Новые веяния в финансовой сфере: корректировка «упрощенки», НДС и единого взноса

10:39, 20 февраля 2012
Газета: 6 (124)
Налоговое и
Новые веяния в финансовой сфере: корректировка «упрощенки», НДС и единого взноса

Налоговое и бюджетное законодательство в действующей редакции было принято сравнительно недавно, поэтому в него продолжают вноситься изменения для усовершенствования правового регулирования. В этой статье мы остановимся на нескольких законопроектах, зарегистрированных в парламенте в последнее время, направленных на изменение норм действующего налогового и бюджетного законодательства.

 

НДС, плата за землю и «упрощенка»

 

Усовершенствовать нормы налогового законодательства предлагается в законопроекте №9789 (автор – нардеп от ПР Юрий Каракай). Изменения должны коснуться общей части НК (уточнение терминов «лизинговая (арендная) операция» и «размещение отходов»), налогового администрирования (исключение пп. 75.1.3 в п. 75.1 ст. 75 НК в связи с началом действия новой упрощенной системы), а также порядка налогообложения некоторыми налогами. Предлагается усовершенствовать критерии, при соответствии которым плательщик НДС имеет право на автоматическое бюджетное возмещение, установленные п. 200.19 ст. 200 НК. Пп. 200.19.5 п. 200.19 ст. 200 НК предлагается изложить в редакции, согласно которой плательщик НДС может получить автоматическое возмещение при условии, что средняя зарплата его сотрудников не менее чем в 2,5 раза превышает минимальную зарплату, установленную на 1 января отчетного года, в каждом из 3 предыдущих последовательных календарных месяцев.

 

Отметим, что сейчас установлено требование наличия такого превышения размера зарплаты в каждом из 4 последних отчетных периодов (кварталов), т. е. автор законопроекта предлагает сократить срок, дающий право на автоматическое возмещение НДС при соответствии налогоплательщика этому критерию (в совокупности со всеми остальными критериями). Кроме того, уточняется, какой размер минимальной зарплаты должен приниматься во внимание – установленный на начало отчетного года (раньше такого положения этот подпункт не содержал).

 

Уточнение вносится и в пп. 200.19.4 п. 200.19 ст. 200 НК, в котором речь идет о том, что расхождения между налоговым кредитом налогоплательщика и налоговыми обязательствами его контрагентов не могут превышать 10% заявленной суммы бюджетного возмещения. Предлагается уточнить, что такая сумма расхождений должна возникнуть на протяжении 3 последовательных календарных месяцев, а не 3 предыдущих отчетных периодов (кварталов), как установлено сейчас.

 

Некоторые изменения коснутся и платы за землю. Предлагается установить, что решения советов о нормативной денежной оценке земли должны быть официально опубликованы до 15 июля года, предшествующего бюджетному, иначе такие решения могут применяться не ранее начала бюджетного периода, следующего за периодом, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земли или ее изменение. Соответственно, решения советов об утверждении ставок налога на земельные участки будут вступать в силу в сроки, установленные в новой норме. В связи с этой законодательной инициативой предлагается внести изменения и в ст. 23 ЗУ «Об оценке земель» и ч. 5 ст. 59 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине».

 

В положения об упрощенной системе налогообложения также предложено внести некоторые изменения. В частности, автор проекта считает, что нужно конкретизировать положения п. 292.3 ст. 292 НК о том, что в сумму дохода плательщиков единого налога включается стоимость бесплатно полученных на протяжении налогового (отчетного) периода товаров (работ, услуг). Под таковыми предлагается понимать товары (работы, услуги), полученные по письменным договорам дарения или иным письменным договорам, не предусматривающим денежной или иной компенсации, или же возвращения товаров, а также товары, переданные на ответственное хранение и использованные плательщиков единого налога. При этом сумма кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности включается в доход единоналожников 3-й группы, являющихся плательщиками НДС, и единоналожников 4-й группы (т. е. крупных физлиц-предпринимателей и юрлиц). В действующей редакции кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности должна включаться в доход налогоплательщиков всех групп. Соответствующие изменения предполагается внести и в норму об определении даты получения дохода (ст. 292 НК).

 

Кроме того, предлагается установить запрет на проведение фактических проверок у «упрощенцев» в течение 2012 г., а также определить размер штрафных санкций не более 1 грн за каждое нарушение, допущенное субъектом хозяйствования, применяющим упрощенную систему налогообложения. Это далеко не все изменения, предлагаемые автором законопроекта №9789. Речь в нем идет также и об изменениях относительно порядка налогообложения экологическим налогом, НДФЛ и некоторых других изменениях, направленных на уточнение норм НК.

 

Консолидированный налог на прибыль

 

Вопросы усовершенствования норм НК, касающихся уплаты консолидированного налога на прибыль, рассматривает законопроект №9780 (автор – нардеп от БЮТ Олег Тищенко). Предлагается дополнить Кодекс определением уплаты консолидированного налога, под которой должна пониматься уплата юрлицом налога в бюджет территориальной громады по месту его нахождения и в бюджеты территориальных громад – по месту нахождения его территориальных подразделений. При этом предлагается дополнить ст. 152 НК соответствующем положением о приведенном выше порядке уплаты налога на прибыль, а также о том, что если обособленное подразделение находится на одной территориальной единице с юрлицом-налогоплательщиком, уплата налога на прибыль в местный бюджет должна осуществлять, исходя их общего результата налогоплательщика и его обособленного подразделения.

 

Необходимость внесения этих изменений вызвана тем, что на практике уплата налога обособленными подразделениями возможна в двух вариантах: 1) филиалы и головное предприятие платят налог отдельно; 2) головное предприятие вместе с филиалами переходит на уплату консолидированного налога. В то же время, НК не содержит четких положений, обязывающих обособленные подразделения уплачивать налог исключительно по месту своего нахождения, и оснований для определения головного предприятия и его филиалов как единого налогоплательщика (если они находятся на одной территории). На практике это приводит к недополучению местными бюджетами средств от налогоплательщиков, расположенных на соответствующей территории.

 

В Украине может появиться новый налоговый сбор

 

Народный депутат от ПР Григорий Смитюх предлагает дополнить действующее налоговое законодательство новым налоговым сбором (законопроект №9793). Речь идет о введении общегосударственного сбора на строительство, реконструкцию и содержание детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, детей, лишенных отцовской опеки, детей, нуждающихся в коррекции физического или умственного развития, а также дошкольных и школьных учреждений образования в сельской местности. При этом в случае утверждения парламентом этого законопроекта Кабмин должен будет разработать соответствующий закон, в котором предусмотреть размеры такого сбора. По мнению автора проекта, он должен составлять 1,5% от объема продукции металлургической и химической отраслей, экспортируемой субъектами предпринимательской деятельности.

 

Разумеется, цель введения этого сбора благородна, однако реальный сектор отечественной экономики нуждается в поддержке, а не во введении новых налогов. Тем более, что по задумке автора законопроекта сбор должен взиматься с экспорта, который подпитывает экономику Украины, а не с импорта, который, по сути, является вложением в экономику другого государства.

 

ЕСВ: «упрощенцы» должны платить по-особому

 

Особые правила уплаты единого социального взноса для физлиц-предпринимателей, а также самозанятых лиц (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 4 ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование») предлагается установить в правительственном законопроекте №9779. Физлица-предприниматели, по мнению Кабмина, должны платить ЕСВ, начисленный за год, до 10 февраля следующего года. Однако это не должно распространяться на «упрощенцев», которые, по мнению автора законопроекта, должны вносить ЕСВ за каждый квартал до 20 числа месяца, наступающего за отчетным периодом. Самозанятые лица обязаны будут вносить ЕСВ раз в год до 1 мая.

 

Отметим, что на сегодняшний день, согласно ч. 8 ст. 9 упомянутого закона, все плательщики ЕСВ обязаны платить его до 20 числа месяца, наступающего за отчетным периодом. При этом, по общему правилу, отчетным периодом является календарный месяц, однако для указанных категорий плательщиков он составляет календарный год. Это положение остается, однако предельные сроки уплаты сбора, как видим, предлагается изменить.

 

Укрепление бюджетной дисциплины

 

Законопроект №9796, направленный на укрепление бюджетной дисциплины, представил в ВР нардеп от БЮТ Юрий Ганущак. Речь идет о внесении в ряд статей БК, регулирующих порядок формирования местных бюджетов, норм о том, что вместе с объемами межбюджетных трансфертов должны быть указаны и объемы доходов, учитывающихся при их определении. Одновременно предлагается исключить из ст. 122 БК положение о контроле над расходами местных бюджетов, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов, так как такие показатели не содержатся в материалах, утверждаемых в законе о госбюджете. По мнению автора законопроекта, внесение этих изменений должно способствовать устранению случаев искусственного завышения доходной части местных бюджетов, что в результате приводит к утверждению бюджетного дефицита.

 

Все представленные в этой статье законопроекты зарегистрированы в парламенте в феврале 2012 г. и еще не рассматривались, поэтому судить о том, будут ли они приняты в качестве законов, пока рано. Однако их анализ позволяет отследить общие тенденции изменения налогового и бюджетного законодательства.

 

Андрей Мединский,

специально для «Судебно-юридической газеты»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн