Комитет Верховной Рады рассмотрит законопроект Зеленского о ликвидации Окружного админсуда Киева

08:20, 13 мая 2021
13 мая Комитет Верховной Рады рассмотрит законопроект Зеленского о ликвидации Окружного админсуда Киева.
Комитет Верховной Рады рассмотрит законопроект Зеленского о ликвидации Окружного админсуда Киева
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

13 мая состоится заседание Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики. На сайте Комитета по состоянию на 18-00 12 мая повестка дня пока не размещена, как и информация о том, будет ли онлайн-трансляция заседания. В то же время, как сообщает член Комитета, народный депутат Сергей Демченко, в повестке дня – законопроекты авторства Владимира Зеленского о ликвидации Окружного административного суда Киева 5369 и сопутствующий ему 5370 (о внесении изменений в переходные положения закона о судоустройстве).

Напомним, что 14 апреля были опубликованы тексты законопроектов Владимира Зеленского о ликвидации Окружного админсуда Киева и создании Киевского городского окружного админсуда № 5369, а также сопроводительного к нему законопроекта о внесении изменений в Заключительные и переходные положения Закона «О судоустройстве и статусе судей» № 5370.

Так, согласно им:

  • ОАСК ликвидируется, а вместо него создается Киевский городской окружной административный суд с местонахождением в Киеве, территориальная юрисдикция которого распространяется на Киев;
  • ОАСК прекращает осуществление правосудия. До начала работы Киевского городского окружного административного суда дела, подсудные ОАСК, рассматриваются и решаются Киевским окружным административным судом. Напомним, что сейчас его юрисдикция распространяется на область.

Также ОАСК согласно тексту законопроекта безотлагательно, в течение 10 рабочих дней, должен передать судебные дела в Киевский окружной административный суд, а со дня начала работы нового Киевского городского окружного административного суда Киевский окружной административный суд безотлагательно передает дела, подсудные ОАСК, в Киевский городской окружной административный суд.

Таким образом, предлагается своеобразная трехступенчатая передача дел: ОАСК – КОАС – новый КГОАС.

При этом согласно действующей редакции КАСУ дела придется рассматривать с самого начала ввиду изменения состава суда.

Ранее «Судебно-юридическая газета» писала, какие последствия может иметь ликвидация ОАСК для социальных, налоговых и других споров, которых в ОАСК на данный момент почти 45 тысяч.

Законопроектом 5370 предлагается установить, что во время ликвидации ОАСК положения закона о судоустройстве о порядке прекращения осуществления правосудия судом, который ликвидируется, и передачи им судебных дел применяются с учетом особенностей, определенных Законом «О ликвидации Окружного административного суда города Киева и создании Киевского городского окружного административного суда».

Примечательно, что в пояснительной записке к законопроекту 5369, которую подписал замглавы Офиса Президента Андрей Смирнов, указывается, что законопроект подан после консультаций с Высшим советом правосудия.

Однако в консультативном выводе ВСП идет речь совсем о другом законопроекте.

«Законопроектом предлагается ликвидировать Киевский окружной административный суд и Окружной административный суд города Киева и создать Окружной административный суд Киевской области и города Киева с территориальной юрисдикцией в Киевской области и городе Киеве и местонахождением в городе Киеве», - отмечает ВСП в выводе от 4 марта.

На это обратило внимание и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, которое предоставило свое заключение к данным законопроектам.

Так, по результатам рассмотрения законопроекта № 5369 ГНЭУ обратило внимание на следующее.

«С Высшим советом правосудия согласовывался текст законопроекта, отличный от поданного в парламент, о чем свидетельствует название и содержание размещенного на официальном сайте решения ВСП», - отмечает ГНЭУ.

Также эксперты ВР отмечают, что порядок ликвидации ОАСК отличается от общего порядка ликвидации судов в Украине, хотя анализ законопроекта и пояснительной записки к нему не дает аргументов, свидетельствующих о целесообразности такого законодательного шага.

Кроме того, ГНЭУ обращает внимание на показатели среднегодовой нагрузки отдельных судов (по данным ГСА).

Так, в производстве Киевского окружного административного суда в 2020 году находилось 19 665 дел и материалов; в производстве Окружного административного суда Киева в течение этого периода находилось 61 350 дел и материалов.

С 12.03.2020 по 12.03.2021 канцелярией ОАСК зарегистрировано более 35 тыс. исков и 183 тыс. входящей корреспонденции (ходатайства, заявления, обращения и другие процессуальные документы).

По данным, приведенным на сайте Судебной власти Украины, в ОАСК по состоянию на 14.04.2021 работает 49 судей, в Киевском окружном административном суде – 22 судьи.

«Анализ вышеприведенных данных свидетельствует, что при передаче Киевскому окружному административному суду дел, сейчас подсудных Окружному административному суду Киева, нагрузка на каждого судью увеличится в несколько раз. То есть, количество дел станет таким, которое судьи физически не в состоянии будут рассмотреть в разумные сроки.

Кроме того, обращаем внимание на то, что дела, переданные в Киевский окружной административный суд, а в дальнейшем в Киевский городской окружной административный суд, подлежат рассмотрению сначала, или повторному рассмотрению со стадии предварительного производства на основании ч. 14 ст. 31 Кодекса административного судопроизводства (КАСУ) в связи с изменением состава суда.

Это вряд ли сделает возможным соблюдение сроков рассмотрения административных дел, определенных в ст. 193 КАСУ, согласно которой суд должен начать рассмотрение дела по существу не позднее чем через 60 дней со дня открытия производства по делу, а в случае продления срока предварительного производства – не позднее следующего дня со дня окончания такого срока.

В свою очередь, ч. 2 ст. 193 КАСУ обязывает суд рассмотреть дело по существу в течение 30 дней со дня начала рассмотрения дела по существу. Подобная ситуация приведет к ограничению права на доступ к правосудию и не исключает увеличения количества обращений в Европейский суд по правам человека с жалобами на продолжительность административного производства и отсутствия в национальном законодательстве в Украине эффективного средства правовой защиты», - подчеркивает ГНЭУ.

Также ГНЭУ ВР обращает внимание на осложнения при формировании судейского корпуса нового Киевского городского окружного административного суда.

«Ведь до создания Высшей квалификационной комиссии судей Украины невозможным является назначение на должность судьи, а также перевод судьи на должность судьи в другой суд по результатам конкурса (статьи 70, 82 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»)», - отмечают в экспертном управлении.

Сейчас работа Высшей квалификационной комиссии судей не восстановлена (и вряд ли будет восстановлена до конца 2021 года, с учетом того, что до сих пор не принят соответствующий законопроект 3711-д).

Напомним, что ранее судьи Окружного административного суда города Киева направили обращение к членам Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы относительно существующих на сегодня угроз независимости судебной власти в Украине и инициативы Президента Украины ликвидировать ОАСК при отсутствии определенных законодательством оснований.

Также Рада судей Украины обратила внимание, что ликвидация ОАСК приведет к тому, что истцы будут годами ждать решения суда.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва