Новая педагогическая поэма

06:08, 5 сентября 2016
Газета: 34 (352)
Чем порадует Министерство образования и науки Украины в новом учебном году...
Новая педагогическая поэма
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Чем порадует Министерство образования и науки Украины в новом учебном году


Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Уже не первый год в Украине идут дебаты относительно реформы среднего (школьного) образования. Точнее, уже более 3 лет длится активный публичный диалог по стратегии изменений в образовании. За это время десятки дискуссий состоялись на площадке парламентского Комитета по вопросам науки и образования, а впоследствии и Министерства образования и науки Украины. Как утверждают эксперты, к этим дискуссиям присоединились представители всех заинтересованных групп – педагогов, родителей, политических сил и органов власти, а также независимые эксперты и международные организации.

В июне с. г. было проведено исследование среди нескольких фокус-групп с разными целевыми аудиториями: учениками, учителями, родителями, директорами школ, представителями районных управлений образования. В результате многочисленных дискуссий, порой очень острых, появился проект нового базового закона об образовании. Сейчас этот документ ожидает повторного первого слушания в Верховной Раде (законопроект №3491-д от 04.04.2016). Кроме того, Министерство образования представило документ, предусматривающий реформу средней школы в Украине в 2016 г. В частности, первоклассники будут заниматься по новой программе уже в этом учебном году.

Кто и когда будет учить учителей?

Еще в мае, когда закончился прошлый учебный год, одной из своих первоочередных задач новый министр образования и науки Украины Лилия Гриневич назвала переход на 12-летнее школьное обучение. Тогда же был анонсирован и ряд перспективных изменений, которые должны были стартовать уже в нынешнем учебном году.

Отметим, что одна из главных претензий к школе сегодня – неинтересная учебная программа, которую дети не воспринимают, а также неумение или нежелание педагогов подавать материал креативно. Между тем, по экспертным прогнозам, в 2020 г. наиболее востребованными на рынке труда будут умение учиться в течение всей жизни, стратегическое мышление, умение ставить цели и достигать их, работать в команде, общаться в многокультурной среде. Но украинская школа не готовит к этому и именно этому научить не может. Способ обучения в наших школах не мотивирует детей учиться и развиваться. Материалы учебников направлены на теоретическое восприятие, перегружены второстепенными фактами, а дети, как показывает многолетняя практика, больше воспринимают не теоретическую, а практическую программу, признаются сами педагоги.

Вместе с тем, именно к педагогам и будут предъявляться новые требования в связи с уже утвержденными изменениями. Готовы ли они к ним, пока не смог ответить даже директор департамента общего среднего и дошкольного образования при Министерстве образования и науки Украины Юрий Кононенко. На просьбу прокомментировать ситуацию с готовностью школ и педагогов начать работу по утвержденной новой концепции в преддверии начала нового учебного года он ответил, что за эти вопросы отвечают многие профильные специалисты. Без ответа остается вопрос, за что отвечает сам чиновник. Хотя чтобы дать ответ на него, достаточно обратить внимание на даты.

Так, концепцию «Новой украинской школы», которая окончательно начнет действовать в 2018 г. и на базе которой уже с сентября с. г. ученики младшей школы должны почувствовать изменения, министр Л. Гриневич представила только 18 августа, во время педагогической конференции «Об итогах развития дошкольного, общего среднего, внешкольного и профессионально-технического образования в 2015/2016 учебном году и задачи на 2016/2017». Вот и выходит, что у самих педагогов было менее 2 недель на то, чтобы понять, осмыслить, изучить новое видение министра и уже с 1 сентября начать внедрять задуманное на практике. Хватило ли украинским учителям отведенного времени, чтобы научиться по-новому, креативно, в игровой форме учить первоклашек, станет понятно совсем скоро.

Первый раз в первый класс

Отметим, что сама представленная концепция в своей основе весьма прогрессивна. Согласно ей, в итоге школа должна будет выпускать из своих стен ответственных, грамотных граждан, патриотов своей страны, способных к инновациям. И уже с этого года первоклассники могут ощутить на себе новый подход хотя бы в общении с учителями. Как гласят новые разработки, учитель не должен вести себя как начальник – отныне он будет подавать материал в игровой форме и вести себя как мудрый старший друг, наставник. Сами же дети, впервые севшие за парты, не будут получать оценки в течение всего года (отметим, что такая практика уже существует). При этом первоклассникам будет разрешено писать карандашом, чтобы была возможность самостоятельно исправить ошибки.

Учителю новая Концепция дает больше возможностей для творческого подхода к учебному процессу, и теперь практически только от него будет зависеть, в какой форме давать ребенку знания. Однако, как уже было отмечено, времени для подготовки учителя почти не имели, поэтому родители нынешних первоклассников не очень рассчитывают на глобальные изменения. Многие уверены, что пока школа ограничится тем, что на уроке физкультуры будет отменена команда «Равняйсь! Смирно!» (поскольку чиновники решили, что она слишком военизированная), детям действительно разрешат писать карандашом и не будут задавать домашние задания.

Обсуждая эти изменения в социальных сетях, родители поделились на два лагеря: одни считают, что такой подход обеспечит плавный и безболезненный переход ребенка от детсадовского к школьному периоду, а другие убеждены, что такое попустительство приведет к тому, что у ребенка не будет вовремя сформировано чувство ответственности. Остается только экспериментальным путем доказать, кто же все-таки прав.

Стоит упомянуть и о том, что представленный вариант концепции не является окончательным – каждый может присоединиться к обсуждению и отправить свое мнение о ней, зарегистрировавшись на специальном ресурсе, адрес которого указан на официальном сайте Министерства науки и образования Украины.

12 лет – много или достаточно?

Пожалуй, самый важный аспект готовящейся реформы – 12-летняя система образования в школах. По мнению экспертов, главное преимущество такого подхода – сходство с европейской моделью образования. Это значит, что после того, как украинские школьники станут учиться в школе 12 лет, наши аттестаты будут котироваться на Западе. Кроме того, в 11-летнюю программу, по словам заместителя министра образования Инны Совсун, трудно вместить весь спектр необходимых знаний.

Несмотря на такие преимущества 12-летки, украинцы к этой идее пока относятся настороженно. По результатам опроса фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива», 70% родителей и 68% педагогов высказались против. Причем больше всего скептиков – в райцентрах и селах, где качество образования порой «хромает». И это объясняется, прежде всего, двумя причинами. Во-первых, родители признаются, что им тяжело так долго содержать детей-школьников, а затем студентов, тем более, если в семье не один ребенок. А во-вторых, не все понимают, что это за школьник в 19 лет (многие родители по-прежнему предпочитают отдавать детей в школу в 7 лет по совету педиатров), если призывной возраст в Украине – 18 лет. Наконец, и сторонники, и противники такого новшества уверены, что если качество образования останется прежним, продлевать его на лишний год точно не стоит.

Впрочем, концепция обещает, что будет не просто добавлен 12-й год – период школьного обучения будет поделен на 3 этапа. За это время ученик получит начальное, среднее и профессиональное образование. В начальной школе он будет получать знания 4 года, потом 5 лет проучится в школе базовой и еще 3 года – в старшей профильной. Причем в старшей школе ученикам дадут возможность выбирать предметы, которые они хотят изучать.

В этом новшестве, кроме явно видимых плюсов и минусов, есть и скрытая идея, отмечают эксперты. Сегодня Украина ежегодно получает огромное количество студентов, в которых не нуждается. Между тем, рабочие специальности остаются непопулярными, а уж о том, чтобы после школы сразу идти на работу, как это частенько случалось 20–30 лет назад, и вовсе никто не думает. Чиновники уверены, что такая ситуация сложилась потому, что нынешние ученики заканчивают школу чаще всего в 17 лет. Никакой работодатель не захочет взять на работу несовершеннолетнего ребенка, и родители, понимая свою ответственность перед ним, продолжают его содержать. А чтобы год не пропал, отправляют его учиться и затягивают этот процесс еще 3–5 лет. 12-летняя же система образования будет выпускать совершеннолетнего человека, способного пополнить армию трудящихся, что, собственно, отчасти и решит эту проблему.


По статистическим данным Министерства образования и науки Украины, 1 сентября впервые сели за парты 393,7 тыс. первоклассников, в т. ч. в сельской местности – 123,4 тыс. (31,3%). Продолжат обучение в 10 классе более чем 183,2 тыс. учеников, из них в сельской местности – 55,6 тыс. (30%)


Концепцию «Новой украинской школы», на базе которой ученики младшей школы должны почувствовать изменения уже с сентября с. г., министр Лилия Гриневич представила только 18 августа, во время педагогической конференции «Об итогах развития дошкольного, общего среднего, внешкольного и профессионально-технического образования в 2015/2016 учебном году и задачи на 2016/2017»


Формула «Новой украинской школы» состоит из 8 базовых компонентов:

  • новое содержание образования, основанное на формировании компетенций, необходимых для успешной самореализации в обществе;
  • педагогика, основанная на партнерстве между учеником, учителем и родителями;
  • мотивированный учитель, который имеет свободу творчества и развивается профессионально;
  • ориентация на потребности ученика в образовательном процессе;
  • сквозной процесс воспитания, который формирует ценности;
  • новая структура школы, позволяющая хорошо усвоить новое содержание учебников и приобрести компетенции для жизни;
  • децентрализация и эффективное управление, которые дадут школе реальную автономию;
  • справедливое распределение публичных средств, которое обеспечивает равный доступ всех детей к качественному образованию.

КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Сергей Горбачев, член коллегии Министерства образования и науки Украины

– Скажу, что в нашей школе №148 отношение учителей к предложенной новой концепции в основном позитивное. Дело в том, что большая часть из того, что предлагает данный документ, хорошими, грамотными учителями уже давно используется. Скажу больше: изменения в программы начальной школы предлагали именно учителя-практики, которые давно работают с детьми. Поэтому и возможность учителя быть более самостоятельным в своих действиях и решениях, отказ от давно устаревших тем принимается позитивно. Все это воспринимается как логическое продолжение общего процесса гуманизации образования. Например, у нас в школе уже состоялось педагогическое собрание, и мы решили, что не будем оценивать детей путем выставления отметок не только в первом классе, но и в первом полугодии второго. Теперь у нас есть возможность принимать такие решения на уровне школы.

Станислав Николаенко, экс-министр образования Украины

– Сегодня вряд ли кто-то может сказать с уверенностью, какой результат даст так называемое упрощение школьной программы для учеников младших классов. Только экспериментальным путем станет понятно, правильно ли выбрана концепция. Любая новация подтверждается только экспериментом. Я не могу назвать это реформой – произошло простое упрощение, которое даст возможность детям легче воспринимать учебный процесс. Сняты некоторые требования – например, по технике чтения для первоклассников или по освоению таблицы умножения. Хорошо это или плохо, не знаю. На мой взгляд, перед тем, как вводить такие новаторства по всей Украине, возможно, правильнее было бы провести эксперименты в нескольких школах в разных регионах.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва