Реинкарнация закона о защите авторских прав в интернете: что предлагает законопроект 4629

06:08, 13 июня 2016
Газета: 22 (340)
В Закон «О телекоммуникациях» предлагается внести изменения об ответственности операторов и провайдеров телекоммуникаций за размещенную информацию...
Реинкарнация закона о защите авторских прав в интернете: что предлагает законопроект 4629
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

10 мая с. г. в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4629, который призван защитить авторские и смежные права, когда речь идет об информации, размещенной в интернете. В силу обилия пиратского контента в сети эта проблема является очень актуальной, хотя метод, предлагаемый законопроектом, сложно назвать основным вариантом ее решения.

В пояснительной записке инициаторы проекта обращают внимание на то, что развитие информационных технологий и перевод информации в цифровую форму существенно облегчили воспроизведение объектов авторского и смежных прав и ускорили доступ к ним с помощью средств интернета. Одновременно возникло множество возможностей для нарушения авторских и смежных прав авторов произведений, производителей и других правообладателей в электронной среде. А поскольку быстрый и эффективный способ удаления нелегального контента отсутствует, как и ответственность за нарушение авторских и/или смежных прав на него, а оборот лицензированного контента усложнен, это влияет на экономику страны и ее международный имидж.

Так, в 2013 г. Украина была признана приоритетным иностранным государством в «Специальном списке 301» – перечне стран с наиболее низким уровнем защиты прав интеллектуальной собственности, а в 2015 г. попала в перечень стран приоритетного надзора из этого списка, поскольку эффективного механизма борьбы с онлайн-пиратством не было введено, как и возможности привлечь к ответственности лиц, которые способствуют совершению преступлений в этой сфере (в терминологии пояснительной записки – вторичная ответственность и ответственность третьих лиц).

Как считают авторы, принятие этого законопроекта позитивно скажется на экономическом имидже Украины как страны с высоким уровнем защиты авторских и смежных с ними прав. Будет создан прозрачный, предсказуемый и эффективный механизм предотвращения правонарушений путем удаления или прекращения доступа к пиратскому контенту в сети. Нормы законопроекта позволят предотвращать повторные правонарушения, а для собственников веб-сайтов и информационных посредников будет предусмотрена ответственность за невыполнение требований закона.

Для этого, согласно нормам проекта, предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушения, два профильных закона – «Об авторских и смежных правах» и «О телекоммуникациях», а также в Закон Украины «О нотариате».

Борьба с пиратством-2016

Законопроект содержит предложение дополнить КоАП рядом статей, две из которых предусматривают санкции в виде штрафов для собственников веб-сайтов или поставщиков услуг хостинга. Максимальный штраф (с учетом повторности правонарушения) составляет 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан. Под санкции попадают следующие действия:

  • невыполнение собственником веб-сайта/поставщиком услуг хостинга требований об удалении или ограничении доступа к информации, которая нарушает авторские и/или смежные права;
  • невыполнение собственником веб-сайта требования о предоставлении информации о пользователе, который разместил указанную информацию и, аналогично, невыполнение поставщиком услуг хостинга требования о предоставлении информации о собственнике веб-сайта, который использует хостинг для размещения и предоставления доступа к информации, нарушающей авторское/смежные права;
  • нарушение собственником веб-сайта/поставщиком услуг хостинга правил размещения на веб-сайте информации, которая идентифицирует собственника веб-сайта или поставщика услуг хостинга.

В дополнение к этому в Закон Украины «О телекоммуникациях» предлагается внести изменения в формулировку ст. 40 об ответственности операторов и провайдеров телекоммуникаций за размещенную информацию – теперь они не будут нести ответственность, если это не предусмотрено законом (согласно проекту – КоАП).

Отдельной нормой законопроект предоставляет нотариусам возможность совершения нового нотариального действия – обеспечения доказательств в интернете. Предполагается, что нотариус сможет при обращении заинтересованных лиц составить протокол с описанием информации, размещенной в интернете, к которому подаются документы, где такая информация зафиксирована. А Закон Украины «Об авторских и смежных правах», с учетом внесенных законопроектом изменений, предоставит нотариусу право воспроизведения произведения с целью обеспечения доказательств в интернете в объеме, необходимом для этой цели.

Изменения в Закон «Об авторских и смежных правах»

Основной объем изменений законопроект №4629 вносит в основополагающий закон, регулирующий вопросы авторских и смежных прав. Так, в него предполагается ввести определение веб-сайта, собственника веб-сайта и поставщика услуг хостинга. Причем следует обратить внимание, что собственником сайта может быть как тот, на кого зарегистрировано доменное имя, так и другое лицо, которое устанавливает условия и порядок доступа к веб-сайту или размещения на нем информации.

Наибольшее количество изменений пришлось на статьи, устанавливающие способы и порядок гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав. Так, субъект авторского/смежных прав, среди прочего, сможет требовать:

  • удаления или ограничения доступа к информации, которая нарушает авторское право;
  • получения информации, которая идентифицирует пользователя, разместившего такую информацию, или собственника веб-сайта, который пользуется услугами хостинга для размещения и предоставления доступа к информации, нарушающей авторские/смежные права;
  • применения других предусмотренных законодательством средств, связанных с защитой авторского и смежных прав.

Определение об удалении нелегальной информации, ограничении доступа к ней или предоставлении информации о собственнике веб-сайта и пользователе информации может вынести суд.

Непосредственно механизм, предложенный авторами законопроекта №4629, выглядит следующим образом. Субъект авторского/смежных прав в случае обнаружения информации, которая, по его мнению, нарушает его авторское или смежные права в интернете, имеет право обратиться к собственнику веб-сайта с жалобой, которая содержит требование об удалении или ограничении доступа к такой информации. Он не ограничен в одновременном применении и других средств защиты своих прав, но технически этот способ является досудебным решением конфликтной ситуации.

Собственник веб-сайта, чтобы не нести ответственность за размещение пиратского контента, обязан безотлагательно (не позже 24 часов с момента получения жалобы) удалить указанную в жалобе информацию или ограничить доступ к ней. Также он обязан предпринять меры, чтобы права не нарушались в дальнейшем, в частности, сделать так, чтобы указанная информация не была размещена повторно. О том, что он предпринял указанные меры, собственник веб-сайта информирует правообладателя и пользователя, который разместил информацию, по электронной почте – также не позже 24 часов с момента совершения необходимых действий.

После получения уведомления пользователь веб-сайта имеет право по электронной почте обратиться к собственнику веб-сайта с мотивированным заявлением об отсутствии нарушения авторского права и требованием восстановить доступ к информации. Заявление отправляется с наложением электронной цифровой подписи. Копию этого заявления, если оно отвечает требованиям соответствующей статьи закона (в редакции законопроекта), собственник веб-сайта должен направить по электронной почте правообладателю. Если же требования к заявлению не соблюдены, собственник сообщает о таком несоответствии заявителю.

Доступ к информации собственник сайта восстанавливает через 10 дней, но не позже 14 дней с момента отправки копии заявления правообладателю, если тот не предоставит документы о том, что инициировал судебный процесс о защите своих авторских/смежных прав.

Кроме того, субъект авторского и/или смежных прав может обратиться с жалобой к поставщику услуг хостинга, если собственник веб-сайта не предоставил информацию, необходимую для направления жалобы, находится за пределами Украины или не предпринял соответствующие меры по поводу пиратского контента. Далее процедура, предусмотренная законопроектом, аналогична описанной выше, только участвуют в ней уже не собственник веб-сайта, а поставщик услуг хостинга.

Чтобы такой механизм можно было реализовать, как собственник веб-сайта, так и поставщик услуг хостинга размещают в свободном доступе на веб-сайте информацию в виде:

  • полного имени или наименования собственника веб-сайта и поставщика услуг хостинга;
  • полного адреса места проживания или местонахождения таких лиц;
  • контактную информацию, включая адрес электронной почты и номер телефона для оперативной связи;
  • данные о регистрации как юридических лиц, если они являются таковыми.

Кроме того, на запрос собственника авторского и смежных прав указанные лица предоставляют информацию о пользователе и собственнике веб-сайта соответственно, достаточную для того, чтобы правообладатель обратился в суд для решения спора об авторском праве.

Законопроект также содержит требования к содержанию как упомянутых жалоб, так и заявления пользователя сайта. Среди прочего, жалоба должна содержать данные, которые позволяют однозначно определить объект авторского права, и утверждения о наличии имущественных прав на него. Соответственно, заявление пользователя, который разместил информацию, должно содержать правовое обоснование того, что удаление информации или ограничение доступа к ней было ошибочным и, аналогично, утверждения о наличии имущественных прав на нее.

Чего ожидать, если законопроект №4629 будет принят

Теоретически применение описанного механизма должно позволить обладателю прав на тот или иной контент обеспечить защиту своих авторских или смежных прав, включая сокращение возможных потерь или убытков от бесплатного распространения платной информации. Вместе с тем, если ряд особенностей, которые могут позволить злоупотребление этим механизмом.

К примеру, в своей текущей редакции законопроект не требует, чтобы правообладатель пользовался электронной цифровой подписью при подаче заявления об удалении или ограничении доступа к нелегальной информации, но пользователь (собственник веб-сайта), разместивший ее, обязан иметь такую электронную цифровую подпись. Как следствие, будет ли являться заявление, не подписанное соответствующим образом, допустимым, законопроектом ясно не определено.

Кроме того, сам информационный обмен, даже в случае отзыва правообладателем своих требований, блокирует доступ к определенному контенту на 10 дней, если собственник веб-сайта или поставщик услуг хостинга не хочет понести ответственность за бездействие. Если в окончательной редакции проекта №4629 формулировки не будут изменены, этот механизм досудебного решения спора может стать инструментом, к примеру, недобросовестной конкуренции.

В частности, законопроект не содержит каких-либо негативных последствий для субъекта авторского права, который обратился с жалобой, но указал недостоверные данные или подал необоснованную информацию. Напомним, в формулировке законопроекта правообладатель может обратиться с жалобой, если, по его мнению, его права нарушаются.

Негативную реакцию может вызвать и право требовать передачи информации о пользователе, разместившем информацию. Кроме прямого недовольства пользователей тем, что их данные передаются третьим лицам, возможны проблемы и с тем, что поставщиков услуг хостинга и собственников веб-сайтов фактически обязывают собирать и хранить информацию о пользователях. При этом ни механизма проверки достоверности переданной пользователями информации, ни каких-либо норм о ее сохранности законопроект не содержит.

Естественно, всегда остается возможность судебного разбирательства, но это требует привлечения профессиональных специалистов. Будут ли неоднозначные элементы правового механизма законопроекта №4629 устранены, покажет время.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва