Арбитр для рынка коммунальных услуг

06:17, 20 июня 2016
Газета: 23 (341)
Уже с июля украинцев ждет еще одно коммунальное «улучшение»: тарифы на тепловую энергию и услуги центрального отопления возрастут почти вдвое...
Арбитр для рынка коммунальных услуг
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-Юридическая газета»

Уже с июля с. г. украинцев ждет еще одно коммунальное «улучшение»: тарифы на тепловую энергию и услуги центрального отопления возрастут почти вдвое. Такое решение было принято на заседании Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭК). А пока эта комиссия принимает такие решения, Верховный Суд Украины поддает сомнению саму ее легитимность. Так, Верховный Суд Украины направил в КСУ конституционное представление, в котором, среди прочего, просит проверить на соответствие Конституции Указа Президента №715/2014 от 10.09.2014 «Об утверждении Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» положением ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 106 и п. 3, 9, 9-1 и 9-2 ч. 1 ст. 116 Конституции Украины.

Регулятор вне закона?

Не успели украинцы выдохнуть после тяжелого зимнего бремени по оплате за тепло, как на их плечи ложится новая ноша. Уже сегодня большинство откладывают не на летний отдых, а на оплату коммунальных тарифов в новом отопительном сезоне. А тарифы продолжают расти с такой скоростью, что к концу года населению просто не хватит денег, чтобы расплатиться по коммунальным платежам.

Без сомнения, эффективное государственное регулирование в энергетике и в сфере коммунальных услуг является предпосылкой обеспечения национальной безопасности Украины. Сегодня чиновники постоянно говорят, что для привлечения инвестиций и успешной трансформации украинской энергетики и рынка коммунальных услуг необходима комплексная стратегия, включающая эксплуатацию внутренних энергетических ресурсов, модернизацию инфраструктуры, расширение подходов к повышению уровня энергоэффективности, содействие рыночным реформам и качественному управлению. Последнее предполагает справедливые административные процедуры, прозрачное использование бюджетных средств, эффективную конкуренцию, а также меры против коррупции и конфликта интересов.

Напомним, указами Президента Украины от 27.08.2014 были ликвидированы Национальная комиссия по осуществлению государственного регулирования в сфере энергетики и Национальная комиссия по осуществлению государственного регулирования в сфере коммунальных услуг. Взамен была создана Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Именно она, как предполагалось, и должна была защищать интересы украинцев. Однако, как показала практика, пока сей орган заполитизирован и защищает интересы отнюдь не простых украинских граждан. Сами же граждане, измученные постоянной борьбой за выживание, плохо понимают, зачем за свои налоги содержат такую комиссию, а многие даже не знают о ее существовании.  

Между тем, законопроект №2966-д от 19.02.2016 «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» ожидает второго чтения, и именно тот факт, что закон не принят, а вышеозначенная комиссия не имеет нужного инструмента, и дает возможность чиновникам снять с себя груз вины и бремя объяснений. Не факт, что в случае принятия вышеозначенного законопроекта мы избежали бы значительного повышения тарифов на газ, электро- и теплоэнергию, услуги по поставке и отводу горячей и холодной воды. Сегодня хоть и заявляется, что законопроект создает именно независимый регулятор, практика показывает иное, и вопрос, касающийся деятельности данного органа, имеет под собой хорошо просматриваемый политический фундамент.

В свою очередь, судьи Верховного Суда Украины, аргументируя свое представление, отметили, что в Конституции не закреплены полномочия Президента Украины по созданию государственных коллегиальных органов, осуществляющих государственное регулирование в сферах электроэнергетики и коммунальных услуг, утверждению положений об этих органах и назначению их руководителей. Кроме того, напоминают представители Фемиды, Конституция не содержит положений об образовании и функционировании государственных коллегиальных органов. «Президент Украины может создавать в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий только консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы (п. 28 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины)», – отмечается в представлении ВСУ.

Слово в защиту

Полноценное реформирование рынков газа и электроэнергии невозможно без принятия закона о независимом регуляторе, считают эксперты группы «Реформа энергетического сектора» РПР, которые встали на защиту спорного законопроекта. Несмотря на то, что с октября прошлого года введен рынок природного газа по новой модели, проводится реформа по либерализации рынка электроэнергии, устанавливаются новые тарифы для потребителей. Эти шаги не будут восприниматься ни населением, ни бизнесом без контроля процесса со стороны обновленной, действительно независимой регуляторной комиссии. Об этом было заявлено в ходе пресс-конференции «Независимый регулятор «в законе»: почему срочно необходимо принять законопроект о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг», который недавно прошел в Киеве.

В ходе мероприятия эксперты сетовали на то, что за все время существования комиссии Верховная Рада не смогла принять закон, который регулировал бы ее деятельность, делал ее решения прозрачными, а также гарантировал открытый конкурс для кадровых назначений. В то же время, как отмечали выступающие, цена решений, которые принимаются комиссией, очень высокая. По оценкам самого регулятора, объем рынка нефти и газа составляет 233 млрд грн, электроэнергии – 126 млрд грн, тепла – 22 млрд грн, водоснабжения и водоотведения – 10 млрд грн. Именно поэтому, по мнению экспертов, регулятор должен сдерживать интересы монополистов, находя баланс между потребностями поставщиков и потребителей.

Кроме того, в ходе выступлений не раз было отмечено, что принятие законопроекта – одно из условий для получения второго транша макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро, которое Украина до сих пор не выполнила. Справедливости ради отметим, что по мнению некоторых представителей общественности, интересующихся данным вопросом, именно этот факт является основой такой активной деятельности по продвижению законопроекта.

Юристы, проводившие анализ данного законопроекта, отметили ряд недостатков в его нормах. На сегодняшний день и противники, и сторонники нового закона согласны с тем, что он нуждается в доработке. Однако эксперты РПР отмечают, что несмотря на различия в оценке отдельных положений (таких, например, как процедура формирования конкурсной комиссии, квалификационные требования к членам комиссии, процесс их ротации), парламент не может сделать заложниками политических вопросов другие положительные наработки законопроекта. Как положительные наработки специалисты отметили, в частности, запрет на любое незаконное влияние на регулятора (ст. 5), четкую процедуру обнародования проектов решений и протоколов заседаний (ст. 14), требования по открытому обсуждению проектов решений регулятора (ст. 16), процедуры рассмотрения жалоб и урегулирования споров (ст. 21). Между тем, украинцам хотелось бы получить, прежде всего, орган, который действительно защитил бы их от ценового беспредела на рынке коммунальных услуг.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді