Судить не уполномочен

11:02, 21 сентября 2015
Газета: 33-34 (301-302)
Накануне местных выборов треть судей админсудов остаются без полномочий...
Судить не уполномочен
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

После всем известных событий, которые произошли в стране без малого 2 года назад, в Украине ведется постоянная работа над реформами в разных сферах. Мнения политиков, экспертов и юристов сходятся в том, что самую важную роль занимает реформа судебной системы. Именно она является основой для построения правового государства. О том, какими должны быть суды будущего, ведутся постоянные споры, и пока неясно, рождается в ходе этих баталий истина или окончательно подрывается репутация судебной системы.

Сегодня только ленивый не говорит о том, что судебная ветвь власти утратила свою независимость и находится под влиянием и давлением политиков. Политики же, в свою очередь, не спешат оправдываться поступками. Иначе как можно объяснить ситуацию, которая сложилась сегодня в судейском корпусе относительно продления полномочий судей? Речь идет о том, что по состоянию на август с. г. 5-летний срок полномочий истек у 457 судей, и все они не могут продолжать вершить правосудие, так как парламентарии не приняли окончательное решение относительно их кандидатур.

Судья: один за всех

Нельзя сказать, что данная критическая ситуация возникла сегодня. Да и такое количество судей, претендующих на бессрочное избрание, не могло собраться за пару месяцев. Об этой проблеме еще весной открыто заявил председатель Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло. Именно административные суды оказались сегодня в наиболее плачевной ситуации. Еще тогда председатель ВАСУ подчеркнул, что под постоянным давлением, в сложных политических и экономических условиях судьи административных судов работают сверхурочно, пытаясь достойно осуществлять правосудие и исполнять обязанности, возложенные на них государством. Вместе с тем, ситуация, сложившаяся с судьями, у которых истек 5-летний срок полномочий, подрывает их моральный дух, создает подавленное настроение и неблагоприятную атмосферу в судейских коллективах.

Важнейшие полномочия по рассмотрению административных дел относительно обжалования нормативно-правовых актов Кабинета министров, министерств или других центральных органов исполнительной власти, Национального банка и иных субъектов власти, полномочия которых распространяются на всю территорию Украины, возлагаются на Окружной административный суд Киева. На официальный запрос от редакции «Судебно-юридической газеты» из этого суда сообщили, что по состоянию на 17 сентября 2015 г. только 22 из 51 его судей имеют полномочия. 29 судей полномочий не имеют, а это большая часть. При этом распределение дел осуществляется на 19 судей, так как двое находятся в декретном отпуске, а еще у одного полномочия закончатся менее, чем через 2 месяца. Согласно же действующему законодательству, на судей, у которых срок полномочий истекает через 2 месяца, распределение дел не осуществляются. Такие судьи продолжают рассматривать дела, проводят заседания, однако новые дела на них уже не распределяются. Кроме того, к концу года закончатся полномочия еще у двух судей. Невзирая на то, что руководство данного суда открыто говорит об этой проблеме и стучит во все двери, начиная с мая 2014 г. вопрос практически не сдвинулся с места. С тех пор полномочия были продлены лишь одному судье. В среднем в производстве каждого судьи, который наделен полномочиями, сегодня находится около 500 дел.

Ситуация в целом по Украине еще плачевней. В соответствии с приказом Государственной судебной администрации Украины №52 от 14.05.2012 «Об определении количества судей в административных судах Украины», штатная численность судей в окружных административных судах составляет 638 человек (за исключением судей административных судов, расположенных на территории Автономной Республики Крым и Севастополя). При этом треть судей окружных админсудов не могут осуществлять свои полномочия в связи с истечением 5-летнего срока. Уже сегодня 194 судьи не могут рассматривать дела, а в ближайшие месяцы полномочия закончатся еще у 25 судей окружных админсудов.

Из очередного обращения А. Нечитайло к председателю Верховной Рады, Президенту Украины и председателю Высшей квалификационной комиссии судей стало известно, что в отдельных судах ситуация особенно критическая и рискует превратиться в кадровую катастрофу для системы административных судов, ведь по состоянию на начало сентября с. г. около половины судей не могут осуществлять свои полномочия в связи с истечением 5-летнего срока первого назначения. В частности, в Закарпатском окружном админсуде таких 6 из 14 судей, в Николаевском – 7 из 16, в Кировоградском – 8 из 16, в Черкасском – 8 из 20. Значительное количество судей, которые не могут осуществлять правосудие, также в Донецком (19), Харьковском (19) и Одесском (6) окружных административных судах. Это, безусловно, негативно сказывается на сроках рассмотрения дел и передачи процессуальных документов. а ведь в ближайшее время в Украине должны пройти местные выборы, уже начата предвыборная кампания.

При этом, отмечают представители Фемиды, еще до мая прошлого года вопрос об избрании судей на должности бессрочно решался вовремя, в соответствии с Законом и до момента истечения срока полномочий, поэтому такой ситуации, как сегодня, в частности в административных судах, не было. Это и наводит на устойчивую мысль о том, что парламентарии вполне осознанно оттягивают решения, которые на данном этапе зависят только от них.

Позиция власти

Депутаты, от которых сегодня зависит стабилизация данного кадрового вопроса, оправдывают ситуацию своими версиями: участием судей в рассмотрении дел Майдана, жалобами от избирателей и т. д. Не так давно у судей появилась надежда – 15 сентября в Верховной Раде был зарегистрирован долгожданный проект постановления об избрании судей бессрочно. Однако уже 17 сентября председатель Верховной Рады Владимир Гройсман на своей странице в Facebook опубликовал просьбу к общественности присылать всю известную информацию о запятнавших себя представителях Фемиды на электронную почту Комитета, обосновав это тем, что репутация многих судей ему неизвестна. «Уверяю вас, вся информация, которую вы посылаете о судьях, будет роздана всем депутатам для обязательного учета при принятии решения по каждому судье. Поэтому прошу продолжить нашу совместную работу и отправлять известную вам информацию о неправомерных действиях того или иного судьи на адрес Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия. Убежден, вместе мы не допустим к украинской судебной системе лиц, которые себя скомпрометировали и не имеют доверия людей… Лично я обещаю сделать все от меня зависящее, чтобы и близко не подпустить людей с запятнанной репутацией в украинские суды», – подчеркнул Гройсман.

Ранее он отмечал, что в соответствии с законом обязан подписать представление: «С одной стороны, имеем суды, в которых некому работать, а с другой – государство платит зарплату людям, которые не работают. Поэтому я представления подписал, но я не знаю и не могу знать этих кандидатов». И надо отметить, что данный призыв нашел отклик общественности, прежде всего, из-за сегодняшнего низкого уровня доверия к судебной системе в целом.

Действительно, в период т. н. революционных событий в стране часть судей судов разных юрисдикций скомпрометировали себя, принимая весьма спорные, а временами и незаконные решения. Однако, как правильно замечают представители судебной системы, закон сам подсказывает пути разрешения этой проблемы, ведь никто не обязывает парламентариев голосовать за весь список целиком – к вопросу можно подойти более индивидуально. Депутаты вправе внести поправки в постановление, и кандидатуры, которые вызывают сомнения и подозрения, можно исключить из общего списка и вынести на отдельное рассмотрение. Задерживать весь процесс из-за отдельных людей категорически нельзя.

Во исполнение решения ХII внеочередного съезда судей Украины от 26.09.2014 Совет судей неоднократно обращался в Верховную Раду по вопросу о состоянии соблюдения требований закона относительно избрания бессрочно судей, срок полномочий которых истек (решения Совета судей Украины №14 от 8.08.2014, №33 от 12.09.2014 и №13 от 12.03.2015), однако, как уже отмечалось, обратной связи в этой переписке нет, и вопрос об избрании судей в установленном законом порядке так и остается актуальным.

Одним выстрелом двух зайцев

Рассматривая ситуацию глубже, отметим, что одной из задач административных судов является разрешение споров физических или юридических лиц с субъектами властных полномочий относительно обжалования их решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности. А это означает, что именно суды административного звена призваны решать все споры, которые могут возникнуть в процессе предстоящих выборов.

Обсуждая данную ситуацию, многие отмечают, что она не так проста, как кажется на первый взгляд, и вопрос до сих пор остается открытым только потому, что накануне выборов для многих политических сил такая ситуация очень удобна. С одной стороны, суды (в частности, административные), ощущая искусственно созданный кадровый голод, физически могут не справиться с задачами, поставленными перед ними в такой сложный период, как выборы. И речь идет не только о том, что судьи могут не успевать рассматривать материалы в положенные сроки, но и о том, что претензии будут предъявлены к качеству принимаемых ими решений. Именно этот факт и может послужить очередным поводом для дискредитации судебной системы. Вот и получается, что руками политиков создается хаос и беспорядок, а обвинить в такой ситуации всегда можно суды.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Леонид Емец, первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия

– Суды работают, дела распределяются, поэтому на защите интересов граждан, в т. ч. на выборах, это никоим образом не скажется. Что касается вопроса, почему судьи не избраны, есть реальный риск того, что часть судей, которые судили авто- и евромайдановцев, смогут избраться бессрочно. И мы видим, что в том списке, который был представлен на рассмотрение ВР, есть, к примеру, судья Печерского райсуда Виктор Кицюк, в отношении которого Верховная Рада недавно давала разрешение на арест. На сегодня несовершенна законодательная процедура, которая предусматривает, что ВККС предлагает ВР все равно избрать этого судью бессрочно, не обращая внимания на то, что парламент дал разрешение на его арест.

Сейчас в парламенте находится зарегистрированный законопроект авторства Леонида Емца, Оксаны Сыроид, Светланы Залищук, Олега Ляшка и пр. по поводу того, что те судьи, которые претендуют на бессрочное избрание, должны сначала пройти переаттестацию согласно с Законом «Об обеспечении права на справедливый суд», и только после этого их можно вносить на рассмотрение в ВР, чтобы депутаты не выбирали «кота в мешке». Сначала аттестационная комиссия проверит их, а потом уже парламент будет принимать решение, исходя из вывода комиссии. Тем более, что такая процедура уже предусмотрена. Авторы закона просто не досмотрели этот момент и не распространили эту процедуру на судей, которые до момента принятия закона прошли ВККС. Предлагается этот недостаток решить системно.

На сегодня законодательная процедура и Конституция Украины работают таким образом, что те судьи, в отношении которых расследуются уголовные дела, все равно попадают в ВККС и парламент. Сейчас идет работа над изменениями в Конституцию в части судебной реформы, где вообще будет упразднено такое понятие, как испытательный срок для судьи и пр. Поэтому я думаю, что вряд ли мы успеем принять наш законопроект и избрать судей до судебной реформы. В Венецианской комиссии уже находятся два альтернативных варианта судебной реформы, и я надеюсь, что буквально в течение ближайшего месяца у нас состоится голосование за судебную реформу в целом. Надеюсь, это будет жесткий вариант, который будет предусматривать увольнение всех судей и избрание новых по процедуре открытых честных конкурсов.

Юрий Македон, член Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия

– На местные выборы это никак не повлияет. Второй момент, это то, что в сентябре-октябре будет новый пакет законопроектов по поводу изменений в Конституцию и в Закон «О судоустройстве и статусе судей», которые существенно повлияют не только на административные суды, но и на всю судебную систему.

Процедура избрания судей затянулась, потому что мы пошли на поводу у судей. Судьи настаивают, что парламент вмешивается в судебную систему, они хотели независимости и фактически лишили Комитет возможности отсеивать, проверять и вносить в парламентский зал тех, кто действительно достоин этого. В результате мы имеем то, что ВККС автоматически направляет всех, кто у них есть в списке. Спикер ВР, не имея полномочий для того, чтобы кого-то не внести, вносит все кандидатуры, в т. ч., к примеру, 4 судей из Крыма, которым сообщено о подозрении, которые находятся в розыске. Вносятся скандальные судьи, а также другие, по которым есть очень много вопросов у правоохранительных органов и парламента. Это неправильно, и я готовлю законопроект для того, чтобы предоставить Комитету право принимать решения, вносить соответствующие представления об увольнении судей, а не просто возвращать материалы ВККС, потому что в 30-дневный срок это провести невозможно. Фактически Комитету оставили право за 30 дней проверить судью, а это нереально. Новый порядок чересчур демократичен с тем валом коррупционеров, которые в нашей судебной системе, он не позволяет справиться с ними парламенту.

Андрей Помазанов, народный депутат Украины

– Еще есть достаточное количество судей, которые могут вершить правосудие и обеспечивать обжалование на местных выборах. У нас есть очень много вопросов к различным политическим силам, в т. ч. внутри коалиции. К сожалению, нет взаимопонимания. На Комитете по вопросам правовой политики и правосудия мы единогласно поддержали решение поставить на голосование вопрос об избрании судей. Однако, к сожалению, множество политических сил спекулируют тем, что тот или иной судья был где-то замечен в каких-то грязных делах, поэтому они против принятия постановлений по поводу определенных судей. Я думаю, нужно просто выделять тех судей, по которым вообще нет вопросов, и проголосовать за них, а тех, по которым есть вопросы, рассматривать каждого отдельно.

Александр Нечитайло, председатель Высшего административного суда Украины

– Около трети судей административных судов первой инстанции не избраны бессрочно Верховной Радой Украины и не имеют возможности осуществлять правосудие. В некоторых административных судах сложилась катастрофическая ситуация: от четверти до половины штата остается без полномочий. Впереди местные выборы, и это значит, что в ходе избирательного процесса может быть много дел, которые судьи обязаны будут оперативно рассмотреть. А одним из существенных факторов нарушения сроков рассмотрения дел является то, что в судах просто не хватает судей, имеющих полномочия осуществлять правосудие.

Аналогичная ситуация, кстати, сложилась в общих и хозяйственных судах. Я как председатель Высшего административного суда Украины обратился к Президенту Украины, Верховной Раде и Высшей квалифкомиссии судей, чтобы как можно быстрее решить вопрос с избранием судей. Кстати, со стороны ВККС последовала незамедлительная реакция, комиссия сейчас плодотворно работает и направляет все необходимые документы в парламент. Кроме этого, в Верховной Раде 15 сентября зарегистрирован долгожданный проект постановления об избрании судей бессрочно. Надеюсь, парламентарии с пониманием отнесутся к важности оперативного рассмотрения этого вопроса.

Владимир Келеберда, заместитель председателя Окружного административного суда Киева

– У большинства судей Окружного административного суда Киева закончился 5-летний срок полномочий, несколько судей сейчас находятся в декретных отпусках. В настоящее время дела рассматривают только треть судейского состава. У нас в суде числятся 51 судья, но полномочия сегодня есть только у 22. До конца 2015 г. истечет 5-летний срок полномочий еще у двух судей. Такие проблемы у нашего суда начались в мае-июне 2014 г., когда у судей начал истекать срок полномочий. С мая прошлого года полномочия были продлены только одному судье. Соответственно, нагрузка на судей с полномочиями сильно увеличилась. У некоторых судей сейчас одновременно находятся в производстве по 500–800 дел. Это ненормально.

Сейчас начался избирательный процесс, и все споры, касающиеся выборов, разрешаются именно в административных судах. В связи с окончанием срока полномочий у большинства судей уже сейчас есть проблемы со сроками рассмотрения дел и отправкой процессуальных документов. Ведь каждое дело требует достаточного количества времени для изучения материалов и заслушивания сторон. В парламенте сейчас находятся 14 представлений на избрание судей Окружного административного суда Киева бессрочно, кандидатуры остальных судей находятся на рассмотрении в ВККС. Надеемся, что уже в ближайшее время парламент их рассмотрит.

К сожалению, никакой двухсторонней связи с властью у нас нет. Потребности судебной системы власть продолжает игнорировать. Тем не менее, судьи Окружного административного суда Киева сделают все возможное, чтобы защитить права граждан и участников избирательного процесса. Для этого уже традиционно во время выборов суд будет работать в особом режиме, который предусматривать рассмотрение дел в любое время суток.

Игорь Бенедисюк, председатель Высшего совета юстиции

– Действительно, проблема существует, и судьи, относительно которых есть представления в Верховной Раде, на сегодняшний день не избираются. Причины мне неизвестны, так как я не народный депутат. Справятся ли суды с нагрузкой при избирательном процессе? Мой опыт показывает, что судьи выдерживают очень большую нагрузку. Понятно, что это может повлиять на качество их решений, потому что судья, как и все люди, должен иногда отдыхать. Насколько мне известно, сейчас админсуды действительно работают в очень тяжелом режиме. Они назначают за 2–3 месяца дела, а в избирательном процессе, как вы знаете, количество дел увеличивается. Думаю, это будет очень тяжело, и надо задать вопрос законодателю, почему он создает такую ситуацию. Мне кажется, это делается для того, чтобы потом обвинить судебную власть, что она непрофессиональная и не исполняет должным образом свои полномочия. Но как я уже говорил, законы для судебной власти пишут одни, финансами обеспечивают другие, а требуют всегда только с судей.

Николай Онищук, ректор Национальной школы судей

– По моему убеждению, парламент должен безотлагательно принять решение об избрании судей, особенно административной юстиции с тем, чтобы судебная система была способна обеспечить рассмотрение жалоб при проведении избирательного процесса и вообще надлежащую защиту прав лиц, которые обращаются в суды, в частности, административные.

Основной момент заключается в том, чтобы судья мог быть привлечен к ответственности, в т. ч. уволен, если он отправляет правосудие несправедливо, предвзято или непрофессионально. Если инструменты привлечения его к ответственности действуют, риск ошибки при назначении или избрании судьи не настолько велик. Как только судья проявит себя негативно, судебная система и органы судебной власти должны быть способны исключить его из этой системы, привлечь к ответственности и заменить такого судью.

Николай Патрюк, зампредседателя Высшей квалификационной комиссии судей

– Сложная ситуация не только в административных, но и в других судах. Есть районные суды, в которых из 5 судей по штату осуществляет правосудие только один. Приступив к обязанностям 9 декабря 2014 г., ВККС уделила усиленное внимание этой проблеме. До февраля-марта 2015 г. мы направили в Верховную Раду дела судей, у которых истек срок полномочий. Но проблема в том, что парламент не принимает по ним решения. Нам даже вернули несколько сотен рекомендаций на судей. Это не предусмотрено законом, поскольку ВККС уже приняла решение по этим судьям и дала на них рекомендации. В итоге после переговоров нам все-таки удалось снова направить эти рекомендации в парламент, чтобы там приняли решение. Если ситуация не разрешится, суды окажутся в еще более тяжелом положении.

Святослав Пограничный, президент Первой правовой медиагруппы

– Инициаторы судебной реформы последовательно отстаивали устранение политического влияния на карьеру судьи, а сейчас мы видим, что парламент пытается принимать участие в рассмотрении дел в отношении судей, которые будут избираться бессрочно в Верховной Раде. Это неприемлемо. Очень часто народные депутаты являются субъектами обращений с исками и заявлениями о совершении преступлений. Вместо того, чтобы изучать личные дела судей, выяснять, сколько у них отмененных решений и почему, депутаты решили рассматривать судьбы судей в зависимости от того, доволен тот или иной из них решением суда или нет.

Пока Верховная Рада держит «на паузе» как избрание, так и увольнение судей, последние не могут осуществлять правосудие, а на их коллег ложится колоссальная нагрузка, что может повлечь волокиту. Особую опасность это создает для граждан, которые пытаются защитить свои права от незаконных действий органов власти и местного самоуправления в административных судах.

Обыски и незаконное изъятие имущества: как остановить давление на бизнес, прямой эфир Право ТВ
Обыски и незаконное изъятие имущества: как остановить давление на бизнес, прямой эфир Право ТВ
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Тітов
    Олександр Тітов
    суддя Харківського окружного адміністративного суду