Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины усовершенствует механизм выдачи лицензий на обращение с опасными отходами, их утилизацию, и создаст необходимую материально-техническую базу.
Так, 3 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5354 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обращения с опасными отходами».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Олег Недава, Иван Рыбак, Андрей Артеменко, Анатолий Дырив, Вадим Ивченко, Сергей Валентиров, Сергей Сажко, Павел Дзюблик, Сергей Тригубенко и Ярослав Москаленко.
Более жесткие правила для управления опасными отходами
Директивой Совета Европы об опасных отходах от 12 декабря 1991 года установлено, что надлежащее управление опасными отходами требует дополнительных, более жестких правил, которые должны учитывать специальную природу таких отходов.
Исходя из содержания указанной директивы, которую государство должно обеспечить, хозяйственная деятельность по обращению с опасными отходами подвергалась мониторингу в наиболее всеобъемлющий способ. Общей Директивой об отходах и отмене некоторых директив от 19 ноября 2008 года предполагается, что опасные отходы должны регулироваться строгими спецификациями, чтобы предотвратить или ограничить, насколько это возможно, потенциальные негативные для окружающей среды и человеческой жизни эффекты, возникшие из-за ненадлежащего обращения.
«Существующая до настоящего времени система лицензирования операций обращения с опасными отходами не соответствует европейским требованиям. Сегодняшняя процедура лицензирования является чисто формальной», — подчеркивают народные депутаты.
Согласно Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами лицензирования, утвержденных постановлением КМУ от 13 июля 2016 года №446, не усматривается обязанность органа лицензирования убедиться в фактическом наличии материально-технической базы у соискателя лицензии.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 13 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», установлено, что основанием для отказа в выдаче лицензии по результатам рассмотрения заявления о получении лицензии является выявление недостоверности данных в подтверждающих документах, представленных соискателем лицензии. Выявлением недостоверности данных в подтверждающих документах, поданных субъектом хозяйствования в орган лицензирования, является установление на момент представления документов соискателем лицензии или лицензиатом наличии расхождения между данными, приведенными в них, и фактическим состоянием этого субъекта хозяйствования.
Пренебрежение правил по утилизации
Действующее нормативно-правовое поле не содержит положения относительно превентивных мер, которые бы обеспечивали невозможность негативного воздействия на окружающую среду и жизнь людей. Вместе с тем, подобные мероприятия необходимы, поскольку небрежное обращение с опасными отходами порождает необратимые негативные последствия, проявляющиеся во влиянии на здоровье людей и окружающую среду. Государственные институты должны надлежащим образом выполнять свои функции и не допускать функционирования хозяйствующих субъектов, которые не обладают должной материально-технической базой для безопасной утилизации опасных отходов.
«Вполне понятным является то, что в начале осуществления лицензионной деятельности соискателя лицензии орган лицензирования убеждался бы в реальности намерений хозяйствующего субъекта осуществлять утилизацию опасных отходов безопасными методами. Поэтому и нужно установить требования, реализация которых будет побуждать государственные органы ответственно и в рамках закона выполнять свои функции, направленные на обеспечение конституционных прав граждан, и которые не будут соблазнять предпринимателей действовать недобросовестно», — отмечают народные депутаты.
Отсутствие нужного оборудования
Как отмечается в пояснительной записке, по данным общественности, не все предприятия, получившие и осуществляющих деятельность по утилизации опасных отходов, обладают оборудованием, которое позволяет осуществлять безопасную утилизацию опасных отходов. Лицензиаты фактической утилизации, а этой около 86%, не осуществляют и/или вывозят опасные отходы на полигоны бытовых отходов, или в ближайшие лесополосы и т.п., вследствие чего происходит:
Кроме этого, к сожалению, законодательство в отношении опасных отходов не предусматривает надлежащей системы отчетности и мониторинга. Существующая статистическая отчетность не предоставляет объективную информацию в этой сфере.
В европейских странах, согласно их внутренним национальным законодательством и в соответствии с Директивой об опасных отходах, легко установить количество созданных отходов и количество утилизированных.
Подобный механизм целесообразно внедрить и в нашей стране. Он будет способствовать добросовестности деятельности лицензиатов, учитывая бессрочный срок действия лицензии.
Законодательные меры и лицензия на утилизацию
Целью законопроекта является создание последовательного, адаптированного к требованиям европейского законодательства и национального законодательства механизма обращения с опасными отходами: от получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами до устранения препятствий осуществления хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами.
Законопроектом предусматривается установление требования для соискателя лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами и иметь необходимую материально-техническую базу.
Экологическая безопасность
Принятие закона будет способствовать совершенствованию механизма выдачи лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами, согласованию норм общего и специального законодательства; создаст прозрачный и понятный механизм управления опасными отходами, что будет способствовать обеспечению экологической безопасности страны.