Получение гражданства Украины: проблемы и пути их решения

12:02, 25 сентября 2011
Украинские парламентарии в
Получение гражданства Украины: проблемы и пути их решения

Украинские парламентарии в вопросах гражданства Украины на редкость неизобретательны. Невольно складывается впечатление, что проблем в связи с этим правовым режимом может быть всего две – ужесточение процедуры выдачи гражданства и ответственность за сокрытие двойного гражданства. Обе эти темы народные депутаты эксплуатируют регулярно, но – увы! – неэффективно. В причинах неразрешимости вопросов украинского гражданства разбиралась «Судебно-юридическая газета».

 

Европеизация норм

 

Новая сессия Верховной Рады ознаменовалась целым рядом актуальных законопроектов. В частности, интерес общественности вызвал проект закона о внесении изменений в ЗУ «О гражданстве Украины» (относительно приведения норм национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами) №8090 от 08.02.2011, разработанный с целью совершенствования действующего законодательства Украины в сфере получения гражданства Украины иностранцами и лицами без гражданства.

 

Законопроектом №8090 предполагается дополнить перечень условий выдачи гражданства Украины прохождением письменного и устного тестирования на знание разделов Конституции о правах, обязанностях человека и гражданина, о выборах, об органах власти и правосудия.

 

По словам народного депутата Андрея Парубия, участвовавшего в разработке проекта, «сегодня эта тенденция является общей для всех стран Европейского Союза. Ведь те проблемы, которые возникают в последнее время во Франции, Великобритании, в большой мере были вызваны тем, что в свое время их законы позволяли принять гражданство для многих лиц, которые не были адаптированы к этим обществам. В последнее время в Европейском Союзе распространяется тенденция, когда принимаются законопроекты, ужесточающие требования к получению гражданства в той или иной стране. В некоторых странах эти требования особенно жесткие».

 

Действующая на сегодняшний день редакция Закона содержит требование по знанию государственного языка при получении гражданства, но не определяет уровень такого знания. «Это дает основания для коррупции, поскольку низшие чиновники на свое усмотрение могут определять, знает ли человек на достаточном уровне государственный язык. То же касается и знания Конституции Украины», – считает А. Парубий. По его мнению, введение механизма письменного тестирования на знание государственного языка и основных положений Конституции может решить проблему по реализации контрольных функций государства в этой сфере.

 

Кроме того, конкретизация суммы законных источников существования (в размере не ниже прожиточного минимума), которую должны подтвердить иностранцы, призвана способствовать превентивному решению возможных экономических вопросов, сопряженных с получением гражданства. «Если человек не сможет освоить язык и знание Конституции, он не сможет адаптироваться в украинское общество», – пояснил свою позицию Парубий. Он также подчеркнул, что в законопроекте нет каких-либо политических аспектов – целью инициативы является исключительно адаптация украинского законодательства к европейскому.

 

Депутаты не могли не признать, что такая норма действует в большинстве европейских стран, и во время дискуссии высказывались в поддержку законопроекта. Несмотря на это, а также на рекомендацию к принятию Комитетом по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, законопроект не набрал необходимого количества голосов: «за» проголосовали только 116 депутатов, зарегистрированных в сессионном зале.

 

Двойное гражданство

 

Гражданство Украины – постоянная и неограниченная правовая связь лица с украинским государством, основанная на юридическом признании государством этого лица гражданином Украины, вследствие чего лицо и государство приобретают взаимные права. Законодательными актами урегулирования отношений в этой сфере являются Конституции Украины, законы Украины «О гражданстве Украины», «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства». Именно эти нормативные документы формируют у мигрантов основополагающие знания об Украине как о суверенном, демократическом, правовом и социальном государстве.

 

Ст. 4 Конституции исключает двойное гражданство. Но в Украине проживает немало лиц, имеющих двойное гражданство, поскольку нет механизма контроля за исполнением нормы, и за 20 лет никого ни разу не привлекли к ответственности за невыполнение данной нормы Конституции.

 

Предпринятые в 2009–2010 г. попытки ввести уголовную ответственность за сокрытие двойного гражданства ни к чему не привели – депутаты неизменно возвращались к тому, что со стремлением европеизировать законодательство такие инициативы несовместимы. В мире полно стран, которые не запрещают двойное гражданство. Среди них США, Канада, Великобритания и другие государства, обеспечивающие своим гражданам высокий уровень жизни, чего не скажешь об Украине, экономика которой по-прежнему развивается. В соседней Польше наличие иностранного гражданства у граждан государство игнорирует, т. е. гражданин Польши для польского государства – исключительно гражданин Польши, и иностранное гражданство ни от чего его не освобождает и ни к чему не обязывает. При этом поляк может иметь хоть сотню паспортов, но наличие польского паспорта все равно сделает его поляком.

 

Украине же постоянно приходится беспокоиться о том, чтобы не лишиться граждан. В 90-х годах, принимая Конституцию, правительство боялось, что многие украинцы эмигрируют в Россию, отсюда и четвертая статья. Несмотря на предпринятые властями усилия, многие украинцы все же приняли гражданство РФ в период 2004–2009 гг. – в течение действия Закона об упрощенном получении российского гражданства. На Закарпатье с 2010 г., когда венгерский парламент внес поправки к закону о гражданстве и дал право получать гражданство всем заграничным венграм, украинцы становятся венграми. Речь идет о полноценном паспорте гражданина ЕС, с которым можно работать и пользоваться льготами даже в Старой Европе. Причем получить такой документ намного проще, чем «зеленый паспорт», позволяющий извлечь из этнической связи с Венгрией лишь частичную выгоду. По мнению большинства венгров, на сегодняшний день Венгрия граничит с Венгрией, а не с Украиной, так как Закарпатье – территория, оторванная от Австро-Венгрии в 1920 г. в результате Трианонского договора, заключенного по окончании Первой мировой войны. Что касается россиян, то наши культурные связи настолько тесны, что разобраться в них уже невозможно.

 

Но нельзя забывать и о том, что территория Украины долго и активно использовалась для незаконного транзита людей из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы. Оценки масштабов нелегальной миграции в Украине существенно различаются: от нескольких десятков тысяч до 1,6 млн человек. По данным органов внутренних дел, около трети иностранцев, приезжающих в Украину с целью обучения, не появляются в вузах. Вместо этого они старательно способствуют улучшению демографической ситуации в стране, по ходу дела занижая уровень жизни.

 

По оценкам экспертов, двойное гражданство имеют от 60 до 250 тыс. украинцев. В соответствии со ст. 4 Конституции, эти люди должны были сдать свои украинские паспорта. Гражданство в Украине остается единым. Более того, в парламенте опять появился законопроект об усложнении требований вступления в него.

 

Туманное будущее

 

В итоге ситуация складывается более чем двусмысленная – с одной стороны, Украина не хочет терять своих граждан, с другой – не жалует тех, кого может приобрести в качестве таковых. Между тем, чтобы стать венгром (т. е. полноправным европейцем), нужно всего лишь присягнуть на верность Венгрии. Спрашивается: о каком соответствии европейским стандартам говорится в украинском законопроекте №8090?

 

С каждым годом все более очевидно: Украина оказалась в эпицентре проблем с гражданством. В комплексе их решить невозможно, потому что для этого нужно определиться во многих первостепенных вопросах, с выдачей гражданства связанных прочно, но косвенно. Остается только никого не впускать и не выпускать – срединный путь изоляции, который привел к упадку не одну страну третьего мира. Но если двигаться от главного к второстепенному, а не наоборот, все проблемы можно решить.

 

Если взять, к примеру, ту же Германию, то для нее крайне важно сдерживать нелегальную турецкую миграцию внутрь страны (в Турции с бипатридами все обстоит наоборот – «многопаспортность» граждан в европейском направлении приветствуется). Впрочем, даже у немцев есть свои хитрые ходы по получению двух паспортов – например, через брак с иностранцем. Тогда гражданин Германии вполне легально может быть обладателем двух паспортов, не отказываясь от немецкого гражданства. Аналогично гибкая ситуация в Испании, где также запрещен институт двойного гражданства, но, опять же, на все есть свои лазейки. Хотя это правило не касается, например, жителей бывших колоний Латинской Америки (массу примеров можно привести с известными футболистами из этих стран, в т. ч. из Бразилии, которая формально не была испанской колонией).

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как собеседуют кандидатов в Верховный Суд
Фото
Видео
Новости онлайн