Реформирование туристической отрасли: готовимся к Евро-2012 или к Олимпийским играм-2022?

10:32, 27 февраля 2012
Газета: 7 (125)
9 февраля 2012
Реформирование туристической отрасли: готовимся к Евро-2012 или к Олимпийским играм-2022?

9 февраля 2012 г. Верховная Рада приняла во втором чтении правительственный законопроект №7097 о внесении изменений в Закон «О туризме» (далее – Закон) относительно информирования потребителей туристических услуг. Изменения вступят в силу на следующий день после их официального опубликования. Эта статья посвящена анализу принятых поправок, а также обзору некоторых тенденций в сфере реформирования туристической отрасли в Украине.

 

Расскажи-ка мне, гид!

 

Новшества, внесенные в Закон, направлены на усовершенствование его норм, регулирующих порядок информирования потребителей об условиях предоставления туруслуг, а также порядок заключения договора на туристическое обслуживание и изменения его условий.

 

В частности, в Законе появится новая ст. 19-1, посвященная информированию потребителей об условиях предоставления туруслуг, а также об обязательном предоставлении потребителям информации о туроператоре и услуге, предшествующем заключению договора. Отметим, что ранее эти условия содержались в ст. 20 Закона. Существенно они не изменились. Однако, если ранее часть информации (речь идет об информировании, предшествующем заключению договора) предоставлялась по требованию потребителя, то теперь ее предоставление является обязательным.

 

Согласно новой ст. 19-1 Закона, туроператоры обязаны до заключения договора предоставить информацию о: 1) месте предоставления туруслуг и программе туробслуживания; 2) характеристиках транспорта, осуществляющего перевозки; 3) характеристиках отелей и других объектов, предназначенных для временного размещения туристов; 4) видах и способах питания туристов; 5) минимальном количестве туристов в группе; 5) цене туруслуг.

 

Кроме того, до заключения договора потребителю обязательно предоставляются все данные о: 1) требованиях к оформлению въездных/выездных документов; 2) медицинских предупреждениях относительно турпоездки; 3) туроператоре (турагенте); 4) руководителе группы для установления связи с ним законными представителями несовершеннолетнего или малолетнего лица, отправляющегося в заграничную поездку; 5) времени и месте остановок; 6) видах и тематике экскурсий; 7) адресах и телефонах представительств, принимающих жалобы и претензии туристов, а также дипломатических учреждений Украины; 8) порядке и условиях страхования туристов; 9) финансовом обеспечении туроператора на случай банкротства.

 

Существенной доработке подверглась ст. 20 Закона, регулирующая порядок заключения договора на туробслуживание. В первую очередь, нужно отметить, что такая форма договора, как предоставление туроператором (турагентом) ваучера, после вступления нововведений в силу перестанет существовать (соответственно, из Закона исчезнет и ст. 23, регламентирующая эту форму договорных отношений).

 

Кроме того, четко определен перечень существенных условий договора на туробслуживание. К ним отнесены: 1) срок пребывания в месте предоставления туруслуг; 2) характеристики ТС, осуществляющих перевозку; 3) информация об отелях и других средствах размещения туристов; 4) виды и способы питания; 5) минимальное количество туристов в группе и 3-дневный срок информирования потребителя об отмене тура из-за недобора; 5) программа туробслуживания, виды экскурсионного обслуживания и др. услуги, включенные в стоимость турпродукта; 6) сведения о субъектах туристической деятельности, предоставляющих туруслуги, включенные в турпродукт; 7) информация о страховике; 8) правила въезда в страны временного пребывания и правила пребывания там; 9) стоимость туробслуживания и порядок оплаты, форма расчета.

 

Если что-то случилось в пути…

 

Некоторые нововведения коснулись порядка изменения стоимости туристической поездки. Так, изменение цены турпродукта после заключения договора возможно только в случаях: 1) необходимости учета изменений тарифов на транспортные услуги; 2) внедрения новых или повышенных ставок налогов и сборов; 3) изменения курса гривни к иностранной валюте, в которой выражена стоимость турпродукта.

 

Отметим, что в действующей редакции Закона к обстоятельствам, при которых может быть изменена цена турпродукта, также отнесены ухудшение условий путешествия, изменение его сроков, и, кроме того, иные основания по договоренности сторон. При этом все перечисленные выше обстоятельства все же остались в качестве основания для требования изменения иных условий договора или его расторжения до начала туристической поездки.

 

Согласно новой редакции ст. 20 Закона, цена турпродукта может быть изменена не позднее, чем за 20 дней до начала турпоездки (общее правило). Обращаем внимание, что в действующей редакции изменение цены возможно: 1) за 10 дней до начала поездки в случае, если ее длительность превышает 10 дней; 2) за 5 дней, если поездка должна длиться от 2 до 10 дней; 3) за 48 часов до начала однодневной поездки. При этом новая редакция, как и действующая сейчас, предусматривает, что предельное увеличение стоимости возможно до 5%, а в случае подорожания на 5% и более турист может отказаться от выполнения договора, а туроператор обязан вернуть ему деньги.

 

Новая редакция ст. 20 Закона предусматривает детализированную процедуру уведомления туриста об изменении условий поездки не позднее 1 дня после того, как туроператору стало известно об изменении обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора, но не позднее 3 дней до начала поездки.

 

Новшеством является и норма об обязанности туроператора принимать альтернативные меры по обслуживанию клиента (бесплатно для туриста) в случае, если туроператор не в состоянии предоставить значительную часть турпродукта. А при невозможности принятия таких альтернативных мер или отказе туриста туроператор обязан предоставить клиенту транспорт для возвращения и возместить стоимость непредоставленных услуг, а также выплатить оговоренную в договоре компенсацию (если она предусмотрена). Следует обратить внимание и на то, что из ст. 20 Закона исчезла норма о праве туроператора в некоторых случаях ограничить свою ответственность перед туристом размером двойной оплаты стоимости турпродукта.

 

Характеризуя принятые изменения в целом, хотелось бы отметить, что они направлены на защиту прав потребителей туруслуг, обеспечение предоставления необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о туристическом продукте.

 

Тенденции реформирования туристического рынка

 

В настоящее время в парламенте зарегистрировано еще несколько законопроектов, направленных на реформирование рынка туристических услуг. Рассмотрим некоторые из них.

 

Законопроект №8374 направлен на усовершенствование норм относительно безопасности туристов, их жизни, здоровья, имущества. Авторы проекта предлагают расширить круг полномочий центральных органов исполнительной власти в области туризма для лучшего обеспечения безопасности туристов, сохранения культурных и духовных ценностей, окружающей среды. Кроме того, указанные органы предлагается наделить полномочиями по составлению типового договора на туробслуживание. Также предлагается ужесточить нормы относительно безопасности туризма, изменить правила заключения договора на туроблуживание. Отчасти эти нормы повторяют положения описанных выше изменений, принятых парламентом в качестве Закона 09.02.2012.

 

В нормы, регулирующие финансовое обеспечение деятельности туроператоров, предлагается внести существенные изменения в сторону повышения их финансовой ответственности. В действующей редакции минимальный размер финобеспечения туроператора должен составлять 20 тыс. евро; 10 тыс. евро – для операторов, предоставляющих исключительно услуги внутреннего и въездного туризма; 2 тыс. евро – для турагентов. Авторы законопроекта предлагают более детальную дифференциацию. При этом максимальный размер обеспечения может достигать 200 тыс. евро при условии, что туроператор, предоставляющий услуги выездного туризма, за предыдущий период получил доход, превышающий 10 млн грн.

 

Документ предусматривает и ряд других изменений. Однако отметим, что, по мнению Главного научно-экспертного управления ВР, проект содержит множество недоработок, поэтому по результатам рассмотрения в первом чтении парламентариям рекомендовано вернуть его на доработку.

 

Еще один законопроект не хотелось бы оставить без внимания. Речь идет о принятом в первом чтении 19.04.2011 законопроекте №6536, который направлен на урегулирование основ государственной политики информационного обеспечения туристической индустрии.

 

Законопроектом предлагается: 1) ввести новые термины: туристическая индустрия; туристическая информация; госполитика информационного обеспечения туристической индустрии; 2) дополнить функции государства относительно регулирования информационного обеспечения туристической индустрии; 3) внедрить механизмы маркетингового продвижения национального туристического продукта (например, предусмотрено создание туристических информационных центров, банка данных туристических ресурсов). В целом законопроект направлен на создание и поддержание имиджа Украины как туристически привлекательного государства.

 

Заключение

 

Создание позитивного туристического имиджа нашей страны является одной из задач государства. По расчетам некоторых экспертов, туристическая отрасль способна приносить государственной казне до $4 млрд в год в виде налоговых поступлений. Внедрение действенных правовых механизмов, обеспечивающих безопасность отечественного туристического продукта, защищенность туристов, доступность информации о туристических ресурсах должно способствовать выполнению этой задачи.

 

При этом следует отметить, что Госпрограмма развития туризма в Украине была рассчитана до 2010 г. (постановление КМУ от 29.04.2002 №583), а новая программа до сих пор не утверждена. Но 29.06.2011 постановлением №707 Кабмин утвердил Государственную целевую программу развития в Украине спортивной и туристической инфраструктуры в 2011–2022 гг. Любопытно, что стратегической целью этой программы названо получение Украиной права на проведение в 2022 году зимних Олимпийских и Паралимпийских игр. Цель, безусловно, хорошая, только вот логичнее было бы внедрить хотя бы часть этих изменения до начала Евро-2012, чего, к сожалению, наверное, не произойдет.

 

Андрей Мединский, специально для

«Судебно-юридической газеты»

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн