Новеллы процессуального законодательства: оперативно-розыскная деятельность

10:27, 27 июня 2016
3 июня 2016 года представители разных депутатских фракций — Андрей Кожемякин, Николай Паламарчук, Виктор Король, Виктор Развадовский, Юрий Мирошниченко, Артур Палатный и Владислав Бухарев — зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4778, которым предлагается изложить в новой редакции Закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Новеллы процессуального законодательства: оперативно-розыскная деятельность
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

 

3 июня 2016 года представители разных депутатских фракций — Андрей Кожемякин, Николай Паламарчук, Виктор Король, Виктор Развадовский, Юрий Мирошниченко, Артур Палатный и Владислав Бухарев — зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4778, которым предлагается изложить в новой редакции Закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Как поясняют инициаторы проекта, поднимается вопрос о том, что действующий закон об ОРД морально устарел.

Другой немаловажной причиной принятия нового закона депутаты называют несогласованность законодательства, которое регулирует оперативную и процессуальную деятельность, учитывая принятие нового УПК.

Из-за законодательной неурегулированности согласование и санкционирование оперативно-следственных мероприятий и негласных следственных действий требует длительного времени, что негативно влияет на их результативность и эффективность.

Еще большую актуальность упомянутые вопросы приобрели со вступлением в силу Законов «О Национальной полиции», «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и «О Государственном бюро расследований».

При этом действующий закон об ОРД не отвечает в полной мере требованиям практики Европейского суда по правам человека.

В итоге инициаторы считают внесение изменений в этот закон нецелесообразным и предлагают вместо этого принять новый нормативный акт.

Абсолютно новой частью законопроекта №4778 является раздел «Определение терминов». В нем определено, что такое аудио- и видеоконтроль места и лица; что такое снятие информации с различных источников и фиксация, контроль телефонных разговоров и корреспонденции; что такое негласное сотрудничество и штатный негласный работник, а также множество других понятий. Тем самым многие элементы и методы оперативно-розыскной деятельности получают общее и специализированное определение на уровне законодательства, а не только специальных инструкций МВД или правовой литературы.

Далее положения проекта подают измененные по сравнению с действующей редакцией закона определения задач оперативно-розыскной деятельности и принципов, на которых она основывается. Так, ст. 1 действующего закона говорит о задаче ОРД как о поиске и фиксации фактических данных о противоправных деяниях с целью пресечения правонарушений, а также в интересах безопасности граждан, общества и страны. А ст. 2 законопроекта подает расширенный список, разделяя задачи ОРД на три группы. Кроме непосредственно поиска и фиксации данных о противоправной деятельности, к ним отнесены также получение информации о правонарушениях, которые не являются уголовными, если это способствует противодействию преступлениям, и получение информации о фактах и обстоятельствах, которые не содержат признаков уголовного правонарушения, но в соответствии с законодательством требуют проверки.

Такая формулировка фактически расширяет сферу, в которой осуществляется оперативно-розыскная деятельность, за пределы уголовного производства и может вызвать негативную реакцию общественности. Хотя, пределы ОРД будут очерчены законодательством (к слову, не обязательно уголовным), и это позволит избежать незаконного вмешательства осуществляющих ее органов в сферы, прямо не касающиеся правонарушений, пока это не разрешит законодательный орган. Кроме этого, это прямо связано с некоторыми задачами ОРД, такими как установление местоположения без вести пропавших лиц или анкетных данных неузнанных лиц, что не всегда связано с уголовным производством.

Перечень принципов верховенства права, законности и соблюдения прав и свобод человека, на которых строится ОРД, законопроект предлагает дополнить принципами:

  • наступательности (осуществления ОРД с целью предотвращения преступлений до их совершения или пресечения будущих возможных преступлений);
  • конспиративности (осуществления негласных мероприятий в полной тайне от тех, кто не имеет доступа к информации о их проведении по закону);
  • объединения гласных и негласных мероприятий;
  • взаимодействия с госорганами, населением, неправительственными или общественными организациями;
  • соответствия и адекватности использования оперативно-розыскных мероприятий степени общественной опасности противоправной деятельности.

Нужно отметить, что расширенные определения перечисленных принципов в проекте №4778 не приводятся, но в отдельных статьях уделяется внимание как соблюдению принципа законности, так и обеспечению прав и свобод человека. Так, в ст. 6 прямо указано, что в случае нарушения прав и свобод человека или законных интересов юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица не подтвердилась, подразделения, которые осуществляют ОРД, обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Граждане Украины имеют право обращаться по этому поводу в соответствующее подразделение и получать письменные пояснения. Обязанность по восстановлению прав и возмещению ущерба также возлагается на судей и прокуроров, которые должны этому всеми методами способствовать.

Подробнее об этом читайте в статье «Оперативно-розыскная деятельность: новые реалии требуют нового закона».

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки