В прокуратуре продолжают выполнять функции досудебного расследования

13:40, 26 сентября 2018
В прокуратуре продолжают вносить сведения в ЕРДР и начинать уголовные производства.
В прокуратуре продолжают выполнять функции досудебного расследования
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В распоряжении «Судебно-юридической газеты» оказалась статистика, согласно которой прокуратура Харьковской области за 8 месяцев 2018 года открыла 1083 уголовных производства. Всего органы прокуратуры за полгода начали 2608 уголовных производств.

Напомним, как сообщала Генеральная прокуратура Украины на своем сайте, следователи прокуратуры утратили полномочия по расследованию и дорасследованию преступлений, подследственных ГБР, а также по дорасследованию преступлений, подследственных НАБУ.

«Сейчас у следователей прокуратуры остается право на дорасследование начатых ими уголовных производств, подследственных ГБР, но не дольше двух лет. Одновременно следователи прокуратуры не имеют права расследовать новые уголовные производства, то есть те, сведения о которых внесены в ЕРДР после 20 ноября 2017 года. Право расследовать уголовные производства с признаками подследственности НАБУ следователи органов прокуратуры теряют при любых условиях», — сказано в сообщении.

Принимая во внимание, что сейчас ГБР не начало свою работу, а прокуратура потеряла полномочия по расследованию подследственных ГБР преступлений, решением проблемы Генпрокуратура называет использование руководителями прокуратур полномочий по поручению проведения досудебного расследования другому органу досудебного расследования в порядке ч.5 ст. 36 УПК (в связи с невозможностью осуществления эффективного досудебного расследования ГБР — из-за того, что оно не начало свою работу), а процессуальными руководителями — права личного проведения следственных (розыскных) и процессуальных действий (п.4 ч. 1 ст. 36 УПК Украины).

На актуальности и критичности сложившейся ситуации неоднократного делал акцент генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. В частности, он акцентировал на этом внимание во время своего выступления на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Вместе с тем, соответствующий законопроект №7278, которым предлагалось частично решить проблему, так и не был принят парламентом.

В этом аспекте интересна практика судов. Так, в одном из определений Апелляционного суда Днепропетровской области от 13 марта 2018 года как раз идет речь о выполнении следователями прокуратуры несвойственных теперь функций.

«Следственный отдел прокуратуры Днепропетровской области после 20 ноября 2017-го утратил полномочия по осуществлению предварительного расследования уголовных производств, начатых после введения в действие положений ч. 4 ст. 216 УПК Украины, за исключением осуществления досудебного расследования уголовных производств, зарегистрированных до внесения указанных изменений в УПК, в связи с чем следственный судья пришел к выводу об отсутствии полномочий у следователя отдела прокуратуры Днепропетровской области проводить досудебное расследование уголовного производства №42018040000000056, которое было начато 26 января 2018-го, т.е. после утраты сотрудниками органов прокуратуры полномочий следователей, что является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей».

«В соответствии с положениями ч. 4 ст. 216 УПК, следователи органов Государственного бюро расследований осуществляют досудебное расследование преступлений, совершенных, в том числе, работниками правоохранительных органов.

Согласно п. 1 Раздела X «Заключительных положений» УПК, положения ч. 4 ст. 216 этого Кодекса вводятся в действие со дня начала деятельности Государственного бюро расследований Украины, но не позднее 5 лет со дня вступления в силу настоящего Кодекса.

Абзацем 2 пункта 1 Разделу XI «Переходные положения» УПК определено, что после введения в действие положений ч. 4 ст. 216 настоящего Кодекса уголовные производства, начатые следователями органов прокуратуры, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры, которые пользуются полномочиями следователей, определенными настоящим Кодексом, до окончания досудебного расследования, но не более 2 лет. После окончания двухлетнего срока уголовные производства, начатые следователями органов прокуратуры, в трехмесячный срок передаются следственным органам Государственного бюро расследований.

То есть, учитывая вышеуказанные положения уголовного процессуального закона, следователи органов прокуратуры потеряли полномочия по осуществлению предварительного расследования по уголовным производствам, начатым после 19.11.2017, поскольку расследование преступлений, подследственность которых определена ч. 4 ст. 216 этого Кодекса, должны осуществлять следственные органы Государственного бюро расследований», — отмечается в определении суда.

Напомним, что ГБР начнет свою работу как правоохранительный орган после того, как будут назначены следователи теруправлений.
 
Вместе с тем ГБР все еще ждет от Верховной Рады принятия изменений в закон для того, чтобы набрать «оперативников».

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді