Как проходит тайная проверка порядочности прокуроров и зачем она нужна?

18:35, 25 августа 2016
Как известно, со вступлением в силу приказа Генеральной прокуратуры Украины №205 от 16.06.2016 в органах прокуратуры Украины с 24.06.2016 был введен порядок тайной проверки порядочности прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следственных органов.
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,
Наталья Мамченко
,
«Судебно-юридическая газета»

Принятый и подписанный за несколько часов Закон №1355-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины» внес существенные изменения в деятельность прокуратуры (подробнее в статье «В прокуроры – по новым правилам», №19 (337) от 23 мая 2016 г.).

Как известно, со вступлением в силу приказа Генеральной прокуратуры Украины №205 от 16.06.2016 в органах прокуратуры Украины с 24.06.2016 был введен порядок тайной проверки порядочности прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следственных органов.

Впервые о проведении тайной проверки добропорядочности Генеральный прокурор Юрий Луценко сообщил 16 июня, во время рабочего визита во Львов. «К примеру, прокурор уверяет, что у него нет автомобилей, но ежедневно приезжает на работу на последней модели Audi или какой-то новой машине. Этот факт мы хотим знать. Если теща прокурора строит 3-этажный дом, не надо стоять у него с гранатометом – достаточно сообщить Петру Шкутяку», – аргументировал он предлагаемую инициативу.

Напомним, ветеран АТО, общественный активист П. Шкутяк был назначен инспектором управления внутренней безопасности ГПУ и руководителем рабочей группы по проверке добропорядочности прокуроров. В ее состав вошли еще 8 прокуроров и один инспектор.

Семь постулатов

30-дневный срок, отведенный прокурорам для подачи анкет добропорядочности, на данный момент истек, и анкеты уже опубликованы на сайте ГПУ. А вообще прокуроры Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следователи органов прокуратуры теперь должны подавать анкеты порядочности ежегодно до 1 февраля.

В анкете прокурор указывает, к примеру, что не совершал действий, порочащих звание прокурора, своевременно и достоверно задекларировал свое имущество, доходы и расходы, не совершал коррупционных правонарушений и не вмешивался в деятельность других прокуроров, что уровень его жизни соответствует имеющемуся имуществу и доходам, он добросовестно выполняет обязанности и придерживается присяги и т. п. В общем, прокурор должен подписаться под 7 утверждениями, а выводы о наличии/отсутствии фактов он должен сделать сам. Похожая ситуация сложилась с выполнением Закона «Об очищении власти», когда каждый, кто подавал заявление, самостоятельно делал вывод о том, распространяются ли на него запреты, установленные законом.

Однако возникает вопрос: как ответы на вопросы в анкете могут вывести на чистую воду нечестных прокуроров?

Тайна проверки

Немало вопросов вызывает и сам порядок проведения тайной проверки добропорядочности. Она заключается в размещении анкет прокуроров на официальном сайте ГПУ и ожидании от граждан информации, которая может поставить под сомнение утверждения прокурора в заполненной им анкете. На такое ожидание отведено 6 месяцев. В случае получения компрометирующей информации рабочая группа по проверке добропорядочности прокуроров должна направить ее руководителю прокуратуры, в которой работает «нарушитель», а руководитель, в свою очередь, обязан решить вопрос о назначении служебной проверки. Но если полученная компрометирующая информация уже была когда-то предметом служебной проверки, независимо от ее полноты и беспристрастности, повторно она проверяться не может. Как не может проверяться и информация о действиях или бездействии прокурора, с момента совершения которых прошло 2 года.

В дальнейшем выводы таких расследований изучаются подразделением внутренней безопасности ГПУ. В случае его несогласия с заключением служебной проверки вывод может быть отменен. Правда, последствия отмены (например, повторная проверка, ответственность и т. д.) в нормативном акте не прописаны.

Если по результатам тайной проверки порядочности будут установлены признаки совершения дисциплинарного проступка, прокурора привлекут к ответственности. Непредоставление, несвоевременное предоставление анкеты также является основанием для привлечения лица к ответственности.

Подача анкет подлежит учету в реестре тайных проверок порядочности прокуроров. Ответственным за ведение такого реестра является подразделение внутренней безопасности.

Как видно, теперь к прокурорам не меньшие требования, чем к судьям. Их также будут проверять на порядочность, к примеру, в вопросе соответствия их и членов их семей уровня жизни имуществу и полученным доходам, как проверяют судей во время прохождения ими первичного квалификационного оценивания.

Как уведомить о нечестном прокуроре

Одной из особенностей проверки порядочности прокуроров является то, что заполненные ими анкеты подлежат обнародованию. Так, на сайте Генеральной прокуратуры Украины уже есть раздел «Тайная проверка прокуроров». В этом разделе можно найти нормативно-правовые акты, которые регулируют проведение данной проверки, информацию о ней и собственно анкеты.

Примечательно, что в разделе «Информация» указывается следующее:

«Поводом для проведения тайной проверки порядочности является только информация, которая свидетельствует о недостоверности одного или нескольких утверждений, указанных прокурором в анкете. При наличии такой информации любое лицо может предоставить ее в управление внутренней безопасности и защиты работников прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины одним из удобных способов:

  • путем подачи управлению внутренней безопасности и защиты работников прокуратуры письма, обращения, сообщения в бумажной форме по адресу: Киев, ул. Резницкая, 13/15 с пометкой «Проверка добропорядочности»;
  • путем передачи такой информации на электронный адрес: [email protected].

Согласно установленному порядку, в таком уведомлении обязательно должны указываться ФИО прокурора, по которому предоставляется информация, фактические данные, которые могут быть проверены, и утверждение, по которому, по мнению извещателя, прокурором предоставлена недостоверная информация (например, о совершении коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения). Только при таких условиях предоставленная информация подлежит проверке. Для выяснения дополнительной информации по поводу проверки порядочности прокуроров желательно (но необязательно) указывать контактные данные лица, предоставляющего сведения.

В разделе «Анкеты» в алфавитном порядке обнародованы заполненные прокурорами анкеты. Их на данный момент уже достаточно много, но отличаются они, по большому счету, только данными о личностях, которые их заполняли. Все как один подтверждают, что не совершали определенных действий, порочащих звание прокурора, что своевременно и достоверно задекларировали свое имущество и пр. Найдется ли хоть один прокурор, который напишет обратное?

С другой стороны, обнародование этих анкет означает, что любой гражданин, которому известно о недостоверности утверждений конкретного прокурора, может проинформировать об этом. Однако наличие таких сведений не будет иметь следствием проведение служебного расследования, если, среди прочего, такая информация касается действия (бездействия) прокурора, с даты которого прошло более 2 лет. Т. е. все прокуроры получили «индульгенцию» за предыдущие годы (до февраля 2015 г.), даже если совершали действия, порочащие их звание, нарушали ограничения, предусмотренные законодательством в сфере предотвращения коррупции, а также вмешивались «в служебную деятельность другого прокурора, служебных, должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления или судей, в т. ч. путем публичных высказываний относительно их решений, действий или бездеятельности».

По сути, прокурор будет считаться порядочным, если о порочащих его поступках не станет известно вовремя, т. е. в течение 2 лет после их совершения.

Генеральная инспекция

Как известно, 8 августа Ю. Луценко подписал приказ «О первоочередных организационных мерах по обеспечению формирования кадрового состава Генеральной инспекции». Как отметил Генеральный прокурор, этот орган «должен следить за законностью действий прокуроров и следователей всей системы прокуратуры и должен быть создан с нуля».

Также Генпрокурор сообщил о создании конкурсной комиссии, состоящей из 7 человек, из которых 5 – представители общественности. Председателем этой комиссии назначена заместитель Генерального прокурора Украины Анжела Стрижевская, а бывшему Федеральному прокурору и помощнику Генерального прокурора США Богдану Витвицкому предложено перенести американский опыт при собеседованиях кандидатов. По результатам работы комиссия должна предоставить на утверждение Генеральному прокурору по одной кандидатуре на должности руководителя, двух заместителей и членов Генеральной инспекции.

Срок подачи заявок от кандидатов – с 10 августа до 10 сентября. В свою очередь, конкурсная комиссия начнет работу с 10 сентября.

Кандидатам на должности предложат добровольно пройти общий тест на IQ, а также на знание законодательства. Те, кто лучше сдадут этот тест, будут допускаться к собеседованию, пояснил Ю. Луценко. После этого конкурсная комиссия будет определять победителей среди кандидатов.

Генпрокурор также отметил, что заработная плата сотрудников Генеральной инспекции будет вдвое выше, чем у работников органов прокуратуры. Комиссия по отбору кандидатов в Генинспекцию будет постоянно информировать о своих заседаниях, и любая информация, касающаяся соискателей, будет доступной.

Между тем, на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект №4917 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на создание и обеспечение деятельности Генеральной инспекции». Задачами этого проекта являются урегулирование на законодательном уровне создания в структуре Генеральной прокуратуры Украины и деятельности Генеральной инспекции, определение ее статуса, функций, полномочий, особенностей деятельности и прозрачных конкурсных основ отбора прокуроров в это подразделение, а также дополнительных гарантий от возможного вмешательства в их деятельность.

Проектом предлагается внести изменения в Закон «О прокуратуре» и в Уголовный процессуальный кодекс Украины и предусмотреть: статус Генеральной инспекции; задачи; полномочия; порядок назначения руководителей и работников Генеральной инспекции; конкурсные требования к кандидатам на должности; основы независимости (отношения подчинения, связь с другими структурными подразделениями и т. п.); разграничение полномочий с НАБУ и САП; процессуальные права руководителя Генеральной инспекции; определение прокурора «высшего уровня», «руководителя органа прокуратуры» в контексте деятельности Генеральной инспекции; особенности осуществления надзора за ОРД и т. п.

Согласно проекту, Генеральная инспекция признается отдельным звеном системы органов прокуратуры. Создание Генеральной инспекции, определение ее штата будет осуществляться Генеральным прокурором Украины. На Генеральную инспекцию предлагается возложить:

  • осуществление полномочий по досудебному расследованию уголовных преступлений, совершенных прокурорами и сотрудниками органов прокуратуры;
  • осуществление надзора за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования по прокурорам и работникам органов прокуратуры (кроме случаев, отнесенных к компетенции Специализированной антикоррупционной прокуратуры);
  • поддержание государственного обвинения в соответствующих производствах (кроме случаев, отнесенных к компетенции Специализированной антикоррупционной прокуратуры);
  • проведение служебных расследований по прокурорам и работникам органов прокуратуры;
  • предотвращение правонарушений в органах прокуратуры;
  • проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений, входящих в сферу управления прокуратуры;
  • обеспечение информационной безопасности и связей с общественностью.

«Предложенные проектом изменения направлены на обеспечение независимости и эффективности расследования преступлений, совершенных прокурорами и другими работниками органов прокуратуры, осуществление государственного обвинения в соответствующих производствах, проведение служебных расследований, аудита финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также проектом устанавливается порядок проверки прокурора на порядочность и предполагается, что ее непрохождение будет основанием для дисциплинарной ответственности прокурора.

Проверку порядочности прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур проводят подразделения Генеральной инспекции в порядке, утвержденном Генеральным прокурором Украины.


Проверка в Европе и США

Заполнение анкет добропорядочности практикуется в правоохранительных органах США, Канады и европейских стран. Такие анкеты состоят из нескольких десятков листов конкретных вопросов. Кроме детальной информации о финансовом состоянии лица и его близких родственников, есть также вопросы о местах проведения отдыха и источниках его оплаты, средней дозе алкоголя в неделю, случаях управления транспортом в состоянии опьянения, незаконной охоты и т. п. При этом вся предоставленная в анкете информация может быть проверена как на полиграфе, так и путем сбора из разных источников данных о личности, ее образе жизни и круге общения.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді