У граждан отныне могут забирать квартиры за любой долг свыше 9410 грн.

10:00, 11 марта 2011
У граждан отныне могут забирать квартиры за любой долг свыше 9410 грн.
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 

8 марта вступает в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)». Закон в значительной мере расширяет права государственных исполнителей, предоставляя им дополнительные полномочия, открывает доступ ко всем реестрам, в т. ч. и электронным, касающимся имущества физических и юридических лиц. Можно говорить о том, что скоро госисполнителей будут бояться так же, как и коллекторов, «выбивающих» долги по оплате коммунальных учлуг, а и без того невысокий уровень доверия к исполнительной службе вообще сойдет на нет.

 

 

Уже есть сотни и тысячи примеров, когда людей, у которых нет альтернативного жилья, просто выкидывают из дома, причем и вместе с детьми, и инвалидов. Известно о 21 случае самоубийства из-за кредитов в Украине. А есть примеры, когда люди от безысходности стреляют в государственных исполнителей. Однако все эти факты не заставили народных депутатов пересмотреть свои позиции  в отношении проблемных кредитов.

Согласитесь, трудно воспринимать всерьез норму о том, что «если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает 10 размеров минимальной заработной платы, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено это жилье, не осуществляется». То есть если сейчас минимальная зарплата составляет 941 грн., то сумма долга должна превышать 9 410 грн., чтобы исполнительная служба могла забрать вашу квартиру. Должникам по ипотеке указанная сумма покажется смехотворной, и эта норма едва ли защитит их от банка. Что еще ожидает «нерадивых» должников, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

 

 

Основной новацией измененного законодательства об исполнительной службе является то, что если раньше арест должен был накладываться на имущество только в пределах суммы долга, то теперь формулировка изменена, и государственный исполнитель сможет накладывать арест на имущество намного большей стоимости. Изъятие арестованного имущества с передачей его для реализации осуществляется в срок, установленный государственным исполнителем, но не ранее, чем через пять дней после наложения ареста. Продукты и другие вещи, которые быстро портятся, изымаются и передаются для продажи немедленно после наложения ареста.

 

 

В закон также добавлена норма, по которой банкам и другим кредиторам дается дополнительное право требовать наложения ареста на имущество должника даже на стадии исполнительного производства, если перед этим суд отказался накладывать такой арест. В статье 19 Закона появилась формулировка, что «в заявлении об открытии исполнительного производства по исполнению решения об имущественном взыскании взыскатель имеет право просить государственного исполнителя наложить арест на имущество и денежные средства должника и объявить запрет на его отчуждение».

 

 

При этом скрыться от пристального ока госисполнителя теперь невозможно, поскольку должника могут не выпустить за границу из-за кредитного обязательства, причем как его личного, так и его предприятия. Так, в законе появилось дополнительное право для исполнителя «в случае уклонения должника от выполнения обязательств обращаться в суд за установлением временного ограничения в праве выезда должника-физического лица или руководителя должника-юридического лица за пределы Украины – до исполнения обязательств по решению».

 

 

Еще одно интересное новшество представляет собой шаг к практическому объединению государственных исполнителей с «коллекторским явлением» в Украине. Теперь закон дает возможность исполнителям «при необходимости привлекать к проведению или организации исполнительных действий субъектов хозяйствования, в т. ч. на платной основе, за счет авансового взноса взыскателя». То есть за счет банка или другого взыскателя госисполнитель сможет напрямую совершенно законно нанять коллектора, который будет терроризировать должника днем и ночью. А все мы знаем, что эти «специалисты» применяют методы, мягко говоря, на грани законности.

 

Чья идея и зачем?

 

 

Сейчас свыше 2 млн людей имеют проблемы в банковской сфере. Такие цифры озвучивают международные эксперты, которые анализировали ситуацию в Украине по просьбе Национального банка. Более того, около 70% людей, которые получили кредиты, частично или полностью не платят по ним. Поднятие курса валют привело к неплатежеспособности большей части заемщиков. А это, в свою очередь, привело к тому, что банки, не имея другого способа вернуть долги, кроме как забрать залоговое имущество, решили забирать у людей последнее. «Не секрет, что в Верховной Раде 120 депутатов, которые связаны с банками. Считаю, что это их работа, – отмечает президент Всеукраинской антиколлекторской ассоциации «Ваша надежда» Ф. Алексюк. – Этот закон – односторонняя помощь банкамв том, чтобы быстрее забрать имущество. Ничего реально не меняется».

 

 

Еще один важный момент. До сих пор, если должник не пускал исполнителя в квартиру, тот должен был обратиться в милицию и и мог войти только в ее сотрудниками. По новому же закону госисполнитель имеет право войти в квартиру заемщика с милицией и без, хотя никто не отменял конституционную норму о неприкосновенности жилища.

 

 

В свою очередь, зампредседателя профильного парламентского Комитета Станислав Аржевитин комментирует ситуацию следующим образом: «Нормы этого закона будут действовать более с психологической точки зрения. Общество должно, наконец, понять: перед тем, как брать кредит, надо подумать, «потянешь» ты его. А у нас можно судиться по несколько лет как в одну, так и в другую сторону. В Европе, если человек берет кредит, у него и в мыслях нет, как сделать так, чтобы избежать его возвращения, а в Украине вы можете в любой газете прочитать объявление вроде «дадим консультации, как не выплачивать кредит».

 

А выход есть?

 

 

Если мы посмотрим на практику других стран, то придем к выводу, что у нас пошли по неправильному пути. За границей государство, банки и заемщики имеют солидарную ответственность, т.е. риски, которые произошли во времена кризиса, берут на себя пропорционально. У нас же не так. Банковская сфера сейчас заявляет, что уже пережила кризис. Но банки пережили его за счет простого населения, которое сейчас на грани социального взрыва.

 

 

«Выгонять людей из квартир недопустимо, потому что мало того, что люди не имеют другого жилья, но многие еще лишились работы, а у тех, у кого она осталась, упали доходы, а плата за коммунальные услуги повысилась. Ужесточение методов ни к чему хорошему не приведет, скорее, наоборот – возрастет напряжение и в конечном итоге может реализоваться сценарий, как тот, что происходит сейчас в восточных странах. Это глупо и неправильно – сдирать последнюю шкуру с тех, кто уже не может платить», – утверждают правозащитники.

 

 

И все же выход из ситуации есть. Необходимо ввести мораторий (на 1 год) на действие некоторых норм Закона об исполнительной службе и создать оргкомитет, в рамках которого посадить за стол переговоров банки, представителей законодательной и исполнительной власти и общественные организации. Чтобы эти вопросы конструктивно решить, нужно разработать комплексный подход к защите заемщиков и вкладчиков в банковской сфере. Если это произойдет, все будут довольны: в банки вернется вкладчик, а это до 100 млрд долларов США, находящихся на руках у людей, а должники, получив реструктуризацию своих кредитов, наконец осознают, что больше шутить с кредитами нельзя.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді