К чему привели изменения юридического статуса мэра Киева?

14:51, 14 сентября 2010
C приближением местных выборов вопросы полномочности местного самоуправления волнуют как депутатов...
К чему привели изменения юридического статуса мэра Киева?

C приближением местных выборов вопросы полномочности местного самоуправления волнуют как депутатов местных советов, так и народных избранников. Уже не первую неделю печатные и электронные СМИ следят за желанием Киевского совета и парламента добиться ликвидации районных советов в столице.

25 августа Киевский совет обратился с мольбой к парламенту внести изменения в Закон Украины «О столице Украины – городе-герое Киеве» и ликвидировать-таки эти надоевшие всем советы. 7 сентября 2010 г. Верховная Рада пошла навстречу Киевсовету. Только вот одной ликвидацией райсоветов парламент не ограничился. Вдобавок законодательный орган, наконец, разделался со столичным мэром, лишив его автоматического права занимать пост председателя городской столичной администрации.

Таким образом киевская власть сделала первый шаг к утрате своих прерогатив муниципальной власти столицы и города-героя. Видно, что уже и депутатам Киевского совета начинает основательно надоедать столичный мэр с его «неземными» проделками. Однако изучив подробно действующее на сегодняшний день законодательство, в том числе практику КСУ, «Судебно-юридическая газета» пришла к выводу, что ничего нового принятый на прошлой неделе Закон не принес. И киевский мер должен возглавлять КГГА.

Согласно изменениям, киевский мэр утратил право совмещать должность председателя КГГА. Назначать столичного «губернатора» будет Президент, как того требует ч. 4 ст. 118 Конституции Украины. То есть, по сути, столичная власть утрачивает прерогативы, по поводу которых долгое время существовали разногласия. Эти самые разногласия вылезали наружу, когда КГГА либо Киевский горсовет принимали какое-нибудь очередное одиозное решение. В такой ситуации остро стоял вопрос, какова правовая природа того или иного акта: акт органа местного самоуправления или все-таки акт местного органа исполнительной власти. Как следствие, никому не было понятно, кому же этот акт отменять. Сама идея сращивания этих двух органов власти противоречит конституционным основам независимости и своеобразности правовой природы местного самоуправления. Его сращивание с исполнительной властью на местах непозволительна, поскольку теряется вся суть «магдебургского права».

Не стоит, однако, забывать, что 25 декабря 2003 года решением ? 21-рп/2003 г. Конституционный Суд Украины уже пришел к выводу, что КГГА может возглавлять только лицо, избранное Киевским городским главой: «Конституційний Суд України вважає, що Київський міський голова виконує функції голови Київської міської державної адміністрації за законом». Дальше по тексту решения говорится о том, что «Київську міську державну адміністрацію може очолювати лише особа, обрана Київським міським головою, яка Президентом України призначається головою Київської міської державної адміністрації». Это решение никто пока не отменял. То есть, согласно решению КСУ, председателя КГГА и так назначает Президент. Только это назначение должно носить чисто формальный характер – назначен должен быть столичный мэр. Так что в ближайшее время можем ожидать очередное представление в КСУ, поскольку видим явное несоответствие между решением КСУ и теми ожиданиями, которые закладывались в новый закон о столице.

Что касается ликвидации райсоветов в столице, то об этом в Законе прямо не говорится. Парламентарии предусмотрели новый механизм их создания путем предоставления территориальной общине города Киева права принимать решение об образовании (либо не образовании) районных в городе советов путем проведения местного референдума. Стоит отметить, что созыв и проведение местного референдума – не такой простой процесс. Согласно Закону «О всеукраинском и местных референдумах», местный референдум назначается по требованию либо половины депутатов соответствующего местного совета, либо 1/10 граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 16, инициативная группа по сбору подписей о требовании проведения референдума должна создаваться на собрании, в котором принимают участие не менее 200 граждан.

Изменения, среди прочего, предусматривают, что в районах Киева действуют районные государственные администрации, которые подчиняются КГГА, а в случае создания райсоветов также подотчетны и подконтрольны соответствующим советам как их исполнительные органы. В случае создания райсовета на должность председателя районной государственной администрации Президент Украины назначает лицо, избранное главой райсовета. В случае, если райсовет не создан, то председателя районной государственной администрации назначает и освобождает с должности Президент Украины.

Так что Законом, принятым парламентом на прошлой неделе, ничего нового не внедрено. Нормы как нормы. Столичный мэр как мог быть главой КГГА, так и может. Просто его по представлению Киевского городского совета будет назначать Президент, реализуя право, предоставленное ему Конституцией. Что касается райсоветов, то принятие изменений в Закон «О столице Украины – городе-герое Киеве» не означает автоматической ликвидации районных советов. В Заключительных положениях к Закону, вносящему изменения, нет ни слова о ликвидации в столице райсоветов. Закон лишь содержит обязанность Кабмина в месячный срок с момента вступления Закона в силу внести в ВР законопроект о механизме его реализации.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Юрист – больше не профессия: что предлагают реформаторы (видео)
Новости онлайн