В Европу без виз?

12:34, 22 февраля 2016
Газета: 7 (325)
Приблизит ли Украину к безвизовому режиму очередной пакет законов?
В Европу без виз?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Приблизит ли Украину к безвизовому режиму очередной пакет законов? 


Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Накануне очередной печальной годовщины майдановских событий парламент принял пакет законопроектов, направленных на выполнение Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины. Напомним, в декабре 2015 г. Еврокомиссия представила доклады, в которых отметила, что Украина выполнила все условия для либерализации визового режима с ЕС. Тогда же Комиссия сообщила, что в начале 2016 г. представит Совету ЕС и Европарламенту нормативные предложения, позволяющие включить Украину в список государств, граждане которых могут въезжать в ЕС без виз.

Теперь у Нацагентства есть право не только хранить активы, на которые наложен арест в уголовном производстве – оно будет иметь право на владение и распоряжение такими активами

Для того, чтобы нам предоставили возможность безвизового режима со стороны ЕС, Верховная Рада в течение года приняла ряд законов. 18 февраля с. г. парламент принял 3 заключительных законопроекта, которые приблизят украинцев к заветной мечте и обеспечат их право на передвижение в ЕС без границ. «Верю, что в этом зале Верховной Рады, независимо от политической принадлежности, каждый из нас поддержит три «безвизовых закона», которые позволят нам получить решение о введении безвизового режима для украинцев, свалить тот «железный занавес», который еще до сих пор существует в виде бюрократических виз», – заявил спикер парламента Владимир Гройсман, призывая депутатов к голосованию.

Кому достанется конфискованное имущество

Одним из принятых 18 февраля стал законопроект 4056, касающийся усовершенствования принципов деятельности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Проектом предлагалось внести изменения в Закон «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений». Поправки в ст. 1032 ГК Украины значительно расширяют полномочия Нацагентства. Теперь у него есть право не только хранить активы, на которые наложен арест в уголовном производстве. В некоторых установленных законом случаях, если активы были конфискованы в ходе уголовных производств, агентство будет иметь право на владение и распоряжение такими активами, в т. ч. с правом их реализации, технологической переработки или передачи в управление.

Отметим, что данная норма в свое время вызвала недовольство некоторых критиков, которым это предложение показалось неприемлемым, поскольку, исходя из содержания гл. 70 того же ГК, Национальное агентство в принципе не может быть распорядителем имущества, которое ему не принадлежит. Аргументировалось данное мнение и тем, что в профильном законе определено: «Национальное агентство является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, которое обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере выявления и розыска активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве».

Эксперты обращали внимание, что в случае конфискации имущества учредителем управления им является государство Украина, в собственность которой оно переходит в результате конфискации в соответствии со ст. 354 ГК. Национальное агентство, очевидно, в такой ситуации может быть всего лишь его управляющим. Кроме того, по мнению экспертов, такое управление должно осуществляться с учетом требований Закона «Об управлении объектами государственной собственности», согласно ч. 1 ст. 3 которого бесхозное и конфискованное имущество, переходящее в государственную собственность по решению суда, является объектом управления государственной собственности. И если не учесть данные замечания, принятые нормы рискуют стать коррупционными.

Спецконфискация за уголовные преступления

В этот же день депутаты приняли законопроект №4054 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно выполнения рекомендаций Европейской комиссии касательно усовершенствования процедуры ареста имущества и института специальной конфискации». Данный нормативный документ предлагает внести изменения в ст. 96-1 УК. Изменения конкретизируют преступления, за которые возможно применять специальную конфискацию, и буквально выносит их в отдельный перечень.

Отметим, что данный законопроект принимался с учетом бурных обсуждений, в ходе которых с голоса был внесен ряд поправок, поэтому ознакомиться с окончательной редакцией текста закона можно будет только после его опубликования. Хотя известно, что редакция документа ко второму чтению предполагала норму, согласно которой специальной конфискации у третьего лица подлежат деньги, ценности, в т. ч. средства, находящиеся на банковских счетах, и иное имущество, если это лицо получило такое имущество безвозмездно или в обмен, в т. ч. на сумму, значительно ниже рыночной стоимости. Данная норма, по мнению юристов, требует некоторого уточнения, так как в нынешней редакции допущено двоякое толкование нового в уголовно-правовом значении термина «третьи лица». Соответствующее его применение в досудебной и судебной практике будет зависеть от понимания того, охватывает ли этот термин также и юридических лиц.

Кто и как будет принимать прокуроров на работу

Еще один законопроект, который Президент признал неотложным и который был принят в данном пакете, законопроект №4055 «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» относительно обеспечения прозрачности в организации деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры с целью выполнения рекомендаций Международного валютного фонда». Данным законодательным актом были внесены изменения в ст. 8-1, 27, 39 и 41 Закона Украины «О прокуратуре», согласно которым Генеральный прокурор Украины сможет осуществлять назначение и увольнение с должности заместителя Генерального прокурора Украины – руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры; первого заместителя руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры и заместителя руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры. В свою очередь, руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры получит право назначать и увольнять руководителя подразделения Специализированной антикоррупционной прокуратуры и заместителя руководителя подразделения Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Отметим, что данная норма также не была принята однозначно и вызвала спор среди парламентариев, поэтому закон был принят с учетом правок, которые вносились в сессионном зале. Так, буквально перед тем, как поставить законопроект на голосование в целом, парламентарии проголосовали за поправки, касающиеся требований к лицам, которые могут стать прокурорами Специализированной прокуратуры. Остановились на таких критериях: наличие высшего образования, не менее 5 лет стажа в сфере права и владение украинским языком.

Законом также установлены требования к членам конкурсной комиссии. Согласно принятым нормам, ее председателем должен быть общепризнанный авторитетный эксперт, имеющий большой опыт работы и проявивший себя благодаря своим действиям по борьбе с коррупцией. В законе обозначено, что конкурс на занятие административных должностей в Специализированной антикоррупционной прокуратуре будет проводиться публично, со свободным доступом представителей средств массовой информации на заседание конкурсной комиссии и с обеспечением трансляции в режиме реального времени видео- и аудиоинформации с заседаний конкурсной комиссии в интернете. Информацию о времени и месте проведения заседания конкурсной комиссии закон обязывает публиковать на официальном веб-сайте Генеральной прокуратуры Украины не позднее, чем за 24 часа до начала заседания. Но как утверждают правозащитники, предложенные в проекте изменения в ближайшее время не могут быть реализованы на практике, поскольку штат Специализированной антикоррупционной прокуратуры почти укомплектован.

Вся троица законопроектов была принята в рекордные сроки, поскольку каждый из документов был зарегистрирован в парламенте только 12 февраля. «Сегодня исторический день. Очень долго украинцы шли к воссоединению с единой европейской семьей, – заявил по итогам голосования В. Гройсман. – Мы можем бояться чего-то, но мы не должны бояться принимать решения, которые не ограничивают права граждан на передвижение без границ, позволяют нашей стране быть частью современной Европы».

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде