Курение на работе: о (не) законности ограничений

10:25, 27 февраля 2012
Газета: 7 (125)
Часто в
Курение на работе: о (не) законности ограничений

Часто в объявлениях о наличии вакансии среди требований указано отсутствие вредных привычек, а на собеседовании представитель работодателя спрашивает: «Вы курите?» Вряд ли это признак заботы о нашем здоровье. К тому же, наше здоровье – наше личное дело, и будучи взрослыми людьми, мы имеем право распоряжаться им так, как хотим. Однако одному из читателей «Судебно-юридической газеты» отказали в приеме на работу, когда он честно признался, что курит. В связи с этим возникает много вопросов: можно ли отказать в приеме на работу из-за наличия у человека пристрастия к смеси никотина и табака? Можно ли запретить курить на работе тому, кого уже на работу взяли, несмотря на наличие у него вредной привычки?

 

Отказать курящему? Невозможно!

 

Итак, начнем с первого вопроса: можно ли отказать в приеме на работу из-за того, что кандидат – курящий? Ответ нужно искать в ст. 22 Кодекса законов о труде (КЗоТ), которая гласит, что необоснованный отказ в приеме на работу запрещается. Согласно же Конституции Украины, любое прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или непрямых преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональных союзах или других объединениях граждан, рода и характера занятий, места жительства не допускается. Кроме того, ст. 2-1 КЗоТ утверждает, что наше государство обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. В принципе, наличие вредных привычек, как и многое другое, можно отнести к «другим обстоятельствам».

 

С другой стороны, есть такие должности и работы, которые требуют от соискателя определенного состояния здоровья. И этим аргументом может воспользоваться работодатель. Однако в той же ст. 22 КЗоТ сказано, что требования, в частности, относительно состояния здоровья работника, могут устанавливаться законодательством Украины. И нужно попросить потенциального работодателя пояснить, каким нормативно-правовым актом установлены особые требования к состоянию здоровья кандидата на определенную должность, и каким образом на его медицинские показатели влияет факт курения. При этом даже наличие медицинских противопоказаний, установленных законом, вряд ли сработает, потому что связь любого заболевания с вредной привычкой на сегодняшний день является спорной и требует документального подтверждения. Если же особые медицинские требования к профессии и должности законом не установлены, просьбу предоставить какие-либо медицинские заключения и справки можно расценивать как нарушение предусмотренного ст. 25 КЗоТ запрета о требовании при приеме на работу дополнительных документов и сведений.

 

Иногда работодатель пытается отказать курящему в приеме на работу, ссылаясь на правила внутреннего трудового распорядка, где сказано, что в этой компании не курят. Но наличие такой нормы в локальном акте предприятия тоже незаконно, поскольку самостоятельность работодателя в организации трудовой деятельности сотрудников ограничена положениями ст. 9 КЗоТ, которые не допускают установления в компании условий, ущемляющих права работников. Т. е. и на основании локальных норм нельзя отказать курящему в приеме на работу.

 

Можно ли курить на работе?

 

А вот ограничить курение на работе работодатель может, используя принципы общегосударственной программы по борьбе с курением, нашедшие отражение в некоторых нормативно-правовых актах.

 

Так, согласно ст. 13 Закона «О мероприятиях по предотвращению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» и ст. 15 Закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», курение в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности запрещено. Впрочем, этот запрет не является категоричным, поскольку в той же ст. 13 есть оговорка «…везде, кроме специально отведенных мест». При этом закон обязывает собственников и руководителей предприятий, учреждений и организаций оборудовать места для курения, где должна быть размещена наглядная информация, состоящая из графического знака и текста следующего содержания: «Место для курения. Курение вредит Вашему здоровью!»

 

Работник отвечает, а работодатель – нет. Пока что

 

Итак, каждый работодатель обязан за свой счет оборудовать место для курения. На улице, в подъезде здания, где находится офис, курить нельзя, поскольку эти места являются общественными, и за курение там можно заработать штраф. Согласно ст. 175-1 КУоАП, курение табачных изделий в местах, где это запрещено законом, а также в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета, влечет за собой предупреждение или наложение штрафа от 3 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 до 170 грн). При повторном в течение года совершении нарушения, за которое лицо уже было привлечено к административной ответственности, налагается штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (170–340 грн).

 

А вот административная ответственность должностных лиц предприятия за отсутствие оборудованных помещений для курения сотрудников КУоАП не предусмотрена. Впрочем, вполне возможно, что в скором времени ситуация изменится. В 20-х числах февраля 2012 г. Комитету ВР по вопросам охраны здоровья было передано представление о рассмотрении в сессионном зале законопроекта №9474 от 17.11.2011 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий». Так вот, среди прочего, в ЗУ «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» предлагается прописать нормы (после абз. 8 ч. 2 ст. 17), согласно которым непринятие руководителями предприятий или ответственными лицами мер по прекращению курения на рабочих местах повлечет наложение штрафа в размере от 1 тыс. до 10 тыс. грн. Такой же штраф ожидает руководство компаний за «размещение пепельниц или непринятие мер по прекращению курения за пределами мест, специально отведенных для курения».

 

Анна Воеводина,

специально для «Судебно-юридической газеты»

 

Зарубежный опыт

 

ВОЗ выступает за запрет курения на работе во всем мире

 

Всемирная организация здравоохранения недавно опубликовала новые рекомендации по борьбе с табакокурением. Эксперты ВОЗ предлагают ввести запрет на курение на рабочих местах и в общественных зданиях во всех странах-членах организации независимо от уровня их экономического развития. «Научные данные однозначно свидетельствуют о том, что безопасного уровня пассивного курения не существует», – заявила глава ВОЗ Маргарет Чан. По данным ВОЗ, курение является ведущей причиной предотвратимой смертности населения на планете. Ежегодно болезни, вызванные курением, уносят около 5,4 млн жизней. В настоящее время на развивающиеся страны приходится около половины смертей, связанных с курением, однако, в отличие от Европы и США, число курильщиков там продолжает увеличиваться. При сохранении этой тенденции к 2030 г. на развивающиеся страны будет приходиться уже 80% смертности от курения.

 

Руководитель антитабачной кампании ВОЗ Амандо Перуга в качестве положительного примера привел Ирландию и Уругвай, правительства которых приняли ряд законов, ограничивающих курение в рабочих помещениях. По данным ВОЗ, эти меры были с одобрением встречены как некурящей частью населения, так и самими курильщиками. Кстати, сама Всемирная организация здравоохранения еще в 2005 г. заявила о том, что прекращает принимать на работу курильщиков и потребует от уже работающих сотрудников расстаться с пагубной привычкой.

 

Инфосправка

 

Руководителей предприятий ожидает штраф до 10 тыс. грн за курение сотрудников на рабочих местах

 

В ближайшее время ВР Украины рассмотрит законопроект, предусматривающий полный запрет на курение в общественных и на рабочих местах, заявила народный депутат Украины (ПР) Татьяна Бахтеева. Она привела данные исследований Киевского международного института социологии, которые свидетельствуют, что 60% опрошенных граждан считают, что употребление табака является очень серьезной проблемой для здоровья, а 70% убеждены, что пассивное курение является серьезной угрозой для здоровья тех, кто не курит, и что государство должно сделать все, чтобы обезопасить своих граждан от вредного воздействия табачного дыма на здоровье своих граждан. «Поэтому мы решили разработать и внести на рассмотрение ВР Украины проект закона №9474, которым мы предлагаем полностью запретить употребление табачных изделий в помещениях заведений общественного питания, на открытых и в закрытых спортивных сооружениях, на стадионах и в заведениях культуры», – подчеркнула Т. Бахтеева. Кроме того, руководителей предприятий ожидает штраф до 10 тыс. грн за курение сотрудников на рабочих местах (дословно это звучит так: штраф «за размещение пепельниц или непринятие мер по прекращению курения за пределами мест, специально отведенных для курения»).

 

Проект №9474

 

ЗАКОН УКРАЇНИ

 

Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо вдосконалення окремих положень про обмеження місць куріння тютюнових виробів)

 

(витяг)

 

Верховна Рада України п о с т а н о в л я є:

 

I. Внести зміни до таких законодавчих актів України:

 

1. У Законі України «Про заходи щодо попередження та зменшення вживання тютюнових виробів і їх шкідливого впливу на здоров’я населення» (Відомості Верховної Ради України від 30.12.2005 р., № 52, стор. 2707, стаття 565):

 

частину 2 статті 13 викласти в такій редакції:

 

«Забороняється куріння тютюнових виробів:

 

1) у ліфтах і таксофонах;

 

2) у закладах охорони здоров’я;

 

3) у навчальних та освітньо-виховних закладах;

 

4) на дитячих майданчиках;

 

5) на спортивних майданчиках, стадіонах, у приміщеннях відкритих та закритих спортивних споруд;

 

6) у під’їздах житлових будинків;

 

7) у підземних переходах;

 

8) у громадському транспорті (включаючи транспорт міжнародного сполучення);

 

9) у закритих приміщеннях закладів громадського харчування;

 

10) у приміщеннях закладів культури».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн