Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 22.12.2015 г. №549 утверждена новая редакция Инструкции о досмотре судов, осуществляющих плавание (эксплуатируются) на внутренних водных путях Украины.
Это очередной шаг на пути дерегуляции и упрощения ведения бизнеса судоходным компаниям. Инструкция определяет исключительный перечень оснований для проведения осмотра судна, порядок проведения осмотра, особенности и порядок осмотра не конвенционных судов и судов под иностранным флагом, осуществляющих плавание по рекам Украины. Уменьшается объем проверяемых вопросов во время осмотров судов. Отменены промежуточные в течение года профилактические осмотры, которые осуществлялись раз в три месяца, а также уменьшено количество документов, проверяемых на судне.
Чтобы обзоры были объективными, отныне государственный инспектор обязан информировать капитана судна о его праве на обжалование результатов осмотра. Кроме этого, внесено требование к инспекторам по форменной одежде и предъявления капитанам судов, проверяемых удостоверения государственного инспектора. Также установлены типовые формы актов осмотра судов в зависимости от типа судна, который осматривается.
Определено, что осмотр судов осуществляется бесплатно для судов и их владельцев.
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 2 февраля 2016 под №170/2830 и вступает в силу после его опубликования.
Документ соответствует Европейским правилам судоходства по внутренним водным путям, которые приняты Резолюцией №24 Рабочей группы по внутреннему водному транспорту Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии 15 ноября 1985 года (с поправками) Правил плавания р. Дунай, принятых Дунайской комиссией. Изменения к Инструкции разработаны с учетом предложения судоходных компаний унифицировать требования к осмотру судов на внутренних водных путях.
Напомним, Министерство инфраструктуры формирует государственную политику в области речного транспорта. Ключевыми задачами ведомства в этом направлении восстановления судоходства р. Днепр и повышения конкурентоспособности внутренних водных путей по сравнению с другими видами транспорта. С этой целью в Министерстве разработали проект Закона «О внутреннем водном транспорте», который уже зарегистрирован в ВРУ. Новый закон обеспечит эффективное содержание речной инфраструктуры и равный доступ к ней всех операторов. Он также упростит процедуры контроля судов на внутренних водных путях и приведет украинское законодательство в соответствие с европейскими нормами. Созданная приказом Министерства рабочая группа работает над разработкой концептуальных подходов к вычислению речного сбора, который планируется направить на содержание речных водных путей; строительство, реконструкцию, модернизацию и ремонт стратегических объектов инфраструктуры; поддержание гарантированных габаритов судового хода на речных водных путях и т.д.