Подводные камни шоппинга в Интернете

16:12, 18 мая 2010
Как это ни странно, но наступающие новогодние праздники приносят не только приятные хлопоты. Снова в нашу...
Подводные камни шоппинга в Интернете

Как это ни странно, но наступающие новогодние праздники приносят не только приятные хлопоты. Снова в нашу редакцию звонят расстроенные покупатели, пользующиеся услугами интернет-магазинов. Самый распространенный нарушитель прав потребителя на просторах украинского «инета», как выяснилось, магазин одежды Bon prix. Общий смысл жалоб можно свести к следующему: 1) поставленный товар не соответствует описанию в каталоге ни по цвету, ни по составу; 2) при возврате товара, требуют ксерокопии паспорта покупателя и идентификационного номера; 3) оформляют заказ нескольких вещей, упаковывая их в несколько (а не в одну) посылку; 4) долго исполняют заказ. Кроме того, покупателей интересует, могут ли они вернуть «неподошедший» им товар, если «возврат» Bon prix получит спустя более чем 14 дней.
Итак, уважаемые любители виртуального шопинга, если вы оформляете свой заказ покупок через интернет, то вам следует знать, о том, что есть положения Гражданского кодекса Украины, регулирующие сферу покупок, ЗУ «О защите прав потребителей», приказ Министерства экономики Украины от 19 апреля 2007 г. ? 103 «Об утверждении правил продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений», приказ Министерства транспорта и связи, Министерства экономики Украины от 11 июня 2008 г. ? 206/699 «Об утверждении Правил продажи товаров почтой». К сожалению, до сих пор в Украине не принято ни одного комплексного нормативного правового акта, который бы регулировал сферу интернет-торговли.
Исходя из названных источников, объясняем, что, во-первых, если компания осуществляет торговлю по образцам (т.е. по каталогу, как в нашем случае), то ее деятельность подпадает под ст. 702 ГК «Продажа товара по образцам», ст.ст. 12, 13 ЗУ «О защите прав потребителя», в силу чего, товар, ею предоставляемый должен полностью соответствовать образцам, указанным в каталоге.
Если же покупателю предоставляется товар, не соответствующий образцу и описанию, у покупателя есть все основания либо отказаться от договора, либо – замены такого товара. Обмен качественного товара, который не был в употреблении, может быть осуществлен в течение 14 дней с момента его получения. Так, если вы отправите «неподходящий» товар допустим, по окончании (главное успеть это сделать до 24-х часов последнего дня срока) 14-го дня с даты получения (и об этом будет свидетельствовать штамп на посылке), то считается, что товар вы вернули своевременно (см. ст. 255 ГК).
Далее, в соответствии с п. 1.7 Правил продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, продавец обязан вернуть уплаченные деньги без задержки не позднее 30 дней с момента уведомления покупателем о расторжении договора. В свою очередь, покупатель вправе не возвращать товар до момента возврата ему уплаченной суммы денег.
Кстати, теми же Правилами, п. 2.8 определяется  обязанность продавца доставить покупателю товар в течение приемлемого срока, но не позднее 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора. Так что, дорогие шопоголики, если вам приходится ожидать заказанного товара более 30 дней, есть все основания для расторжения договора.
Относительно отправки товара, упакованного в несколько посылок, за которые приходится платить покупателю (имеется в виду, оплату услуг по почтовой доставке), можно сказать следующее – внимательно читайте договор. На сайте Bon prix есть раздел «Условия сделок», где указано, что «в случае большого количества заказов может случиться так, что не все товары будут отправлены в одной посылке. Расходы по обработке заказа начисляются только один раз при основной поставке, несмотря на то, что заказ может быть выслан в виде нескольких посылок». Таким образом, продавец предупредил покупателя о таком «недоразумении», правда, умолчав про оплату почтовых услуг. Между прочим, Bon Prix является «Домом посылочной торговли» - именно так называет себя этот интернет-магазин на одной из страничек своего сайта. Поэтому, его деятельность обязана четко подпадать под Правила продажи товаров почтой. Так, стоимость почтового перевода (платежа) должна включать оплату стоимости товара и плату за пересылку почтового отправления. Кроме того, в соответствии с названными правилами, какие-либо затраты, связанные с возвратом товара возлагаются на субъект хозяйствования (т.е. Bon prix). Субъект хозяйствования обязан возместить затраты потребителя, возникшие в связи с возвратом товара (см. ч. 3 п. 12 и ч.4 п. 17 Правил). Так что, уважаемые интернет-покупатели, вы имеете все основания требовать от Bon prix компенсации всех ваших почтовых затрат по возврату товара.
Довольно большой интерес вызывает положения этого же раздела, касательно личных данных покупателей. Так, Bon prix «честно» предупреждает о том, что «личные данные собираются исключительно для нужд ООО Bon Prix и обрабатываются с целью реализации уставной хозяйственной деятельности фирмы, проведения промоционных и рекламных акций с соблюдением требований, касающихся защиты данных, определенных в положениях о защите личных данных». Более того, Bon Prix оставляет за собой право предоставлять эти самые личные данные своего клиента другим фирмам в рекламных  и промоционных целях. Вот тут и следует призадуматься, высылая возврат товара вместе с требуемыми ксерокопиями паспорта, да еще и индификационного номера! Ни в одном законодательном акте Украины, регулирующего розничную куплю-продажу, не закреплены ни право требовать, ни обязанность предоставить такого рода информацию. Поэтому, не выслав требуемые копии, вы не теряете права на обмен товара или возврат денег. Да и закономерен будет вопрос, о каких таких положениях защиты «личных данных» идет речь?
Если вас «кинул» Bon Prix, вы можете направить письменную претензию на адрес, указанный на сайте, причем, заказным письмом. Обращаем внимание на тот факт, что нет смысла писать на а/я в Киеве, есть на сайте полный адрес в Польше. Думается, получив такое письмо, иностранные учредители (либо администрация Bon Prix), не захочет связываться с вами в суде и удовлетворит все ваши требования.
Ну и в завершении «шопинг-ликбеза», конечно же, хотелось бы пожелать не только удачных покупок, но и удачной реализации вами своих прав потребителей.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Давление на судей: как реагирует Высший совет правосудия
Видео
Новости онлайн