Правовые аспекты начисления пенсии

10:26, 18 марта 2011
В жизни каждого человека наступает долгожданный период, когда не надо ждать звонка будильника, впопыхах...
Правовые аспекты начисления пенсии

В жизни каждого человека наступает долгожданный период, когда не надо ждать звонка будильника, впопыхах собираться и ехать в утреннем переполненном транспорте, за минуту до начала рабочего дня врываться в кабинет. Нет, речь идет не об отпуске, а о заслуженном отдыхе, имя которому Пенсия.

 

Несмотря на то, что о пенсии многие задумываются еще на заре своей трудовой деятельности, когда приходит время, возникают вопросы, скажем так, прикладного характера. К примеру, как оформить пенсию, как не прогадать с коэффициентом, когда и куда обратиться за начислением и многое другое. «Судебно-юридическая газета» решила помочь будущим пенсионерам, дав некоторые руководства и разъяснения по оформлению пенсии.


Виды пенсий


Согласно ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (в ред. от 9 февраля 2011 г., далее – Закон) система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней: солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (солидарная система), накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (накопительная система) и система негосударственного пенсионного обеспечения. Так уж сложилось, что основная часть населения получает пенсию согласно солидарной системе (к негосударственным пенсионным фондам украинцы до сих пор относятся с изрядной долей скепсиса).


Как известно, солидарная система базируется на выплате пенсий и предоставлении социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда Украины. Из этого фонда, согласно ст. 9 Закона, могут быть назначены такие пенсии, как: пенсия по возрасту, пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства), пенсия в связи с утратой кормильца. Но не следует путать пенсионные системы и виды пенсионных выплат: если гражданину можно получать пенсии из разных уровней системы, то сама пенсионная выплата может быть одной-единственной. Об этом говорит ст. 10 Закона: «Лицу, имеющему одновременно право на разные виды пенсий (по возрасту, по инвалидности, в связи с утратой кормильца), назначается один их этих видов пенсий по его выбору». Так что, принимая решение, нужно взвесить все «за» и «против» и подсчитать, какую пенсию получать выгоднее.


Поспешишь – людей насмешишь


Гнать горячку и спешить собирать все необходимые документы за год до «праздника со слезами на глазах» не следует. В соответствие с ч. 2 ст. 44 Закона заявление о назначении пенсии по возрасту может быть подано застрахованным лицом не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста. Однако, согласно Порядку предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий, утв. Постановлением Правления ПФУ от 25.11.2005 ? 22-1 (в ред. от 22.01.2010) (далее – Порядок) обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, но не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста. Поэтому мужчинам, согласно ст. 60 Закона, можно начинать беспокоиться о статусе пенсионера за месяц до 60-летия, а женщинам – до 55-летия или в любое другое время после юбилея.


При этом днем обращения за пенсией будет считаться день принятия органом, оформляющим пенсию, заявления о ее назначении, а в том случае, если заявление направляется по почте, то таким днем будет считаться дата, обозначенная на почтовом штампе места отправления заявления (п. 5 Порядка).


Что должен включать в себя пакет документов


В зависимости от того, оформляет пенсию работающий гражданин (-ка) или домохозяйка (-ин), названным Порядком предусматриваются два «адреса» для обращения с заявлением о назначении пенсии. Неработающим гражданам необходимо обратиться в орган, назначающий пенсию по месту жительства (регистрации). Кстати, совсем не обязательно обращаться лично: и Законом, и Порядком предусматривается право будущего пенсионера оформить пенсию через своего представителя, выдав последнему нотариальную доверенность. Для тех, кто еще «в строю», Порядком предусмотрена подача заявления о назначении пенсии в управление ПФУ через уполномоченное должностное лицо предприятия, учреждения, организации, где этот гражданин работает (как правило, такими вопросами ведают бухгалтерия и отдел кадров). Разумеется, по желанию работник может подать заявление и лично по месту своего жительства.


Касательно формальной стороны вопроса, то документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть поданы как в оригиналах, так и в нотариально засвидетельствованных копиях (или заверенные администрацией предприятия, подающего документы заявителя на назначении пенсии или органом, назначающим пенсию). Однако документы о стаже, возрасте и заработной плате подаются только в оригиналах. В том случае, если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается ее копия, удостоверенная администрацией предприятия по месту последней работы или органом, назначающим пенсию (п. 30 Порядка).


Для оформления пенсии по возрасту необходимо собрать следующие документы: 1) справка налоговой администрации о присвоении идентификационного номера заявителю; 2) трудовая книжка или документы о стаже (при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней) – причем за период работы, начиная с 01.01.2004, отдел персонифицированного учета органа, назначающего пенсию, выдает справку из базы данных; 3) справка о заработной плате за период страхового стажа до 01.07.2000, а начиная с 01.07.2000 – индивидуальные сведения о застрахованном лице, которые выдаются отделом персонифицированного учета по форме; 4) документы о месте жительства (регистрации); 5) документы, свидетельствующие об особом статусе лица, например, «чернобыльское» удостоверение.


Разумеется, кроме перечисленного, «пенсионный пакет» включает копию паспорта, в некоторых случаях копию документа об образовании, если, к примеру, заявитель обучался на дневной форме обучения, копию свидетельства о рождении ребенка, копию свидетельства о заключении брака (при смене фамилии). Кроме того, если заявитель является лицом неработающим, то ему необходимо предоставить также и справку из налоговых органов о том, состоит ли на учете как субъект предпринимательской деятельности, об источниках доходов с 01.07.2000 по дату подачи заявления.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали руководство нового Верховного Суда
Новости онлайн