Планы фискальной службы по налоговой реформе

15:52, 19 декабря 2014
Газета: 49-50 (267-268)
В 2015 г. планируется сохранить мораторий на проведение проверок ФОП, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности...
Планы фискальной службы по налоговой реформе
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

Реформа налогового законодательства – одна из ключевых позиций программы деятельности Кабинета министров Украины, утвержденной постановлением КМУ №695 от 9.12.2014. Ею, в частности, предусмотренозавершение сокращения количества контролирующих органов, а также их функций; сокращение количества налогов с 22 до 9; снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, в т. ч. запрет проверок контролирующими органами; введение института налогового компромисса.

Над реформами усердствует не только правительство – в этот процесс активно включились парламентарии, которые буквально с первого дня работы новой каденции Верховной Рады начали вносить законопроекты, предусматривающие изменения в налоговое законодательство (подробнее см. статью «Лекарство для экономики и бюджета», №48 от 15 декабря).

Впрочем, более насущный вопрос – принятие Государственного бюджета на 2015 г., которое, как не раз заявляли в Кабмине, должно произойти одновременно с внесением изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк пообещал внести в Верховную Раду доработанный проект бюджета 22 декабря. Планируется, что 23 декабря он будет принят за основу, а затем подвергнется обсуждению в комитетах. Таким образом, Госбюджет на 2015 г. будет базироваться на новых законах.

Как заявил председатель Государственной фискальной службы Украины Игорь Билоус, есть надежда, что парламент также примет закон о налоговом компромиссе. По его мнению, это позволит еще до конца текущего года привлечь в бюджет значительные средства. Но поскольку сейчас в комитетах ВР рассматривается несколько таких законопроектов, редакции которых имеют существенные различия, подсчитывать финансовые ожидания от внедрения такого компромисса преждевременно.

В то же время, подчеркнул И. Билоус, сегодня фискальная служба активно работает не только над внедрением законодательных изменений, но и над разработкой реформ, необходимых непосредственно для ведомства. «Мы определили для себя 4 вектора. Первый – активное участие в законотворческой работе, второй – развитие информационных технологий, т. е. увеличение количества электронных сервисов с улучшением обслуживания плательщиков. Третий вектор – реструктуризация фискальной службы, которая в перспективе приведет к значительной оптимизации кадрового потенциала и повышению эффективности работы в целом. И четвертый, который мы прорабатываем вместе с судьями – юридический. Он будет предусматривать изменение процедуры административного обжалования, налоговые суды и т. д.», – глава ГФС.

«Судебно-юридическая газета» решила подробнее узнать о планах фискального ведомства, в частности, о последнем направлении работы: планируется ли создать налоговые суды как отдельные судебные учреждения.

Налоговые суды

Как отметила в эксклюзивном ответе нашему изданию Государственная фискальная служба, на сегодняшний день вопрос о модернизации процедуры административного обжалования задекларирован в Коалиционном соглашении Верховной Рады Украины VIII созыва. ГФС рассматривала ряд проектов нормативно-правовых актов о внесении изменений в порядок административного обжалования и предоставляла соответствующие предложения по их модернизации. Введение этих предложений позволит существенно уменьшить количество жалоб налогоплательщиков, в т. ч. судебных исков, обеспечить добровольную уплату налогов, реальные поступления в бюджет и уменьшение налогового долга.

Создание налоговых судов на сегодня является актуальным, оно позволит существенно уменьшить нагрузку на административные суды и ускорит рассмотрение дел соответствующей категории, подчеркнули в фискальной службе. Поэтому в случае принятия соответствующего решения субъектом законодательной инициативы оно будет поддержано ГФС Украины.

Законопроекты от ГФС

Государственная фискальная служба активно работает с новым составом Кабинета министров и Министерством финансов над формированием Государственного бюджета на 2015 г., который будет базироваться на налоговой реформе, предложенной Министерством финансов и ГФС в проектах законов «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» и «О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда». При доработке указанного пакета законопроектов особое внимание уделяется предложениям общественности и бизнес-сообщества.

Кроме того, с целью обеспечения детенизации экономики рабочей группой при Министерстве финансов с участием специалистов ГФС и представителей международных аудиторских компаний подготовлен проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием)». На сегодня этот проект дорабатывается с целью учета предложений экспертов Всемирного банка.

Чего не хватает нынешнему Налоговому кодексу?

Что касается необходимости проведения налоговой реформы, то ее проведение вызвано насущной необходимостью совершенствования налогового законодательства. По мнению ГФС, оно должно заключаться, среди прочего, в изъятии неэффективных налоговых льгот, расширении базы налогообложения, а также упрощении учета в целях налогообложения.

Целью проекта Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)», который входит в пакет налоговой реформы, является улучшение условий ведения бизнеса в Украине с одновременным повышением показателей нашего государства в международных рейтингах, а также эффективности использования ресурсов экономики, в частности, уменьшения расходов предприятий на определение налоговых обязательств и составление налоговой отчетности, а государства – на администрирование налогов.

Так, законопроектом предполагается сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9. Будет отменено 6 специальных налогов и сборов, которые суммарно генерируют 2% доходов государственного бюджета:

1) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

2) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности;

3) рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины;

4) сбор за места для парковки транспортных средств;

5) туристический сбор;

6) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

По мнению ГФС, это – малоэффективные налоги, которые, однако, требуют отдельного администрирования. Еще 13 налогов и сборов предлагается объединить в 5. Но даже такое сокращение – однозначный позитив для предприятий, ведь в результате уменьшится нагрузка на бухгалтерию, количество платежей, отчетов, проверок бизнеса, сократятся расходы на учет налогов.

По налогу на прибыль предлагается:

  • рассчитывать объект налогообложения на основании данных бухгалтерского учета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности, на разницы, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат до налогообложения в соответствии с положениями раздела III «Налог на прибыль» по амортизации необоротных активов, резервов (обеспечений), финансовых операций и ограничений отдельных видов расходов и преференций;
  • отмена 32 ограничений по учету затрат;
  • введение новой системы налогообложения страховщиков, что должно стимулировать добровольное медицинское страхование и страхование дополнительной пенсии в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.

Относительно общего режима подакцизных товаров и структуры ставок акцизного налога изменения заключаются в расширении группы подакцизных товаров за счет отнесения к ним электрической энергии с одновременной отменой сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками; введении акцизного налога с реализации через розничную торговую сеть алкогольных напитков, табачных изделий и топлива (ставка налога будет устанавливаться местными органами власти в размере не более 5% объема реализации); пропорциональное повышение ставок акцизного налога на бензин, дизтопливо, сжиженный газ за счет отмены экологического налога; восстановлении взимания акцизного налога с автомобилей, переоборудованных из грузовых в легковые; установлении единой ставки акцизного налога на сигареты с фильтром и без фильтра поэтапно в течение двух лет; внедрении электронной формы предоставления декларации о максимальных розничных ценах на сигареты.

Предприятиям энергетической отрасли в части акцизного налогообложения стоит ожидать следующих изменений. Во-первых, расширения группы подакцизных товаров за счет отнесения к ним электрической энергии с одновременной отменой сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками. При этом следует учитывать, что отнесение электроэнергии к подакцизным товарам соответствует требованиям Директивы ЕС по продуктам энергии и электроэнергии, входящим в гармонизированную номенклатуру товаров в странах-членах ЕС. Также планируется включение в состав экологического налога сборов за специальное использование лесных ресурсов и за первую регистрацию транспортного средства.

Что касается рентной платы – предусмотрено установление единого платежа за пользование природными ресурсами. В составе рентной платы сконцентрировано 3 налога и сбора, в результате чего предусматривается отмена: платы за пользование недрами, сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины и сбора за специальное использование воды.

О местных налогах

Изменениями также предусматривается оптимизация количества групп плательщиков единого налога до 4 с повышением максимального размера дохода, который позволяет находиться на упрощенной системе налогообложения (для первой и второй групп); снижение ставок единого налога для плательщиков третьей группы; объединение специальных режимов налогообложения в едином налоге путем введения отдельной (четвертой) группы плательщиков единого налога-сельскохозяйственных товаропроизводителей, в результате чего отменяется фиксированный сельскохозяйственный налог; расширение базы налогообложения налогом на недвижимое имущество за счет налогообложения коммерческой (нежилой) недвижимости (здания предприятий и склады, гостиницы, рестораны и бары, туристические базы, торговые центры, магазины, СТО, столовые, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, казино, игорные дома, здания бань и т. п.); предоставление права местным органам власти устанавливать ставки налога на недвижимое имущество для объектов жилой и нежилой недвижимости в размере до 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м площади объекта налогообложения; отмена сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора как малоэффективных; перенос платы за землю в состав местных налогов и консолидация платы за землю с налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в составе налога на недвижимое имущество.

В 2015 г. Государственная фискальная служба планирует продолжить активное участие в законотворческой деятельности с Минфином для дальнейшего внедрения налоговой реформы.

В то же время, многочисленные встречи с бизнесом позволили выявить несколько весомых вопросов работы этой системы, требующих решения на законодательном уровне. Исходя из этого, ГФС подготовлены и направлены Министерству финансов концептуальные предложения по решению вопросов, которые прошли обсуждение с представителями бизнес-сообщества и общественными организациями.

Введение моратория на проверки бизнеса – что думает ГФС?

Как известно, сейчас в парламенте зарегистрирован ряд законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, которые предусматривают в т. ч. введение моратория на его проверки (например, законопроект №1054). «Судебно-юридическая газета» поинтересовалась у ГФС, что думают в ведомстве по поводу данных законодательных предложений.

Отметим, что ст. 31 Закона Украины №719-VII от 16.01.2014 «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» (с изменениями и дополнениями) установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей контролирующими органами, кроме Государственной фискальной службы Украины, осуществляются в течение августа-декабря 2014 г. исключительно с разрешения Кабинета министров Украины или по заявлению субъекта хозяйствования относительно его проверки. Таким образом, указанная норма предусматривает исключение именно для органов Государственной фискальной службы.

По информации ГФС, в план-график проведения документальных плановых проверок отбираются исключительно налогоплательщики, имеющие «риск неуплаты налогов и сборов, неисполнения требований другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы». «Плательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем раз в 3 календарных года, со средней – не чаще раза в 2 календарных года, с высокой – не чаще раза в год», – подчеркнули в ведомстве. Кроме того, в текущем году сохранен мораторий на проведение проверок физических лиц-предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Указанный мораторий был введен 2 года назад на время проведения налоговых реформ. Аналогичный порядок проведения проверок ФОП планируется сохранить и в следующем году.

В то же время, принятие законодательных предложений, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, которые предусматривают введение моратория на проведение проверок контролирующими органами, по мнению фискальной службы, не учитывает специфики осуществления налогового контроля, основанного на рискоориентированном отборе субъектов к проверкам и возможности осуществления внеплановых проверок. И хотя программа деятельности КМУ предусматривает постепенное продвижение к запрету проверок, в ГФС считают, что такой запрет и невозможность принятия надлежащих мер налогового контроля приведут к ухудшению платежной дисциплины, уменьшению поступлений в Государственный бюджет, что в действующих условиях недопустимо.

Какой компромисс при проведении налоговой реформы будет достигнут между представителями бизнес-сообщества, контролирующими органами и законодателями, пока неизвестно.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду