Гильотина как средство от головной боли, или Почему в БЮТ хотят избавиться от административных судов

14:39, 4 июня 2009
Газета: 1
Недавно СМИ распространили предложение представителей БЮТ в законодательном порядке ликвидировать систему...
Гильотина как средство от головной боли,  или Почему в БЮТ хотят избавиться от административных судов
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Недавно СМИ распространили предложение представителей БЮТ в законодательном порядке ликвидировать систему административной юстиции в Украине. Причина? Системная коррупция и абсурдные решения, в том числе о приостановлении действия указов, постановлений и распоряжений высших органов власти. Сразу бросается в глаза избирательный подход представителей БЮТ. Если им верить, то вся судебная коррупция сконцентрировалась исключительно в административной юстиции. А в обычных судах — тишь да гладь, заседают сплошные Плевако и Кони, радостно рукоплещут мудрому суду потерпевшие и горько рыдают справедливо наказанные злодеи. А может, причина избирательности в том, что систему обычных судов возглавляет «свой человек», выходец из БЮТ, поэтому коррупции там «нет, и не может быть, потому что не может быть никогда»? Или в том, что у БЮТ еще нет 100% контроля над админсудами, а через полгода грядут президентские выборы, где эти суды будут разрешать избирательные споры? Вот и появилось желание ликвидировать админсуды и передать споры «своим» судам или хотя бы угрозой ликвидации шантажировать административные суды, чтобы «знали, кому кланяться» и выносили решения не по велению закона, а исключительно в интересах БЮТ. Хотелось бы отогнать подальше эти крамольные мысли, но в позиции БЮТовцев одна нестыковка следует за другой. 
Избирательная «виновность»
Говорите, абсурдные решения административные судьи принимают? Говорите, Указы Президента приостанавливают? А разве не вы, любезные представители БЮТ, защищали от дисциплинарной ответственности судей изобличаемых вами административных судов Келеберду, Штогуна, которые эти абсурдные решения и выносили? Говорите, не вы? Да что вы говорите!
А в отношении той же коррупции… Взять одного из судей Приморского райсуда Одесской области, вопрос об аресте которого в начале февраля рассматривался ВР. Судья, заместитель председателя обычного суда обвиняется в фальсификации нескольких судебных дел, в совместном с адвокатом по рассматриваемому делу завладении частной недвижимостью на сумму 4 миллиона гривен, затем бюджетными средствами на сумму более миллиона гривен. Может быть, скажете, что Приморский райсуд Одессы — это административный суд? А черное — это белое?
Оказавшийся в эпицентре недавнего скандала экс-судья Игорь Зварыч возглавлял Львовский апелляционный административный суд всего два года. Зато до этого 18 лет проработал в обычных судах, где прошел путь от стажера районного суда до председателя палаты по гражданским делам апелляционного суда области. Видимо, именно там он прошел хорошую «школу» и получил «закалку», результаты которой сегодня известны всей стране. По сообщениям СМИ, со слов заместителей Генпрокурора и председателя СБУ, руководитель еще одного обычного суда, а именно Арбузинского райсуда Николаевской области, Олег Пампура вообще находится в бегах и объявлен в розыск; меньше месяца назад при получении взятки задержан его коллега, судья Оболонского райсуда столицы. Но об этом уже никто не вспоминает, так как «в моде» изобличение судей админсудов. Вероятно, еще и потому, что Совет судей, присвоивший себе полномочие назначать и увольнять руководителей всех отечественных судов, принимает решения большинством голосов 77-ми членов, из которых более половины (48 судей) — судьи обычных судов, и только 13 — административных. Неудивительно, что коррупция, одинаково поразившая все суды Украины, в административных судах выпячивается, а в общих — не упоминается.
Сомневающимся рекомендую посетить ближайшее исправительное учреждение, побеседовать с заключенными и убедиться, сколько их отбывает наказание, как говорят в нашем многострадальном народе, «не за себя, а за того парня»; пообщаться с родственниками жертв убийств, вымогательства, преступных ДТП и спросить, многие ли дождались справедливого судебного приговора в отношении своих обидчиков и мучителей. И станет ясно, что заявления представителей БЮТ, перекладывающих ответственность за судейскую коррупцию исключительно на админсуды — это обман. Причем масштабы обмана просто поражают. Ведь административные суды, которые предлагается ликвидировать для противодействия коррупции и упрощения доступа граждан к правосудию, в Украине, как и во всем мире, создавались и действуют как раз с целью противодействия коррупции и для упрощения доступа к правосудию граждан, пострадавших от злоупотреблений властей.
Куда направлен меч административной юстиции
Согласно мировой практике, админсуды создаются в двух случаях. Во-первых, когда от административно-командной системы и зарегулированных ею социальных отношений нужно переходить к демократии, правам человека и рыночной экономике. Во-вторых, чтобы помочь одолеть чиновничью коррупцию, волокиту и безответственность, как это было с созданием высшей инстанции административной юстиции в Италии 1950-х годов, терроризируемой мафиозными группировками.
Административная юстиция существует в нескольких десятках стран мира, в том числе в 16 государствах-членах ЕС. Наши ближайшие соседи — Польша, Болгария, Чехия, Литва, Хорватия, Турция тоже создали административные суды и даже не думают упразднять. Административные суды в полную силу работают в Мексике, Таиланде, Египте, Португалии и Колумбии — государствах, где проблема коррупции в чиновничьих рядах стоит не менее остро, чем в нашей стране. Украинские админсуды рассматривают весь спектр споров, между государством, органами власти, чиновниками, с одной стороны, а с другой — гражданами, частными предпринимателями, неправительственными организациями. Это споры по жалобам о защите от чиновничьего произвола, об отмене незаконного увольнения, лишения и урезания пенсий, от незаконного начисления налогов и финансовых санкций, парализующих бизнес, от нарушений со стороны таможенных, антимонопольных, надзорных органов. 
Создание административных судов в Украине справедливо считается одной из наиболее значимых побед демократии; является результатом длительной и кропотливой работы, а подчас и борьбы. Много этапов было пройдено, чтобы законодательно закрепить существование административной юстиции. Хотя Конституция 1996 года обязала сформировать систему специализированных судов, но не уточнила, что «административных». Только в 2002 году новый ЗУ «О судоустройстве», принятый в результате так называемой Малой судебной реформы, наконец-то предусмотрел создание полноценной системы административных судов. Нормы закона еще предстояло претворить в жизнь. И только в 2004 году Президент утвердил структуру административных судов, но до 2006 года ни апелляционных, ни окружных административных судов в Украине не было. Процесс их формирования завершается только сейчас, а доукомплектование кадрами будет продолжаться еще долго. В это вложены большие бюджетные средства, усилия сотен людей: судей, правозащитников, экспертов, ученых. Кстати, подвижниками создания административной юстиции в Украине были представители ВСУ: уже покойный первый заместитель председателя ВСУ Владимир Стефанюк и нынешний председатель ВСУ Василий Онопенко. Но именно из Верховного Суда сегодня слышится конъюнктурная критика административных судов. 
Административная юстиция в Украине стала важной гарантией и необходимой составляющей основных гражданских и политических прав и свобод граждан. Ее ликвидация — это в любом случае репрессивный акт по ограничению основных прав и свобод граждан и жителей Украины, запрещенный Конституцией Украины и противоречащий международным обязательствам нашего государства. Часть третья статьи 22 Конституции запрещает при принятии или изменении законов сужать содержание или объем существующих прав и свобод. Само по себе упоминание о возможной ликвидации админсудов — это одобрительный сигнал взяточникам и коррупционерам во всех органах власти, который будет воспринят как призыв активизировать антиобщественную деятельность. Лучшего подарка, чем исчезновение административной юстиции, для них и придумать трудно. Выводы об истинных намерениях инициаторов ликвидации административной юстиции напрашиваются сами собой.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей