Реформу исполнения судебных решений могут отложить на пять лет

13:40, 5 сентября 2016
Народные депутаты предлагают отложить реформу принудительного исполнения судебных решений на пять лет.
Реформу исполнения судебных решений могут отложить на пять лет

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

 

Народные депутаты предлагают отложить реформу принудительного исполнения судебных решений на пять лет. Соответствующий законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде 2 сентября 2016 года.

Законопроектом 5056 «О внесении изменений в раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (об уточнении даты вступления в силу) предлагается внести в п. 1 раздела IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» изменения, которыми установить, что этот Закон (а также соответственно и Закон Украины «Об исполнительном производстве» в новой редакции) вступает в силу через пять лет со дня его опубликования.

Авторы инициативы считают, что внедрение с 5 октября 2016 года института частных исполнителей, который на сегодняшний день имеет антисоциальные признаки и является экономически необоснованным в аспекте снижения размера поступлений сумм исполнительного сбора в Государственный бюджет, а также обязательности уплаты авансового платежа, ограничит доступ к правосудию на этапе исполнительного производства, как завершающей стадии судебного производства и принудительного исполнения решения суда.

Свою позицию они обосновывают тем, что в соответствии с практикой Европейского суда по правам человека исполнения судебных решений рассматривается как неотъемлемая часть судебного разбирательства в понимании ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая предусматривает право на справедливый суд.

Европейский суд неоднократно делал вывод, что невыполнение судебного решения приводит к ситуации, несовместимой с принципом верховенства права (ст. 8 Конституции Украины), негативно влияет на авторитет органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поскольку в этом случае достигается конечная цель правосудия — защита интересов граждан и реальное обновление их нарушенных прав.

Таким образом, как отмечают народные депутаты, выполнение судебных решений будет невозможным из-за введения обязательной уплаты авансового взноса.

Стоит также отметить, что при принятии указанных законов не были учтены соответствующие замечания Главного юридического управления Аппарата Верховной Рады Украины.

Согласно Закону Украины «Об исполнительном производстве» в новой редакции, в случае исполнения исполнительного документа частными исполнителями исполнительный сбор не взимается. В 2015 году сумма взысканного исполнительского сбора составила 461 млн грн. При внедрении института частных исполнителей, по предварительным прогнозным оценкам, указанная сумма уменьшится на 300 млн грн., что в свою очередь негативно отразится на показателях выполнения доходной части Государственного бюджета Украины.

Таким образом, по мнению авторов, принятие этого законопроекта необходимо для предупреждения негативных социально-экономических и финансовых последствий, которые могут наступить в результате вступления в силу вышеуказанного Закона Украины. Также это обеспечит наличие достаточного времени для проведения соответствующих исследований.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Суды и оптимизация: что будет дальше с судьями и аппаратом
Новости онлайн