"Бытофория" вместо техники: как вернуть ее обратно

17:13, 17 июня 2010
Отечественные магазины бытовой техники – это магазины бытовых проблем и правовых
"Бытофория" вместо техники: как вернуть ее обратно

Отечественные магазины бытовой техники – это магазины бытовых проблем и правовых «разборок» для знающего. Наверное, именно эти торговые предприятия создают на ровном месте массу проблем для потребителей. Думается, не осталось в Украине ни одного гражданина, который приобретя аудио или –видеотехнику, бытовые приборы, не столкнулся с тем, что, жителям цивилизованных стран даже в страшном сне приснится не могло. Речь идет о правах потребителей, вернее о фактическом бесправии украинского потребителя. Не будем обращать внимание на, мягко говоря,  некорректное поведение продавцов, достаточно лишь вспомнить, как приобретался товар, и как он затем обменивался (в силу того, что не успел проработать и недели).

«Судебно-юридическая газета» уже не раз рассказывала о правах потребителя, предусмотренных действующим законодательством. Хотелось бы еще раз обратить внимание читателя на некоторые «тонкости», содержащиеся в ЗУ «О защите прав потребителей» (далее - Закон). Итак, реализовывая вам товар, продавец обязан «рассказать-показать» все, на что он (товар) способен. Такая «святая» обязанность продавца закреплена ст. 4 («Права и обязанности потребителей») Закона. В частности, названная норма дает право покупателю во время приобретения, заказа или использования продукции (для удовлетворения своих личных потребностей) получить не только качественную продукцию и обслуживание, но и необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также  о ее производителе. Кроме того, ч. 3 ст. 4, определяя обязанности потребителя, указывает: «перед началом эксплуатации товара внимательно ознакомиться с правилами эксплуатации, изложенными в предоставленной производителем (продавцом, исполнителем) документации  на товар». В том случае, если вы нуждаетесь в разъяснениях условий и правил использования товара, в соответствии с п.2 ч. 3 ст. 4 Закона, вы просто обязаны «до начала использования товара обратиться за разъяснениями к продавцу (производителю, исполнителю) или другому указанному в эксплуатационной документации лицу, выполняющих их функции». Как-то на память приходит один из довольно известных магазинов, реализующих строительные материалы и бытовую технику (название упоминать не будем, так сказать, во избежание обвинений в «заказной» статье). Так вот, в указанном торговом предприятии, буквально, при входе расположен центр оформления гарантий. В этом центре за компьютером сидит «дядечка», который «штампует» гарантии на реализованный магазином товар. Примечательно то, что проверить качество купленного, можно, но только самостоятельно (об этом свидетельствует соответствующее объявление), т.к. на все ваши просьбы, дескать, не могли бы вы собрать нам то-то и то-то, он отвечает: «А откуда я знаю как? Вам надо – вы и собирайте». Кстати, консультант в центре торгового зала, на ваш вопрос, мол, а «агрегат» рабочий, безапелляционно отвечает: «Конечно!». Вот и приходится верить на слово. Приходя домой, попыхтев пару часиков, вам удается собрать все детали, включить в розетку, и вы понимаете, что…Правильно, «покупка века» не работает. Вновь разбираете, собираете все «бумажки» (гарантийный талон, чек) и возвращаетесь к продавцу. Дальше развитие событий неоднозначное – все зависит от репутации продавца и вашей осведомленности о его  обязанностях. Если «мнение» магазина о себе хромает, то вас отправляют по адресу, указанному в гарантии – сервисный центр. Если вам повезло, и вы выбрали «порядочного» продавца, то товар принимают и проводят экспертизу. Понятно, что во втором варианте далее, как правило,  следует заключение экспертов (кстати, вы можете потребовать проведения независимой экспертизы с вашим участием) и дальнейшая судьба товара и ваших денег, за него уплаченных, зависит от обоснованного мнения специалистов.

В первом же случае, вы, покупатель, обязаны знать, что существует ст. 8 Закона, согласно которой потребителю предоставлено право в случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков приобретенного товара потребовать от продавца: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения расходов на устранение недостатков товара (ч. 1 ст. 8). Кстати, хотелось бы отметить, что «рубить с плеча», требуя расторжения договора (иными словами, тебе – товар, а мне - деньги) можно лишь, если аналогичного товара нет либо товар имеет существенные недостатки (например, производственный брак, который устранить не возможно). Далее, на все заявления продавца о вашем походе в сервисный центр, вы должны апеллировать к ч. 3 ст. 8 Закона. Согласно этой нормы требования потребителя (изложенные выше) предъявляются на выбор потребителя продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию, которое удовлетворяет эти требования по месту нахождения потребителя. Таким образом, если вас отправляют в сервисный центр, расположенный в другом городе, то следовать указанному направлению, совсем не обязательно. Кроме того, этой же статьей предусмотрено, что ваши требования «по месту нахождения потребителя удовлетворяют также созданные владельцем продавца торговые предприятия и филиалы, осуществляющие продажу аналогичных приобретенных потребителем товаров, или предприятия, на которые такие функции возложены». При отказе от удовлетворения ваших законных (!) требований, ссылайтесь на ч. 5 ст. 8, цитируя: «продавец, производитель (предприятие, удовлетворяющее требования потребителя) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования».

Между прочим, совсем не обязательно, тянуть на себе бытовой прибор, вес которого превышает 5 кг. Такое правило также содержится в ч. 5 ст. 8: «Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом свыше 5 кг продавцу, производителю (предприятию, удовлетворяющему требования потребителя) и их возвращение потребителю осуществляется за счет продавца, производителя (предприятия, удовлетворяющего требования потребителя)».

Если продавец вас «не слышит», тогда предоставьте ему возможность прочитать все ваши требования, изложенные в заявлении-претензии (о порядке подачи, содержании претензии и последствиях ее предъявления «Судебно-юридическая газета» уже рассказывала ранее). Да, и не забывайте о территориальных управлениях защиты потребителей, информация о которых размещена, практически, на всех торговых объектах.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
youtube video name
Фото
Видео
Новости онлайн