В Минюсте рассказали об особенностях квалифоценивания частных исполнителей

12:04, 25 апреля 2017
Украина продолжает занимать лидирующие позиции среди европейских государств по количеству неисполненных судебных решений и по сумме невзысканных долговых обязательств. Исправить ситуацию попытались авторы Закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений иных органов», предложив создать институт частных исполнителей.
В Минюсте рассказали об особенностях квалифоценивания частных исполнителей

Катерина Беляева,

«Судебно-юридическая газета»

 

Украина продолжает занимать лидирующие позиции среди европейских государств по количеству неисполненных судебных решений и по сумме невзысканных долговых обязательств. Исправить ситуацию попытались авторы Закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений иных органов», предложив создать институт частных исполнителей.

Заботы по созданию частного исполнительного сектора, а именно по обучению и отбору желающих осуществлять частную исполнительную деятельность, взяло на себя Министерство юстиции Украины, заручившись поддержкой иностранных доноров.

О том, кто и как будет обучать будущих частных исполнителей, зачем и где частным исполнителям страховать свою ответственность перед третьими лицами, а также, почему прошедшие обучение не спешат сдавать квалификационный экзамен, «Судебно-юридической газете» рассказал заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр.

 

- Сергей Владимирович, известно, что лица, желающие осуществлять частную исполнительную деятельность, должны пройти обучение на базе Института последипломного образования Министерства. Стоимость обучения составляет 6 тыс. грн без проживания (проживание оплачивается отдельно). При этом, как нам сообщили в Институте, обучение является обязательным. Не ограничивает ли стоимость обучения доступ к профессии для лиц из регионов, где 6 тыс. грн являются достаточно ощутимой суммой?

- Я не думаю, что данная сумма каким-либо образом ограничивает доступ к профессии. Она вычислялась Институтом с учетом законодательных предписаний, на основании специальных инструкций и обоснованных показателей стоимости учебного процесса.

Мы понимаем, что вхождение в любую профессию требует вложения определенных средств. Если лицо желает осуществлять нотариальную или адвокатскую деятельность, то оно также должно понести некие затраты на сдачу экзамена, стажировку и пр. Таким образом, кандидаты, желающие стать частными исполнителями, должны быть готовы к определенным расходам. Эти расходы я считаю достаточно адекватными, тем более, когда речь идет о вступлении в абсолютно новую профессию, не имеющую пока конкуренции на национальном рынке.

- В рамках подготовки будущих судей было принято решение о том, что помощники судей, желающие одеть мантии, будут проходить предварительное обучение по сокращенной программе. Почему такой подход не был взят на вооружение Министерством, ведь многие из «студентов» являются государственными исполнителями, проработавшими не один год?

- К сожалению, количество лет, которые отработал тот или иной человек в любой сфере деятельности, не является показателем качества. Ярким примером может послужить конкурс на должность судьи Верховного Суда. Мы увидели, что некоторые судьи высших специализированных судов, имеющие солидный профессиональный стаж, не набирали тех баллов, которые набирали лица, не являющиеся судьями. Поэтому сам факт того, что кандидат ранее находился на государственной исполнительной службе, не означает, что он не требует обучения.

Кроме этого, некоторые государственные исполнители из регионов занимались только определенными категориями исполнительных производств, поэтому им есть чему учиться. Тем более, что месяц обучения — это не так много. Однако, за этот месяц соискатели получат знания от ведущих специалистов сферы исполнительного производства — преподавателей, ученых, практиков. Думаю, что это не будет лишним, учитывая то, что эксперты считают экзамен достаточно сложным.

Также необходимо отметить, что с нового года у нас действует автоматизированная система исполнительных производств. Уверен, что соискателям будет полезно разобраться, как она работает, и разрешить вопросы, возникающие во время ее применения.

- А не будут ли государственные исполнители в заведомо выигрышном положении во время проведения квалификационного экзамена, особенно при выполнении практического задания?

- К обучению и, соответственно, экзамену, законодатель допустил не только государственных исполнителей, но и юристов, адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих. Уверен, что профессиональный уровень этих лиц не ниже, а в некоторых случаях — выше, чем уровень государственных исполнителей.

Следует учитывать, что исполнение судебных решений не является столь сложной материей, как, скажем, осуществление правосудия. Исполнители руководствуются двумя законами, рядом подзаконных нормативных актов, однако в них нет сложностей, с которыми бы не справился профессиональный юрист.

Поэтому не думаю, что можно говорить о серьезном конкурентном преимуществе государственных исполнителей.

Кроме этого, следует обратить внимание на опыт других государств в этой области. Например, когда подобная реформа проходила в Прибалтике, на рынок частных исполнителей были допущены только бывшие государственные исполнители. Мы подошли к этому вопросу значительно шире, что, по моему убеждению, делает украинскую реформу гораздо более прогрессивной.

- К слову о практическом задании. Насколько нам известно, в законе речь идет только о тестировании. Практическое задание было введено приказами Министерства. Почему Министерство «расширило» законодательные предписания путем приказов, а не изменений в закон?

- Действительно, в Законе «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» указывается, что квалификационный экзамен для будущих исполнителей должен проводиться путем автоматизированного анонимного тестирования лица, изъявившего намерение осуществлять деятельность частного исполнителя. По этому вопросу мы неоднократно советовались с украинскими и иностранными экспертами, в т.ч. и с теми, которые оказывали помощь в подготовке конкурсов в правоохранительные органы и Верховный Суд. Мы не усматриваем, что каким-либо образом отошли от предписаний закона или расширили его толкование. Экзамен будет автоматизированным, т.е. человек все задания будет получать в компьютере и там же он будет на них отвечать.

Что же касается практического задания, то оно будет заключаться в решении задачи, изложении обоснования такого решения и составления процессуального документа. К сожалению, полноценная автоматизированная проверка такого комплексного и творческого, по сути, задания компьютером не представляется возможной, поэтому практическое задание будет проверять и оценивать квалификационная комиссия, которая пока состоит из семи человек — представителей Министерства.

Однако, мы исходим из того (и эту позицию разделяют украинские и зарубежные эксперты), что практическое задание также является тестом (от англ. test — испытание, исследование), направленным на выявление знаний лица. Именно поэтому можно утверждать, что предписания закона нарушены не были.

- Насколько нам известно, двумя кандидатами в частные исполнители был подан иск по этому поводу (управляющий партнер юрфирмы «Арио» Алексей Воронько и юрист Павел Коцюбинский подали иск к Минюсту. По мнению юристов, Минюст, приняв Порядок допуска к профессии частного исполнителя (приказ от 25.10.2016 года №3053/5), нарушил Конституцию и законы Украины, — прим. ред.). Как Вы считаете, есть ли судебная перспектива у этого иска?

- Данные лица обратились с иском не так давно и, насколько мне известно, заседание по этому делу назначено на конец лета. Министерство юстиции подготовит свою позицию. Однако, отмечу, что лично я не вижу судебной перспективы этого иска.

Несколько странным является то, что порядок сдачи экзамена был утвержден еще в октябре минувшего года, а иск появился только теперь. Однако, это право истцов.

- А смогут ли кандидаты, не сдавшие экзамен, обжаловать решение квалификационной комиссии?

- Да. В судебном порядке.

- Первая волна желающих осуществлять исполнительную деятельность в частном порядке уже получила свидетельства об окончании обучения. Согласно профильному закону, частные исполнители должны страховать свою ответственность, однако в законе о страховании такой вид страхования не подпадает под разряд обязательных. Получается своеобразная законодательная коллизия…

- Экземпляр типового договора страхования для частных исполнителей был разработан при участии Министерства юстиции, Центра коммерческого права, Лиги страховых организаций, а также нескольких крупнейших игроков на рынке страховых услуг. Работа над разработкой велась с лета минувшего года. На данный момент проект договора, рекомендованный для использования в работе частными исполнителями и страховыми компаниями, размещен в публичном доступе на сайтах министерства, Центра коммерческого права и Лиги страховых организаций.

В принципе все страховщики, с которыми мы взаимодействовали во время разработки договора, не увидели проблем в страховании ответственности частных исполнителей. Поэтому можно говорить о том, что все частные исполнители, которые хотят быть застрахованными, будут застрахованными. Более того, мощные игроки страхового рынка выказывают заинтересованность в предоставлении подобных услуг.

Что же касается законодательной коллизии, то, по моему мнению, она довольно условна. Как только первые лица, прошедшие обучение, начнут сдавать квалификационный экзамен, на сайте Министерства начнет формироваться публичный реестр частных исполнителей. Этот реестр будет содержать информацию о том, является ли то или иное лицо частным исполнителем, какой номер его свидетельства, а также в какой страховой компании и на какую сумму оформлен его страховой полис.

- Вы говорите о крупных игроках страхового рынка. Но в регионах, возможно, есть небольшие компании, для которых страхование частных исполнителей может оказаться неподъемным…

- Министерство юстиции не регулирует процесс страхования частных исполнителей. На круглых столах мы неоднократно обсуждали, что лица, желающие осуществлять частную исполнительную деятельность, работать честно и формировать репутацию, заинтересованы в том, чтобы оформить страховку в страховой компании, признанной на рынке, а не в той, которая просто выдает страховые полисы.

Кстати, при выборе частного исполнителя клиентам будет не лишним обращать внимание на то, в какой страховой компании он застрахован. Если это известная компания, которая длительное время прибывает на рынке и добросовестно осуществляет выплаты по страховке, то исполнитель заслуживает доверия, по крайней мере, со стороны взыскателя. Если же страховая компания, застраховавшая ответственность исполнителя, не имеет своей истории и неизвестна клиенту, то обращаться к такому исполнителю клиент будет на свой риск.

- В законе указано, что страховать свою ответственность исполнитель должен перед «третьими лицами». Кто подпадает под понятие «третьи лица» и какие действия исполнителя должны повлечь за собой страховые выплаты?

- Это любые лица, которым действиями частного исполнителя был причинен ущерб.

- Поскольку частными исполнителями могут стать адвокаты и нотариусы, то возникает вопрос: не будет ли конфликта интересов, если ответчиком или клиентом частного исполнителя окажется лицо, интересы которого частный исполнитель представлял ранее, как, скажем, адвокат?

- Теоретически конфликт интересов может иметь место. И как исполнителю действовать в таком случае, прописано в законе. Законодатель четко определил, что является конфликтом интересов, как заявлять отвод, брать самоотвод и т.д.

Напомню, что на данный момент деятельность частного исполнителя не совместима с деятельностью адвоката и нотариуса. Т.е., чтобы осуществлять деятельность частного исполнителя, адвокат должен приостановить действие своего адвокатского свидетельства. Исключение составляют арбитражные управляющие, деятельность которых сходна с деятельностью исполнителей и, по мнению законодателя, может быть совместима с последней.

К слову, в скором времени в парламент должен быть представлен новый закон об адвокатуре. Возможно, там будут заложены законодательные основания для совмещения деятельности адвоката и частного исполнителя по примеру арбитражных управляющих. Это также может иметь место при условии надлежащего законодательного регулирования.

- На данный момент Квалификационная комиссия, которая занимается отбором частных исполнителей, полностью подотчетна Министерству юстиции. Будет ли она подотчетна ведомству в дальнейшем и о какой независимости частных исполнителей можно будет говорить в таком случае?

-  Частные исполнители будут подотчетны Министерству юстиции до момента создания Ассоциации частных исполнителей Украины, членами которой должны стать все частные исполнители. К Ассоциации перейдут все дисциплинарные и квалификационные полномочия. Однако, для того, чтобы сформировать Ассоциацию, нужно какое-то количество частных исполнителей.

- Когда же это произойдет? И смогут ли частные исполнители на равных конкурировать со своими государственными коллегами?

- Мне было бы легче делать какие-то прогнозы после того, как будут проведены хотя бы несколько экзаменов. Тогда мы могли бы ориентировочно спрогнозировать, как быстро будет наполняться рынок.

Конкурировать частные исполнители с государственными начнут сразу же после получения права осуществлять свою деятельность. Мы знаем, что разница в полномочиях государственных и частных исполнителей законодателем заложена (полномочия частных исполнителей не распространяются на определенные категории производств, а также первые два года существует ограничение по взыскиваемым суммам), однако в масштабе рынка эта разница не будет значительной. При этом мы надеемся на то, что частные исполнители будут работать оперативнее своих государственных коллег, ведь частные исполнители сами будут формировать условия для своей работы; смогут привлекать неограниченное количество помощников; будут финансово заинтересованы в том, чтобы завершить как можно большее количество производств в кратчайшие сроки.

В то же время нельзя забывать о том, что качество функционирования института частных исполнителей в целом зависит от того, насколько высокий уровень профессионализма будет у лиц, изъявивших желание сдать квалификационный экзамен. 

На данный момент мы выпустили первую волну лиц, которые прошли необходимое обучение, однако экзамен пока не проводился. Здесь очень важно не отождествлять обучение и сам экзамен. Институт не имеет полномочий экзаменовать соискателей. Он выдает свидетельства о том, что данные лица прошли соответствующие обучение. После получения такого свидетельства кандидат должен обратиться в Квалификационную комиссию при Министерстве юстиции с заявлением, а также пакетом документов, определенных в законе.

Квалифкомиссия должна проверить предоставленные документы на предмет соответствия требованиям закона и принять решение о допуске или не допуске соискателя к экзамену. Информация о допущенных лицах, а также о группах, в которые они будут распределены для сдачи экзамена (технические возможности позволяют одновременно экзаменовать не более 25 человек), будет обнародована на сайте Министерства юстиции.

Пока немногие из получивших свидетельство о завершении обучения подали документы в Комиссию. Мне непонятно, почему ситуация складывается таким образом. Возможно, кандидатам нужно больше времени для того, чтобы подготовиться к экзамену. Это их право, ведь время, на протяжении которого лицо, имеющее свидетельство о прохождении обучения, может обратиться в Комиссию, не ограничено.

- Насколько нам известно, эксперты, в т.ч. и иностранные, оценивают экзамен, как достаточно сложный. Возможно, это является причиной низкой активности юристов?

- Действительно, такое мнение существует. Но лично я не нахожу экзамен слишком сложным. Все вопросы (за исключением практических и ситуативных заданий) находятся в публичном доступе. Однако, даже если мы рассмотрим практические задания, например, написание процессуального постановления или ходатайства, то выявим, что это не такие сложные документы, как, например, решения суда. Именно из этого исходил законодатель, ставя перед лицами, желающими осуществлять деятельность частных исполнителей, достаточно невысокие требования — высшее юридическое образование и два года юридического стажа.

Да, есть непростые моменты, такие, как обращение взыскания на долю в корпоративных правах или на объекты интеллектуальной собственности, но и в этой части есть как практические наработки, так и теоритические пособия.

 

✅ Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как стать судьей: началась спецподготовка будущих судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Светлана Хома
    Светлана Хома
    судья Хозяйственного суда Тернопольской области
Новости онлайн