нормативными актами не установлен способ и порядок доведения информации по услугам такого рода, в связи с чем применяется общее правило, предусмотренное Законом №1023-XII, – вся информация должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме. Как правило, ее размещают в «уголке потребителя».

 

Родителям на заметку

 

Перед тем, как отдать ребенка на поруки, необходимо узнать, устроен ли работник, присматривающий за детьми, официально по трудовому договору с организацией, предоставляющей услуги. Потому что если по какой-либо причине воспитатели работают неофициально, с них и «взятки гладки». Родителям как потребителям услуг сотрудники игровой комнаты обязаны показать свои документы – трудовой договор с организацией и должностную инструкцию, где указан перечень их должностных обязанностей. Это позволит вам убедиться, что эти сотрудники все-таки отвечают за здоровье и безопасность вверенных им детей, и это документально зафиксировано. Также обязательной является запись в журнале – там должны быть указаны имя, фамилия и номер телефона родителей.

 

Если воспитатели нарушили свои обязанности, нужно составить жалобу в администрацию, описав нарушение. Получив письменный ответ с аргументированными выводами, можно обращаться в Управление по вопросам защиты прав потребителей.

 

В случае, если в период пребывания в детской комнате ребенок получил какие-либо травмы, родителям следует сохранить справку об оказании помощи с указанием даты и характера травмы, которая пригодится во время разбирательства с администрацией заведения.

 

Факты получения телесных повреждений, травм, степень тяжести причиненного здоровью вреда могут быть зафиксированы травматологическими пунктами и другими медицинскими учреждениями и подтверждаются выписками из медицинской карты травматологического пункта и медицинских карт амбулаторного или стационарного больного. В карте должно быть указаны причины данных повреждений. Помимо этого, на случай судебного иска необходимо сохранить все документы, подтверждающие приобретение лекарств (чеки), а также документ, подтверждающий курс лечения. В некоторых случаях следует заручиться и показаниями свидетелей.

 

Татьяна Пашковская,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Зарубежный опыт**

 

В РФ родитель не может ни забрать, ни оставить ребенка без предъявления паспорта

 

В России, к примеру, действуют Рекомендации по нахождению детей с учетом их возраста (без присмотра родителей) в детских игровых комнатах крупных торговых комплексов и центров. В документе четко прописано, что в игровой комнате обязательно присутствие педагогов, имеющих опыт организации игр с детьми, психолога, а также медицинского работника. Учитывая специфику игрового пространства, игровая среда должна включать три основные зоны: подвижных игр, сюжетных игр, дидактических игр и детского творчества.

 

Так, для детей 3–4 лет необходимо наличие простых для восприятия, знакомых по смыслу игрушек. При этом одинаковых игрушек должно быть достаточно, поскольку большинство детей этого возраста обычно хотят играть тем же, что и другие. Во избежание конфликтов это стоит учитывать. У детей 4–5 лет замыслы игр становятся разнообразнее, тематика игрушек зависит от интересов детей и окружения, в котором они живут. Многие дети этого возраста уже начинают играть в совместные сюжетные игры. Для детей 5–7 лет предметно-игровая среда не должна сковывать их инициативу и творческие интересы. Наряду с игрушками, интересными для всех возрастов, для игр старших дошкольников необходимы комплекты игрушек самой различной тематики. В рамках этой зоны необходимо присутствие педагогов, хорошо владеющих методами активизации игровой деятельности детей и развития сюжетной линии игры, а также психолога, который поможет в случае возникновения конфликтных ситуаций и поддержит детей, имеющих трудности в установлении социальных контактов. В рамках третьей зоны должны быть созданы условия для разнообразного детского творчества – конструирования, рисования, лепки, аппликации и для игры в настольно-печатные игры.

 

Прием ребенка в игровую комнату проводится при предъявлении паспорта одного из родителей (законного представителя). Обязательным условием посещения ребенком игровой комнаты является заполнение родителем анкеты. В ней отмечается время захода ребенка в игровую комнату, а также указываются фамилия, имя, отчество ребенка и родителей, возраст ребенка, паспортные данные и номера мобильных телефонов родителей, наличие у ребенка аллергии, хронических заболеваний, других медицинских ограничений и пр. необходимая информация о ребенке.

 

В случае необходимости сотрудники игровой комнаты обязаны оказать ребенку экстренную медицинскую помощь или вызвать скорую медицинскую помощь, предварительно связавшись с родителями по мобильному телефону. Прием в игровую комнату осуществляется по правилам, которые вывешены для всеобщего ознакомления при входе.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
С какими проблемами столкнется Общественный совет добропорядочности осенью
Видео
Новости онлайн