Будущее сетевого маркетинга - за аватарами!

19:17, 25 января 2010
Газета: 20
В предыдущих номерах мы уже писали о сетевом маркетинге и необходимости его правового регулирования....
Будущее сетевого маркетинга - за аватарами!

В предыдущих номерах мы уже писали о сетевом маркетинге и необходимости его правового регулирования. Сегодня хотим представить еще одну «сенсацию» в этой сфере деятельности. Кто смотрел фильм «Геймер» с Джерардом Батлером в главной роли, тот помнит, что суть фильма сводилась к созданию виртуального мира, где главными действующими лицами были живые люди, управляемые в компьютерной программе другими людьми из реального мира. То бишь, в будущем человек сможет жить, работать, общаться с друзьями, не выходя из дома, а лишь при помощи компьютера, своего аватара и определенной программы, модулирующей ту или иную социальную сеть. Как оказалось, подобные прожекты хоть и звучат как-то нереально, все же находят определенное применение в современном мире.

В ноябре 2009 года в Великобритании была запущена первая в мире кибер-социальная сеть для построения бизнеса, которая называется Youniverse World. И не просто бизнеса, а МЛМ! Таким образом, Англия обогнала родоначальницу МЛМ США не только идейно, но и технически! Если просто, то это 3D-программа, с помощью которой человек создает свой аватар и собирает свою команду, только общаются они в реальном времени в виртуальном офисе, при помощи микрофона. Таким образом, человек, не выходя из дома, экономит средства на транспорт, листовки, поиск людей и пр.

Все было бы замечательно, и «сетевики» пищали бы от радости, если бы не одно «но». Дело в том, что программа позволяет привлекать людей буквально со всего мира, при этом понятно, что зарегистрирована компания в Великобритании и действует по их законам, то есть на принципах англо-саксонской системы права. Стоит напомнить, что в Великобритании, кроме сетевого маркетинга, также четко регламентированы на законодательном уровне вопросы, касающиеся интернета, в частности – электронной коммерции. В отличие от Украины, где таких законов нет. Поэтому обращаем внимание законодателя на эту проблему, поскольку такая огромная дыра в законодательстве по этим двум вопросам приведет к тому, что через пару лет, когда подобные компьютерные технологии «расплодятся», как рыба в нерестовый период, Украина попросту развалится, так как весь денежный капитал будет уплывать в другие страны. Особенно, если речь пойдет о бизнесе, работающем на принципах МЛМ.

Итак, компания Youniverse World — это компания, управляющая социальной сетью, состоящей из участников, зарегистрировавшихся посредством рекомендаций. Любой участник Youniverse World может рекомендовать новых участников, которые, в свою очередь, рекомендуют других участников, создавая, таким образом, для каждого участника структурированную организацию, являющуюся его Миром. Компания Youniverse World предлагает каждому из своих участников возможность покупать продукцию на льготных условиях, продвигать ее посредством «из уст в уста» и получать вознаграждения (rewards), рассчитанные за определенный период активности, в зависимости от объема покупок, совершенных участниками его организации. Типичная МЛМ-схема.

Проанализировав уставные документы Youniverse World, мы выделили следующие интересные моменты.

В п.1.5 Положения компании записано, что договор на покупку продукции, заключаемый с так называемыми Членами Клуба, не может регулироваться другими правилами, нежели те, которые прописаны в положении. А положения эти, понятное дело, регулируются нормами английского права. То есть, исключается возможность того, что в Украине эти нормы могут быть признаны недействительными исходя из публичного порядка. Как быть в этом случае – непонятно.

Далее, устанавливается возможность сотрудничества как с юрлицами, так и с физлицами. При этом условия одинаковые как для одних, так и для других. Как будут уплачиваться налоги в этом случае, тоже остается «за кадром».

Но самый противоречивый момент в этой ситуации – это то, что согласно Положению, компания оставляет за собой право удалить Члена Клуба без объяснения причин, а также Члены Клуба не могут отозвать предложение заключить договор (так называемое предварительное соглашение – институт, характерный для англо-саксонской системы права, но никак не для романо-германской!). Подобные положения согласно законодательству Украины сами по себе являются недействительными!

Противоречива также формулировка п.2.1 Положения: «Член Клуба должен, без встречных исков и зачета встречных требований, выплатить полную сумму задолженности по Договору в течение 30 (тридцати) дней после заказа, если обратное не предусмотрено в письменной форме». Как понимать словосочетание «без встречных исков»!? В данном случае мы наблюдаем нарушения права человека на подачу иска. Причем это право закреплено не только в национальном законодательстве, но и в международном, а именно – в ст.6 Конвенции о правах человека, ратифицированной, в том числе, и Великобританией!

Пункт 14.5 Положения устанавливает, что «члены Клуба, приобретающие Услуги и/или Продукцию с доставкой на территории Европейского Союза, подчинены всем регулирующим принципам и налоговым правилам страны проживания. Такие Члены Клуба должны будут поставить в известность Youniverse World о своем действительном налоговом статусе (предприниматель или частное лицо) и, по возможности, предоставить Youniverse World свой Идентификационный Номер в формате, который может быть проверен в Системе Обмена Налоговой Информацией (VAT Information Exchange System, сокр. VIES), действующей на территории Европейского Союза». Однако при этом предусматривается участие в бизнесе и граждан других стран, не входящих в ЕС. Их идентификационные номера Youniverse World не интересуют? Как быть с их налогообложением?

А никак! С помощью пунктов 14.6 и 14.7 Положения компания вообще снимает с себя какую-либо ответственность. Пункт 14.6: «Члены Клуба настоящим признают и соглашаются с тем, что их участие в Youniverse World и регистрация счета на сайте Youniverse World, включая создание или загрузку контента в сервисе не означает, что они являются сотрудниками Youniverse World. Члены Клуба не ожидают получения вознаграждения и не получают его от Youniverse World за подобную деятельность». Пункт 14.7: «Настоящим Члены Клуба подтверждают и соглашаются с тем, они не являются агентами Youniverse World и не имеют полномочий совершать действия от имени, связывать и принимать на себя обязательства от лица Youniverse World. При приобретении Членом Клуба Продукции или Услуг любого рода, он действует на свой страх и риск. Любая перепродажа данной Продукции или Услуг является предметом договора между Членом Клуба, действующим в качестве поставщика Продукции или Услуг и его клиентом, приобретающим данную Продукцию или Услуги. Такой договор не заключается Членом Клуба от лица Youniverse World». Однако при этом компания издает каталог, где указана цена, отличная на 5–30 % от цены закупки продукции Членом Клуба… Тем более, что п.14.7 вступает в противоречие с п.15.1 Положения: «Член Клуба имеет право перепродавать любую Продукцию и Услуги. В подобном случае настоящие условия остаются полностью применимыми в ведении торговых отношений между Youniverse World и Членом Клуба, который покупает Продукцию и Услуги для перепродажи. Для такого рода продаж между Членом Клуба и его клиентом заключается отдельный договор».

Положение содержит еще ряд нарушений, «обходов» закона и внутренних коллизий и противоречий, но остановимся на других интересных аспектах деятельности компании. А именно – на политике конфиденциальности.

Как сказано на сайте компании, «некоторую информацию мы запрашиваем непосредственно от Вас во время регистрации. Другие данные собираются косвенно с веб-сайта, аппаратного обеспечения Вашего компьютера и через интернет-подключение». Думаю, не стоит объяснять, что другими словами, это означает – «Наши IT-шники после Вашей регистрации смогут без проблем «рыться» в Вашем персональном компьютере». А это что – не нарушение права на частную жизнь? Но вы ведь читали политику конфиденциальности при регистрации. И согласились с ней. Значит, все законно!

Не можем не отметить, что нет худа без добра. Позитивным моментом деятельности Youniverse World является то, что все уставные документы доступны для чтения на семи языках. Кроме того, у фирмы есть подробный маркетинг-план, что, пожалуй, один из важнейших моментов. Однако прежде, чем становиться «кибер-сетевиком», создавая свой аватар и виртуальный бизнес-мир, хорошенько разберитесь, чем это может быть чревато. Стоил ли подвергать риску свою личную жизнь и карьеру, ведь, как было написано выше, компания в любой момент может «выкинуть» вас из бизнеса, как только ваш доход начнет «поджимать» того, кто стоит «у истоков» этой компании…

А вообще, еще раз призываем наших глубокоуважаемых законодателей обратить свое внимание на проблему неурегулированности сетевого маркетинга и интернета.

 

Галина Палийчук,

«Судебно-юридическая газета»

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Что делали судьи Кировского райсуда Днепра в кабинете Назара Холодницкого
Новости онлайн