Сам себе проверяющий, или Мораторий на проверки-2015

12:16, 16 марта 2015
Газета: 10 (278)
Фискалы сами себе разрешили проверку и, как это принято в последнее время, письмом...
Сам себе проверяющий, или Мораторий на проверки-2015
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Эмма Забережная,
специально для «Судебно-юридической газеты»

В последнее время создается впечатление, что ширина того пояса, которым подпоясали украинский бизнес, достигла уже его шеи. И причина тому – не только финансовый кризис и проблемное украинское законодательство, но и проверки контролирующих органов. Причем больше всего вопросов возникает там, где их быть, казалось бы, не должно, а именно относительно моратория на проверки. Итак, поговорим о счастливчиках, которым можно вздохнуть с облегчением, и о тех, кому придется готовиться к встрече с контролерами.

Прежде всего, хочется напомнить, что в течение августа – декабря прошлого года речь о моратории на проверки шла, исходя из норм ст. 31 Закона о госбюджете на 2014 г. Согласно принятым в этот период документам, проверки могли проводиться исключительно на основании разрешения Кабмина или по заявлению самого субъекта хозяйствования. Правда, указанные требования не касались органов Государственной фискальной службы, поскольку за ними право на проведение проверок сохранялось. Но что бы там ни говорили, но в 2014 г. у нас была четко прописанная норма, чего не скажешь о 2015-м.

Противоречивые законы

На данный момент мы имеем Закон №71-VIII от 28.12.2014 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее – Закон №71-VIII) и Закон №76-VIII от 28.12.2014 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» (далее – Закон №76-VIII), нормы которых, мягко говоря, несколько противоречат друг другу.

Цитата из документа:

«Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины) осуществляются в течение января – июня 2015 г. исключительно с разрешения Кабинета министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки» (п. 8 р. ІІІ Закона №76-VIII).

Вроде бы все предельно понятно: ГФС и Госфининспекция имеют полное право проверять. Однако не будем спешить с выводами.

Цитата из документа:

«Установить, что в 2015 и 2016 гг. проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или согласно требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины. Указанное ограничение не распространяется:

• с 1 января 2015 г. – на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или вырабатывают и/или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения налога на добавленную стоимость;

• с 1 июля 2015 г. – на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица-предприниматели) групп, кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных п. 27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций» (п. 3 р. ІІ Закона №71-VIII).

Как видим, п. 3 р. ІІ Закона №71-VIII, в отличие от п. 8 р. ІІІ Закона №76-VIII, так сказать, расширил круг оснований для проведения проверок. При этом ГФС и Госфининспекция привилегий в отношении проведения проверок не имеют.

Вместе с тем, до сих пор не исправлена ошибка п. 3 р. ІІ Закона №71-VIII, ссылающегося на п. 27 подр. 10 р. XX «Переходные положения» НКУ, хотя понятно, что речь там идет о п. 28 названного подраздела. Кстати, на эту ошибку не обратили внимания и фискалы в своем письме №2463/7/99-99-22-02-04-17 от 28.01.2015.

Учитывая все, приведенное выше, проверкам контролеров не подлежат предприятия и физические лица-предприниматели с объемом дохода за предыдущий календарный год до 20 млн грн, которые не ввозят на таможенную территорию Украины и/или не вырабатывают, и/или не реализуют подакцизные товары. При условии, конечно, что нет разрешения Кабмина, желания самого субъекта хозяйствования, решения суда или требований УПК. Однако такого субъекта хозяйствования могут проверить на предмет наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС.

Попадают в ряды счастливчиков и плательщики единого налога второй и третьей (физические лица-предприниматели) групп, кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, которые с 1 января до 30 июня 2015 г. включительно начали применять РРО (п. 28 подр. 10 р. XX «Переходные положения» НКУ). В письме ГФС №2463/7/99-99-22-02-04-17 от 28.01.2015 контролеры пришли к аналогичному выводу, не вспомнив при этом нормы Закона №76-VIII.

Кому ждать проверок в 2015 г.

Подытоживая изложенное выше и учитывая п. 3 р. ІІ Закона №71-VIII, к проверкам нужно готовиться:

• субъектам хозяйствования с объемом дохода за предыдущий календарный год свыше 20 млн грн. Для таких субъектов хозяйствования проверки происходят по всем направлениям;

• субъектам хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или вырабатывают, и/или реализуют подакцизные товары независимо от объемов дохода за предыдущий календарный год. Проверки таких хозсубъектов осуществляются на общих основаниях. Хотя, учитывая п. 8 р. ІІІ Закона №76-VIII, которым установлен мораторий на проверки, в течение января – июня 2015 г. проверять таких субъектов могут только ГФС и Госфининспекция;

• субъектам хозяйствования с объемом дохода за предыдущий календарный год до 20 млн грн, которые не ввозят на таможенную территорию Украины и/или не вырабатывают, и/или не реализуют подакцизные товары, – на предмет наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС. Вместе с тем, по другим вопросам в 2015 и 2016 гг. их могут проверять исключительно с разрешения Кабмина, по их же заявлению относительно проверки, согласно решению суда или требованиям УПК;

• с 1 июля 2015 г. – плательщикам единого налога второй и третьей групп (ФЛП), кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, которые с 1 января до 30 июня 2015 г. включительно не начали применять РРО.

Вместе с тем, следует напомнить, что обязательное применение РРО плательщиками второй и третьей групп начинается:

- для плательщиков единого налога третьей группы – с 1 июля 2015 г.;

- для плательщиков единого налога второй группы – с 1 января 2016 г. (абз. 13 и 14 п. 110 р. І Закона №71-VIII).

Не совсем понятно, почему плательщики единого налога второй группы будут проверяться с 1 июля 2015 г., имея в запасе еще полгода – до 1 января 2016 г. Хочется верить, что это просто очередная ошибка.

Обращаем внимание на то, что обнародован проект распоряжения Кабмина, которым предлагается предоставить органам ГФС разрешение на проведение проверок налогоплательщиков, предоставляющих уточняющие расчеты для достижения налогового компромисса. Т. е. ГФС может быть предоставлено разрешение проводить документальные проверки во время реализации процедуры достижения налогового компромисса в условиях моратория на проведение проверок налогоплательщиков в 2015 и 2016 гг. Однако фискалы уже сами себе разрешили такие проверки и, как это принято в последнее время, письмом.

Цитата из документа

«Контролирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем предоставления уточняющего расчета, заявления о компромиссе и перечня (описи), принимает решение о необходимости или отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки» (письмо ГФСУ от 02.02.2015 г. №3217/7/99-99-15-01-04-17).

Итак, учитывая все изложенное выше, если предприятие или физическое лицо-предприниматель не входят в приведенный выше перечень, но кто-то из контролеров решил их побеспокоить, допускать их к проверке субъекты хозяйствования вовсе не обязаны.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Антоніна Славицька
    Антоніна Славицька
    народний депутат України, кандидат юридичних наук
  • Віталій Зуєв
    Віталій Зуєв
    суддя Верховного Суду у Касаційному господарському суді
  • Наталія Палюх
    Наталія Палюх
    суддя Залізничного районного суду м. Львова
  • Світлана Таран
    Світлана Таран
    суддя Південно-західного апеляційного господарського суду