Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Процедуру подачи жалобы для арестованных и осужденных упростили
Парламентарии устранили значительный недостаток действующего уголовно-исполнительного законодательства, которым регулируются права осужденных.
Так, доступ к правосудию этим лицам обеспечивался только в части, касающейся законности применения к ним процессуальных мер и наказания — через институт судебного обжалования решений органов дознания, следствия и суда, а также через обжалование решений суда первой инстанции.
Возможность обращения в суд лица, находящегося в одном из вышеперечисленных процессуальных статусов, по вопросам обжалования в случае, ненадлежащего обращения с ним со стороны персонала соответствующего учреждения, определен ст. 55 Конституции Украины, как нормы прямого действия. Однако, порядок такого обращения на практике не предусмотрен ни одним законом или подзаконным нормативно-правовым актом.
Правозащитники отмечают, что когда осужденный (или заключенный) обращается в районный суд, то ему отказывают в принятии к производству дела, ссылаясь на то, что тюремная администрация является субъектом властных полномочий, а потому такие дела должны рассматриваться административными судами.
Однако, когда осужденный обращается в административные суды, то ему отказывают со стороны суда, аргументируя ссылкой на норму ст. 539 УПК Украины, которая указывает, что вопросы о всякого рода сомнениях и противоречиях, возникающие при исполнении приговора решаются судом, который вынес приговор (соответственно, в порядке уголовного судопроизводства).
Такое положение дел привело к установлению нарушения Европейским судом по правам человека, который, проанализировав украинскую судебную практику и законодательство, отметил такую неоднозначность по вопросу определения подсудности жалоб осужденных на тюремную администрацию.
Чтобы устранить эти пробелы в законодательстве, 7 сентября 2016 года Верховная Рада Украины упростила и упорядочила процедуру обжалования.
Данные изменения были приняты в рамках законопроекта №2252а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно усовершенствования доступа к правосудию лиц, содержащихся в учреждениях предварительного заключения и исполнения наказаний).
Законом будут внесены изменения в статьи 537 и 539 Уголовного процессуального кодекса Украины для того, чтобы уточнить, что дела об обжаловании других решений, действий или бездействия администрации учреждений исполнения наказаний, а также учреждений предварительного заключения рассматриваются районными судами, в пределах территориальной юрисдикции которых осужденный отбывает наказание. В соответствии с изменениями, рассмотрение дел в таких случаях должно осуществляться в порядке административного судопроизводства.
Законодатель решил, что такой подход позволит избежать загрузки административных судов большим количеством дел по обжалованию решений, которые не имеют высокой степени значимости (например, обжалования выговора или помещения в дисциплинарный изолятор), и в то же время сохранить использования принципов административного судопроизводства, которые по своей правовой природе является более подходящими для решения такой категории дел.
Документом также вносятся изменения в ст. 5 Закона Украины «О судебном сборе». Предлагается закрепить, что осужденные и лица, взятые под стражу, освобождаются от уплаты судебного сбора по делам, связанным с вопросами, которые решаются судом при исполнении приговора в соответствии со ст. 537 УПК Украины, в случае отсутствия на их лицевых счетах достаточных для уплаты судебного сбора средств.
Кроме этого, нормами нового закона отмечено, что общественный контроль за соблюдением прав осужденных в исправительных колониях, центрах и следственных изоляторах осуществляют наблюдательные комиссии, а в воспитательных колониях — попечительские советы.