«О Высшем совете правосудия»: что предусмотрено новым проектом закона?

15:38, 18 июля 2016
В этот раз на обсуждение был вынесен проект закона «О Высшем совете правосудия», который необходимо будет принять в связи с внесением изменений в Конституцию в части правосудия.
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

23 июня состоялось очередное заседание Совета по вопросам судебной реформы при Администрации Президента. В этот раз на обсуждение был вынесен проект закона «О Высшем совете правосудия», который необходимо будет принять в связи с внесением изменений в Конституцию в части правосудия. Данный проект оказался в распоряжении «Судебно-юридической газеты». В его ст. 1 говорится, что Высший совет правосудия является коллегиальным, независимым конституционным органом судейского управления, который на постоянной основе действует в системе правосудия Украины для обеспечения формирования и деятельности добросовестного, высокопрофессионального, независимого корпуса судей, соблюдения закона и этики в деятельности судей и прокуроров. ВСП создается путем реорганизации Высшего совета юстиции.

Широкие полномочия и переходной период

Согласно ст. 3 проекта, полномочия ВСП значительно расширены по сравнению с ныне действующим Высшим советом юстиции. Так, ВСП, помимо того, что вносит представление о назначении судьи, принимает решение относительно нарушения судьей или прокурором требований относительно несовместимости, рассматривает жалобы на решения соответствующих органов о привлечении судьи или прокурора к дисциплинарной ответственности, также:

  • принимает решение об увольнении судьи с должности;
  • создает органы для рассмотрения дел относительно дисциплинарной ответственности судей;
  • предоставляет разрешение на задержание судьи или содержание его под стражей или арестом;
  • принимает решение о временном отстранении судьи от осуществления правосудия;
  • принимает меры для обеспечения независимости судей;
  • принимает решение о переводе судьи из одного суда в другой, о командировании его в другой суд того же уровня и специализации;
  • принимает решение о прекращении отставки судьи;
  • согласовывает количество судей в суде;
  • утверждает положение о Единой судебной информационной (автоматизированной) системе, положение о Государственной судебной администрации и типовое положение о ее теруправлении, положение о Службе судебной охраны, положение о проведении конкурсов для назначения на должности госслужащих в судах, органах и учреждениях системы правосудия, положение о комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы в системе правосудия;
  • согласовывает обязательные к рассмотрению консультативные выводы относительно законопроектов по вопросам создания, реорганизации и ликвидации судов, статуса судей и судоустройства;
  • принимает участие в определении расходов Госбюджета на содержание судов, органов и учреждений системы правосудия;
  • по представлению ГСА утверждает нормативы кадрового, финансового, материально-технического и другого обеспечения судов (это полномочие пока обсуждается);
  • согласовывает перераспределение бюджетных расходов между судами, кроме Верховного Суда;
  • назначает и увольняет с должности главу ГСА и его заместителей;
  • по представлению председателя Государственной судебной администрации определяет граничную численность работников ГСА и ее теруправлений;
  • координирует публичные коммуникации органов и учреждений системы правосудия;
  • обобщает предложения судов, органов и учреждений системы правосудия относительно законодательства об их статусе и функционировании и т. д.

Отметим, что полномочия по переводу судей из одного суда в другой ВСП обретет через 2 года после вступления в силу Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)». До этого перевод осуществляет Президент по представлению ВСП, которое вносится на основании и в рамках рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины или на основании представления дисциплинарной палаты ВСП.

Что касается переходного периода, под вопросом пока также норма «Переходных положений» проекта, согласно которой материалы и представления ВСЮ о назначении судей сроком на 5 лет, не рассмотренные до дня вступления в силу нового закона, возвращаются в ВСП для решения вопроса о назначении судей на должности. Материалы и представления ВСЮ об увольнении судей, по которым не принято решение Президентом Украины или Верховной Радой, возвращаются в ВСП для принятия решения в соответствии с процедурой, определенной этим законом.

Состав и полномочность

Как известно, Высший совет правосудия будет состоять из 21 члена, из которых 10 избирает съезд судей из числа судей или судей в отставке, 2 назначает Президент, 2 избирает ВР, 2 – съезд адвокатов, 2 – всеукраинская конференция прокуроров, 2 – съезд представителей вузов и научных учреждений. Председатель ВСУ входит в ВСП по должности. Члены ВСП назначаются сроком на 4 года и не могут оставаться на должности больше 2 сроков подряд. В случае, если из-за окончания полномочий члена ВСП он становится неполномочным, он продолжает выполнять свои полномочия до назначения другого лица или возобновления полномочности ВСП. Полномочным ВСП становится при условии избрания на должности не менее 15 членов, среди которых большинство составляют судьи (включая судей в отставке), и принятия ими присяги. Председатель ВСП избирается сроком на 2 года.

В целом требования к членам ВСП и порядок их избрания во многом совпадают с теми, которые установлены нынешней редакцией Закона «О Высшем совете юстиции». Впрочем, есть некоторые уточнения. В частности, на время осуществления адвокатом полномочий члена ВСП он должен приостановить адвокатскую деятельность и участие в органах адвокатского самоуправления (напомним, не так давно Высший административный суд Украиныотказал в иске о признании неправомерным непроведения проверки относительно требований несовместимости члена ВСЮ и секретаря Совета адвокатов Павла Гречковского и обязательстве вынести решение о внесении на съезд адвокатов представления о прекращении его полномочий в полном объеме в связи с несовместимостью). Кроме того, члены ВСП не могут относиться к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь любой представительский мандат.

Члены ВСЮ, назначенные до вступления в силу нового закона, обретают статус членов Высшего совета правосудия (эта норма «Переходных положений» тоже пока под вопросом) и осуществляют свои полномочия в течение срока, на который они были назначены, но не дольше, чем до 30 апреля 2019 г. Министр юстиции и Генпрокурор прекращают свои полномочия как члены ВСЮ со дня вступления в силу нового закона.

Немаловажный момент касается и обретения полномочности ВСП. Напомним, после Революции Достоинства было немало горячих моментов, касающихся избрания нового состава Высшего совета юстиции. В «Переходных положениях» нового закона прописан определенный «предохранитель»: если на день вступления в силу нового закона соответствующий субъект не назначил то количество членов ВСЮ, которое должен был назначить, членов ВСП на соответствующие вакантные должности избирает съезд судей Украины в рамках определенного Конституцией количества членов ВСП, которые избираются съездом судей Украины.

Что касается размера вознаграждения члена ВСП, он устанавливается в размере должностного оклада судьи Верховного Суда с коэффициентом 1,5 (что немало с учетом общего задекларированного повышения судейского вознаграждения). Размер вознаграждения члена ВСП, который является судьей, равняется сумме его судейского вознаграждения, если она превышает размер должностного оклада судьи ВСУ с коэффициентом 1,5. Однако в «Переходных положениях» предлагается определить (снова спорная норма), что до 1 января 2017 г. должностной оклад члена ВСП устанавливается в размере, определенном на день вступления в силу этого закона.

Обжалование решений ВСП

Для рассмотрения дел относительно дисциплинарной ответственности судей ВСП создает дисциплинарные палаты из числа членов Совета, в которые входят, как минимум, по 4 человека, из которых не менее 2 должны быть судьями или судьями в отставке. А согласно ст. 28 проекта, создается служба дисциплинарных инспекторов, которая формируется из лиц с полным высшим юридическим образованием и стажем профессиональной деятельности в сфере права более 5 лет. Относительно статуса таких инспекторов и порядка назначения их на должности пока идут дискуссии: предлагается, чтобы инспекторы не были госслужащими, их статус и особенности работы определялись «Положением об инспекторе ВСП», а назначались они главой ВСП с учетом предложения соответствующего члена Совета.

Заседания ВСП и его палат проводятся открыто за исключением случаев наличия определенных законом оснований для проведения закрытых заседаний. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством от состава Высшего совета правосудия или соответствующей палаты. Заседание Совета или его палаты является полномочным, если в нем принимают участие большинство состава ВСП или палаты. Решения при этом принимаются большинством голосов участников заседания, если иное не предусмотрено законом.

Под вопросом остается пока и процедура обжалования решений ВСП. В ст. 35 проекта предлагается, чтобы решение Высшего совета правосудия, принятое в его пленарном составе, могло быть обжаловано в Верховный Суд в течение 30 дней со дня принятия, однако такое обжалование не останавливает выполнение решения. Кроме того, указано, что решение дисциплинарной палаты Высшего совета правосудия обжалуется в ВСП, который рассматривает такую жалобу в пленарном составе.

Дисциплинарное производство

Дисциплинарное производство начинается по жалобе относительно дисциплинарного проступка судьи, поданной в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей». Член дисциплинарной палаты, определенный для предварительной проверки (докладчик), изучает жалобу и при отсутствии оснований для ее возвращения собирает в случае необходимости информацию, документы и т. д. и составляет мотивированный вывод с предложением об открытии или отказе в открытии дисциплинарного дела. После этого дисциплинарная палата рассматривает вывод докладчика без вызова судьи и лица, которое подало жалобу, и по результатам рассмотрения принимает решение об открытии или отказе в открытии дисциплинарного дела. Решение об открытии обжалованию не подлежит, а если принято решение об отказе, член дисциплинарной палаты, несогласный с таким решением, может требовать передачи его на утверждение ВСП.

Рассмотрение дисциплинарного дела проводится на открытом заседании дисциплинарной палаты при участии судьи, жалобщика и их представителей. В случае невозможности по уважительным причинам принять участие в заседании судья может заявить ходатайство о переносе рассмотрения, но повторная неявка, независимо от причин, уже не препятствует рассмотрению дела. Под вопросом пока положение о том, что если в процессе рассмотрения дисциплинарная палата придет к выводу о наличии дисциплинарного проступка в деяниях других судей, она может принять решение об открытии в отношении них дисциплинарного дела по собственной инициативе.

По результатам рассмотрения дела дисциплинарная палата простым большинством голосов принимает решение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности или об отказе в таковом. В этом решении палата может установить и порядок его выполнения. Судья имеет право обжаловать решение ДП в Высший совет правосудия, а жалобщик получает такое право лишь при наличии соответствующего разрешения ДП. Подача жалобы на решение ДП о привлечении судьи к ответственности останавливает применение дисциплинарного взыскания. Со дня принятия ДП решения о применении дисциплинарного взыскания в виде представления об увольнении судьи судья автоматически отстраняется от осуществления правосудия.

Отметим, что по итогам рассмотрения жалобы на решение ДП Высший совет правосудия имеет право отменить решение ДП как полностью, так и частично, приняв новое.

Комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы

При Высшем совете правосудия создается также комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы в системе правосудия, в состав которой входит 2 члена ВСП и 2 члена ВККС, которые не являются судьями или судьями в отставке, 2 члена Совета судей Украины и 3 судьи Верховного Суда. Эта комиссия будет осуществлять полномочия, определенные для нее Законом «О государственной службе» по отношению к госслужащим в системе правосудия. Напомним, недавно Кабмин утвердил положение, согласно которому данная комиссия будет проводить конкурсные отборы на должности высшего корпуса государственной службы (должности государственной службы категории А), осуществлять дисциплинарные производства в отношении них, а также гарантировать и защищать их права.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді